Методические основы пейзажной живописи
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) по теме

Филатова Александра Витальевна
Основная задача обучения реалистическому искусству изображения природы состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отношения внутри самой изучаемой формы растения, а сверх того, научиться передавать конкретную, особую пластику каждого растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_osnovy_peyzazhnoy_zhivopisi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Не следует полагать, что искусство изображения природы представляет собой произвольную трактовку форм ее основных элементов. Научиться искусству изображения природы, ее тончайших красочных переливов и передачи в живописном произведении всей глубины охвативших чувств при созерцании удивительных картин природы помогает поэтапное, последовательное освоение основных элементов пейзажа.

Приступая к изображению пейзажа, необходимо, прежде всего, выбрать сюжет и композицию. Здесь крайне важно тонко прочувствовать тему, так как это поможет определить акценты будущего изображения. Ученик должен сосредоточить свое внимание на самых характерных особенностях местности, выбрать для композиционного решения наиболее типичные объекты пейзажа. Иногда ради композиционного единства и гармонии художнику приходится немного сдвигать в сторону различные элементы пейзажа (куст, дерево), добавлять или опускать некоторые детали.

Главное в характеристике пейзажа — правильное решение композиции, выбор наиболее удачной точки зрения. В пейзаже, как и в любом  виде изобразительного искусства, действуют законы композиции (единство, соподчиненность, контрасты, новизна).

Построение пейзажа следует начинать с небольших подготовительных набросков. В них юный художник должен сосредоточить внимание на главном, выделить основную идею композиции, не прорисовывая пока отдельных деталей. Для верного композиционного решения пейзажа важен выбор ракурса, расположение линии горизонта. Линия горизонта — воображаемая линия, разделяющая небо и землю, должна быть выше или ниже геометрической середины листа.

  • Высокий горизонт позволяет дать более широкую панораму пейзажа, показать простор.
  • Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие и значимость.

Самая большая трудность при компоновке пейзажа состоит в том, чтобы дать верную характеристику изображаемой местности. Для этого надо следить, чтобы все детали пейзажа были увязаны между собой, чтобы они подчинялись главному и помогали  выразить общую композиционную идею. Смысловое содержание пейзажа должно быть выражено ярко и эмоционально.

Решая композицию пейзажа, нельзя выхватывать отдельные, случайные куски природы, надо показывать самое характерное, самое типичное и выражать свое отношение к увиденному. Эстетически эмоциональным  и выразительным будет такой пейзаж, который ярко передаст впечатления, мысли, чувства и настроение художника.

Когда наиболее удачное композиционное решение найдено в предварительных набросках, можно приступать к рисунку. На этом этапе педагогу надо проследить, чтобы ученик методически правильно вел свою работу. Сначала едва касаясь карандашом бумаги, намечают  общую схему расположения предметов, характер их форм и пропорции, и только потом приступают к построениям перспективы.

Перспективой называется изменение внешности и видимые сокращения размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз наблюдающего.

Различают несколько видов перспективы:

  • Линейная перспектива — передача пространственной глубины в картине на основе законов линейно-графического изображения объемных предметов на плоскости холста при использовании выразительных средств: тоновые пятна, линии, штрихи, разные виды контура, построение определенных размеров, пропорций, масштабов в элементах картины.
  • Воздушная перспектива — построение пространственной глубины в картине посредством передачи определенных живописных( цветовых, тоновых) отношений между элементами картины и передачи изменений оттенка и плотности воздушной среды согласно планам картины.

Для убедительной и выразительной передачи пространства, глубины, необходимо правильно установить горизонт, точки схода на линии горизонта и верно передать масштаб предметов.

Намечая перспективу, не следует излишне увлекаться и превращать рисунок в чертеж. Явления перспективы надо передавать так, чтобы не потерять выразительности и живости. Чтобы правильно передать перспективы юный художник может разбить свой рисунок на два-три перспективных плана:

  • передний;
  • средний;
  • задний.

Сравнивая их между собой, можно будет легче определять масштабность предметов и правильно решать их в тоне, соблюдая закон контрастов.

Воздушная перспектива также подчинена определенным законам:

  • Четкость предметов по мере их удаления от зрителя слабеет. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчатыми будут его очертания.
  • Сила тоновых отношений — контрастов по мере удаления от зрителя ослабевает.
  • По мере удаления предмета от зрителя насыщенность и яркость его цвета ослабевает.

Леонардо да Винчи по этому поводу писал: «За пределами известного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотой воздуха на горизонте. Это происходит от воздуха, который располагается между этими деревьями и глазом».

Одновременно с передачей явлений свето-воздушной перспективы учащийся должен следить за техникой работы. Рисуя предметы на переднем плане надо уделять им много внимания, быть внимательным к деталям; на втором плане прорисовывать предметы более мягко, а на дальнем — изображать их легкими мазками.

