Познавательная программа о пейзажной живописи «Золотая осень.»
классный час (5 класс) на тему
Знакомство с пейзажной живописью. Развитие художественного восприятии детей, способности видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательная программа о пейзажной живописи «Золотая осень» | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная программа о пейзажной живописи «Золотая осень.»
Программные задачи:
Продолжать знакомство с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятии детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Учить внимательно рассматривать художественные полотна, формировать у детей интерес к средствам пейзажной живописи, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения. Учить передавать на рисунке характерные особенности золотой осени, развивать творческое воображение.
Литературный материал:
И. Бунин «Лес, точно терем расписной…». А. С. Пушкин «Осень» (отрывок).
Зрительный ряд:
Репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень». И. Остроухов «Золотая осень». В. Поленов «Золотая осень». Н Крымов «Осенний вечер. Золотая осень».
Художественный материал: гуашь, акварель, уголь, пастель.
Ход мероприятия
Учитель: Осень- щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету время года- всегда радовала поэтов и художников.
Помните знаменитые строки А. Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…». Поэт рисует осень словами, а какие средства использует художник? (Ответы детей). Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж). Как вы думаете, почему и зачем художники пишут пейзажи? (Ответы детей).
Однако мало нарисовать холмы- перекаты, деревья и реки, облака и тучи. Настоящий художник способен почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой- радостной или грустной, ликующей или спокойной.
У Ильи Остроухова (демонстрирует репродукцию) многоцветие осени собралось в яркий веселый ковер. Перед нами предстает уголок старого парка. Мягко стелется, я желтая и светло- оранжевая листва кленов и лип. На ярко-зеленой траве, усеянной опавшими листьями, видны размытые очертания теней. Воздух влажный, деревья вдали как бы подернуты дымкой. На тропинке примостились две сороки- тараторки. Спокойно и тихо. Пространство, изображенное на данном полотне, неглубоко. Центр композиции располагается на первом плане. Длинные, тонкие ветви липы с золотой листвой сразу привлекают к себе внимание. Они наиболее освещены в картине, образуют центр композиции. Чередование толстых стволов, тонких веток, крупных кленовых листьев и мелких липовых передает определенное направление движения в картине. Ветви липы напоминают водопад. Они наклонены справа налево, это создает иллюзию осыпающихся листьев. Цветовая гамма построена на сочетании теплых светлых золотисто- желтых тонов с холодными, темными коричневыми и зелеными. Спокойная цветовая гамма создает общий эмоциональный настрой- лирический, умиротворяющий.
А у Исаака Левитана (демонстрирует репродукцию) на картине разворачивается большой пространственный пейзаж. В его «Золотой осени» природа торжественна и красива. Не хочется ли вам войти невидимым в нее и неспешно отправиться в глубь полотна? Речка уже по- осеннему холодна и кажется уснувшей, а деревья еще хранят в своей листве память о тепле летних дней и веселом пении птиц. Беглый взгляд на полотно позволяет думать, что она вся заполнена желтой краской. Но это неправда. Обратите внимание на червонное золото листвы, на то, как художник смело и энергично прописал голубое небо. А как выразительны яркая зелень озимых и темная синь реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника!
Пейзаж, запечатленный Левитаном, открывается как бы с высокого берега реки. Художник хотел показать бескрайние дали, простор, подчеркнуть величественность красоты природы. Все живописное полотно «Золотой осени» И. Левитана наполнено внутренним движением. Мы ощущаем движение воды в реке. Свет и тень на траве и в кронах деревьев переданы так, что, кажется, мы чувствуем дуновение ветерка, видим, как дрожит тень от листвы на земле, слышим шелест листьев. Пространство, изображенное на картине, многоплановое. Центр композиции находится на втором плане. Это- березовая рощица у изгиба реки. Взгляд зрителя направился к композиционному центру дважды. Деревья, расположенные в левой части картины на переднем плане расступаются, открывая взгляду освещенную солнцем березовую рощу. Река, увлекая за собой в глубину пространства пейзажа, приводит снова к композиционному центру. Настроение картины праздничное, торжественное. Природа празднует приход осени.
А теперь рассмотрим картину художника Василия Поленова. Можно ли не зная названия этой картины, догадаться, какая пора осени изображена? (Да, золотая осень).
Что нам об этом говорит? (Яркие, нарядные, праздничные, звонкие, теплые краски.) если в картину Левитана мы готовы были войти, то картина Поленова зовет нас…полетать. Высокая линия горизонта необходима художнику не для того, чтобы ограничить просмотр, а для того, чтобы шире дать пространство земли. Мы сначала не замечаем на переднем плане землю, покрытую пожухлой травой. Наш взгляд «перепрыгивает» через осеннее золото перелесков, через зеленые деревья- великаны и устремляется к реке.
А как вы думаете, почему так расположил линию горизонта художник? На что он хотел обратить наше внимание? (Ответы детей). Да, на красоту земли золотой осенью.
Обратите внимание, мы шуршали листьями на картине Остроумова, незримыми входили в пейзаж Левитана, летали над простором Поленова. От таких приключений можно устать. Но не торопитесь домой. Давайте полюбуемся золотой осенью ранним вечером на картине Николая Крымова. Возможно, о такой осени писал знаменитый поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Какие удивительные розовые облака! Лес справа, как в стихотворении Бунина, и лиловый, и багряный. А кое- где талантливая художница- осень только начала изменять цвет деревьев. Так они и стоят: снизу- зелено- коричневые, а вершины покрашены тусклой охрой.
Ребята, рассмотрев эти картины, мы понимаем, что каждое творение художника неповторимо. Даже если мастера выбирают одну и ту же тему, картины будут разными. Рассматривать картины очень интересно, но этому тоже надо учиться.
Чтобы понять, как художнику удалось передать то или иное настроение, почему он выбрал именно такой прием. Нужно рисовать самому. Сейчас мы попробуем, как художники, нарисовать золотую осень. Вспомните, что мы видели на прогулке, какими были деревья, кусты, небо.
Настроение в картине прежде всего выражает цвет. Оттенки чувств- оттенки цвета. Вспомните о холодных и теплых цветах, о тихих и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями. Подумайте, много или мало будет неба в вашей работе. И не бойтесь смешивать краски прямо на поверхности листа. Пусть будут видны смелые мазки кистью. Для этого вам потребуются краски, уголь, пастель.
(Самостоятельная работа детей. В конце занятия необходимо одобрить рисунки детей, обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические основы пейзажной живописи
Основная задача обучения реалистическому искусству изображения природы состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отно...
урок литературы в 9 классе Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).
на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте...
Статья Значение пейзажной живописи на занятиях изо
В данной статье рассматривется вопрос о видах пейзажа, становление его как отдельного вида изобразительного искусства. Роль пейзажной зарисовки в воспитании личных качеств обучающегося....
Сценарий развлекательно-познавательного мероприятия "Золотая осень"
Сценарий мероприятия "Золотая осень" разработан для детей младшего школьного возраста, предназначен для формирования и систематизации знаний об осенней поре, активизации познавательной активности в иг...
Пейзажная живопись. Картина И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка»
Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах род...
ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Конспект занятия по живописи "Золотая осень"
Занятие для детей первого года обучения в кружке по изобразительному искуству....
- Мне нравится (1)