Те же самые правила действуют и в моделировке предметов светотенью. Предметы переднего плана изображаются наиболее четко со всеми деталями; предметы на втором плане изображаются более общо, следует сосредотачивать свое внимание на форме, передавать только свет и тень.

При объяснении закономерностей тональных отношений учителю необходимо не только объяснять, но и иллюстрировать свои объяснения средствами педагогического рисунка.

В раздел пейзажа непременно входит и раздел «Рисунок деревьев, цветов и растений». Этот вид учебной работы юному художнику крайне необходим.

Крайне важно посвятить достаточно времени наблюдению за мелкими формами пейзажа и их зарисовкам.

  • Рассмотрите подробно стебель выбранного растения, все изгибы его формы, его толщину по отношению к чашечке цветка, к форме листьев и постарайтесь наиболее точно передать все подробности натуры в своем этюде.
  • Проанализируйте резную форму лепестков, попробуйте найти в них симметрию (асимметрию), обратите внимание на широкое начало лепестка у основания и сужение к кончику.
  • Проанализируйте стебли растения, форму пустот в резных стеблях.
  • Проанализируйте все имеющиеся в растении округлые форм, воображаемый их радиус, сочетание этих радиусов между собой, и, конечно же, необходимо постараться максимально точно передать в картине все замеченные характеристики, подробности форм каждого растения.
  • Обратите внимание, под каким углом части цветка соединяются друг с другом.
  • Рассмотрите все прожилки на лепестках и листьях, их особенный, характерный рисунок.
  • Важно передать растения трехмерно, не изображать их плоскими, словно они засушены в гербарии. В изображении растений передача объемности, достигается ракурсами, направленными на зрителя или удаляющимися в глубину.
  • Необходимо учитывать характер движения и общую направленность листьев (вверх, вниз, горизонтально).

Так постепенно в процессе знакомства со многими растениями «лично с каждым», постепенно будет открываться красота линий, форм, цветовая гармония и приходить живописный опыт. Подробное изучение формы растений полезно еще и потому, что первый план в пейзаже всегда изображается как можно более подробно и четко.

 Любому художнику важно знать, чем отличается одно дерево от другого, знать, как располагаются ветви на деревьях, как они изгибаются, как на них растут листья. Леонардо да Винчи даже мечтал написать целый трактат «О деревьях и зелени». В «Книги о живописи...» в главе «О разветвлении растений» он пишет: «Во-первых, всякая ветвь любого растения, которую не одолевает ее собственная тяжесть, изгибается, поднимая свою вершину к небу. Во-вторых, веточки, которые растут на ветвях деревьев внизу, больше тех, которые растут наверху. В-третьих, те веточки, которые вырастают ближе к центру дерева, в скором времени отсыхают вследствие чрезмерной тени. В-четвертых, те ветви растений будут наиболее сильными и в наиболее выгодной положении, которые ближе к самыми крайним и верхним частям этих растений: а в чем причина? В воздухе и в солнце, и в-пятых, углы, под которыми ветви отходят от дерева, равны между собой. В-шестых, но эти углы становятся тем тупее, чем старее становятся ветви, образующие их стороны. В-седьмых, сторона этого угла тем наклонней, чем тоньше ветвь ее образующая. В-восьмых, всякое раздвоение ветви, сложенное вместе, ветвь составит толщину ветви, от которой оно отходит... В-девятых, главная ветвь имеет столько изломов, сколько имеет ответвлений, не сидящих друг против друга. В-десятых, на изломах ветвей тот сильнее изгибается, у которого ветви наиболее равны по толщине... В-одиннадцатых, место крепления листа всегда оставляет свой след под ветвью, растущей вместе с этой ветвью до тех пор, пока кора от старости дерева не треснет и не разойдется».

Чтобы разобраться в форме и особенностях деревьев их следует тщательно проанализировать.

Проанализируйте, на какой высоте ствола дерева начинается ветвь, какое у нее строение, ее общую форму, пластику, соотношение ветвей между собой.

Следует изучать расположение ветвей, и угловатость их сучков у разных пород деревьев, прорисовывать дупла, намечать трещины коры.

Обращать внимание на просветы в кроне дерева, их форму, размер и ритм. Кроны деревьев рисуют, не перечисляя листья, а выделяя цельные объемы, отмечая наиболее характерны и отделяющиеся от них ветви и листья.

Необходимо учитывать характер движения и направленность листьев. Есть породы деревьев, у которых большинство листьев растет почти горизонтально, есть породы деревьев, у которых листья расположены наклонно, веерообразно или почти вертикально. Следует передавать точное расположение листьев в их общей форме на ветвях.

В рисунках, этюдах необходимо стремиться, как можно точнее зарисовывать свои наблюдения, внося максимум подробностей, не боясь впасть в натурализм.

При объяснении характерных особенностей формы различных деревьев следует запомнить:

  • У березы ветки от ствола идут вверх, затем загибаются книзу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев. У плакучей березы эти крайние ветви более тонкие и длинные, у обыкновенной — они короче, более толстые и узловатые.
  • У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя свое направлений. Листья располагаются группами на конце веток, напоминая шапки причудливой формы.
  • У ивы ветки от ствола тянутся вверх, но на молодых кустарниках (вербах) они так и остаются прямыми, свисают только листья; а у взрослого дерева ветви под тяжестью листьев свисают вниз, образуя характерную массу, похожую на поток воды, именно поэтому иву называют «плакучей».
  • У ели ветви также стремятся вверх, особенно это хорошо видно на верхушке дерева. Очень распространенная ошибка — рисунки ели с опущенными ветвями.
  • У сосны ветви широко расходятся в стороны, а на концах резко поднимаются вверх, где и расположены иглы.

И.И. Левитан говорил, что, изображая дерево в пейзаже, художник должен стремиться точно, передать породу дерева и характерное для него строение, пластику, форму, направление ветвей, каждое дерево должно быть узнаваемо в пейзаже.

В пейзаже многое изменчиво, и художнику, рисующему с натуры, очень важно обладать хорошей зрительно памятью, особенно это актуально в изображении неба и облаков, которые быстро меняются.

По своему внешнему виду облака делятся на несколько типов:

  • параллельные, переплетающиеся, как волокна, вытянутые в одном или нескольких направлениях — перистые облака.
  • Конические по форме, иногда напоминающие «башни» на горизонтальных основаниях — кучевые облака.
  • Плоские, образованные высокой облачностью слоистые облака.

Рисуя пейзаж и моделируя форму крон деревьев светотенью, не следует особенно вдаваться в мелкие детали. Вполне достаточно выявить основные массы. В своих советах молодым художникам Леонардо да Винчи писал: «На далеких расстояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, те, которые не являются основными, теряются вследствие своего уменьшения; так что если небольшое освещенное место остается на затемненном пространстве, то оно теряется и ни в какой мере не искажает этой тени. То же бывает с небольшим затемненным местом на большом освещенном фоне».

Рисунок дерева ведется от его основания. От основания дерева проводится тонкая вспомогательная вертикаль, относительно которой прорисовывается ствол дерева. Он часто имеет разные виды наклона, ответвления, раздвоения, поэтому вертикальная вспомогательная линия помогает точно передать форму дерева, расположение ветвей и общий наклон формы.

Передать общий силуэт, контур формы дерева, кустарника или отдельной крупно ветви можно двумя способами:

  • в обобщенной форме — в декоративно-монументальной манере
  • показать все строение подробно и детально — в реалистичной манере письма.

Особенно подробно прорисованный объем дерева придает поэтичную утонченность, изысканность пейзажу.

Чтобы хорошо изучить характерные особенности разных деревьев, надо, прежде всего их внимательно наблюдать, а потом тщательно прорисовать каждое из них. Во многих старинных пособиях по рисованию пейзажа рисунку веток, цветов, растений и различных пород деревьев отводится специальный раздел. Необходимо обращать внимание на тот факт, что одинокие деревья, растущие посреди поля, луга, имеют широкие, раскидистые ветви и дают большую тень, тогда как деревья этой же породы в лесу, стремясь к свету, вытягиваются высоко вверх и при этом крона образуется лишь в верхней части стволов.

Для художника-пейзажиста каждый в отдельности вид растения является своеобразным олицетворением азбуки природы. Для того чтобы описать поэзию природы, необходимо изучить ее алфавит.  Зарисовка растений не только увлекательный, но и крайне необходимый вид работы. После кропотливого изучения, многократной прорисовки разнообразных видов растений, уже не будет существовать общая зеленая масса, как в природе, так и в картине, в каждой травинке будут видны хорошо знакомые формы, с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой. Только тщательно изучив все составляющие части пейзажа, его мелкие формы можно ожидать правдивого, реалистичного изображения всего пейзажа.

Существует определенный порядок работы над пейзажем:

  • Определение положение линии горизонта, в зависимости от творческого замысла;
  • Прорисовка общих форм растений, деревьев, зданий;
  • Уточнение основных пропорций элементов, с учетом закономерностей линейно перспективы;
  • определение наиболее освещенных мест, прокладка теней;
  • определение композиционного центра пейзажа, расположение предметов с учетом их подчиненности ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 9 классе Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).

на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте...

Статья Значение пейзажной живописи на занятиях изо

В данной статье рассматривется вопрос о   видах пейзажа, становление его как отдельного вида изобразительного искусства. Роль пейзажной зарисовки в воспитании личных качеств обучающегося....

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ....

Познавательная программа о пейзажной живописи «Золотая осень.»

Знакомство с пейзажной живописью. Развитие художественного восприятии детей, способности видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него....

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать ...

Развитие пейзажной живописи.

Изучаем и рисуем пейзажи....

Самоанализ урока "Развитие пейзажной живописи"

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми....