Пейзажная живопись. Картина И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка»
методическая разработка по мхк на тему
Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу. Тему родного края по-своему разрабатывали А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин. Исаак Левитан - один из величайших русских пейзажистов XIX века. И.И.Левитан сделал образ природы главным сюжетом картины, потому что сам не видел ничего более важного и увлекательного, чем её вечная и непостижимая гармония. Он был первым русским художником, сумевшим увидеть характерную неповторимость ландшафта средней полосы, прочувствовать и передать его особую скромную лирику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пейзажная живопись. Картина И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка» | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пейзажная живопись. Картина И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка»
В русской живописи XIX века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Достижения отечественной пейзажной живописи имеют важное мировое значение и особую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, внесли ощутимый вклад и обогатили культуру не только в нашей стране, но и во всем мире.
В первой четверти XIX столетия русская пейзажная живопись освобождается от идей рационализма, присущих эпохе классицизма XVIII века. На смену приходит романтизм, зародившийся в качестве реакции на идеалы эпохи Просвещения.
Русский романтический пейзаж был неразрывно связан с великим подъемом национальной культуры. Романтизму в русской пейзажной живописи не свойственно настроение протеста и разочарования, наоборот, в основном, он имел светлый характер, в котором часты мотивы надежды, мечтательности, ожидания. Художники этого времени, как отмечал А.А.Федоров-Давыдов в своей работе «… - видописцы в узком смысле слова».[1] И действительно, при написании картины они чаще всего описывали местность (М.Н.Воробьев, А.Е.Мартынов, С.Ф.Галактионов).
Содержание их произведений обычно сводилось к их сюжетам. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Однако, учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего возникновения была тесно связана с живой жизнью, именно эта связь с практикой и способствовала развитию реалистических тенденций, которые сформировали качественно новое, реалистическое направление русской пейзажной живописи.
Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы. Особенно остро это проявляется в пору революционно-демократического движения второй половины XIX века в России.
Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу.
В пейзажной живописи заметен интерес лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края.
Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали А.К.Саврасов и Л.Л.Каменев.
Тему родного края по-своему разрабатывали А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин.
В 1894 году еще при жизни Левитана В.М.Михеев в своей статье «Русский пейзаж в городской галерее П. и С. Третьяковых» пытается дать одну из первых характеристик творчества художника. Автор пишет о том, что пейзаж наиболее субъективный вид живописи и в творчестве Левитана это особенно ощутимо. Художник в работах передает свои переживания. Главное для него - это чувствование природы.
А.Н.Бенуа в своей «Истории русской живописи в XIX веке» писал: «Картины Левитана - не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа».[2]1 Бенуа высказывал и такую мысль: его « картины всегда прекрасны как таковые: не по сюжету, не по «содержанию», но прямо по своему внешнему виду, сами по себе, как живопись, краски, как сочетание форм».[3]2 А.А.Федоров-Давыдов говорил о том, что Левитан в своем творчестве смог показать «тончайшие нюансы жизни природы».[4]3 Он внёс немалый вклад не только в русскую, но и мировую пейзажную живопись. В.Е.Сизов в своей статье «Памяти Левитана» представляет разбор нескольких основных произведений художника, в которых он писал об их «поэтическом настроении»[5]1 и лирической грусти.
В.Манин в книге «Русский пейзаж» писал о том, что «Левитан не только выразил характерный облик русской природы. Он старался осмыслить важные стороны национального склада и характера народа, специфические черты русской жизни. Левитана волновали судьбы страны. Он затронул чувствительные струны любви современников к своей родине и вложил в сознание передового общества понимание истоков этой любви».[6]2
Н.Крымов в статье "О Левитане" отмечал умение художника очень точно передавать «общий тон в природе, что и давало ему возможность с необычайной правдивостью изображать моменты дня. Все его картины столь разнообразны по общему тону, что мы сразу видим, какой именно день и какой момент дня изображен художником».[7]3
А.А.Ростиславов в книге «Левитан» делает вывод: «Он был совершенно необходим, без него в истории развития нашей живописи образовался бы провал, был бы невозможен мост от реализма к современным течениям».[8]4
Он не был революционером в искусстве, однако в его творчестве уникальность отечественных ландшафтов была показана настолько выразительно, что до сих пор находит последователей и подражателей. Ранее пейзаж служил лишь фоном в тематической картине, и его изображение было чрезвычайно условно. Когда речь заходит о «Поэзии русского пейзажа», в первую очередь возникает имя И.И.Левитана.
Исаак Левитан - один из величайших русских пейзажистов XIX века. «Вобрав в свое искусство все лучшее из того, что было создано его предшественниками, Левитан решает проблему необычайной сложности - проблему глубокого философского осмысления природы» - писала О.Я.Кочик. [9]1
Говоря о соотношении творчества И.И.Левитана с пейзажной живописью его времени и XIX столетия в целом, нельзя не отметить то обстоятельство, что его жизнь была связана с Москвой, а его искусство - неотъемлемая часть того значительного пласта русской культуры, который именуется московской художественной школой. Творчество А.К.Саврасова оказало самое сильное влияние на художника. Развитие лирического пейзажа условно началось с картины именно этого мастера «Грачи прилетели» (1871, ГТГ).
Колорит и освещение в его работах становятся более сдержанными, темы и сюжеты более привычными русскому человеку. Художнику в своей работе впервые удалось выразить душу русской природы. Творчество А.К.Саврасова стало для И.И.Левитана точкой опоры в дальнейшем самостоятельном развитии. Обязательно нужно упомянуть и общение И.И.Левитана с В.Д.Поленовым. Он помог ему и в формировании нового подхода к пейзажной живописи, и в понимании пленэра. Они одни из первых, кто стали писать на воздухе, при естественном освещении.
И.И.Левитан сделал образ природы главным сюжетом картины, потому что сам не видел ничего более важного и увлекательного, чем её вечная и непостижимая гармония. Он был первым русским художником, сумевшим увидеть характерную неповторимость ландшафта средней полосы, прочувствовать и передать его особую скромную лирику. Трудно представить, что когда-то русская природа могла изображаться иначе: пейзажи Левитана сейчас кажутся наиболее привычными и естественными.
Они дают почувствовать то, что находится в наших краях, не таких эффектных, как в яркой и солнечной Италии.
И.И. Левитан не ставил перед собой, как многие его современники, вопросов о новой идеологии живописи. Но именно он стал родоначальником особого направления в отечественной пейзажной живописи - «пейзажа настроения». Его главной целью было отражение красоты природы, красоты, в которой он чувствовал философские глубины. Известно множество работ, навеянных художнику осенними мотивами. Он писал осень масляными красками, акварелью, пастелью.Стоит отметить одну из первых картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ). Благодаря этой работе он стал известен в художественных кругах. Но, дальнейший путь к мастерству заключался в необходимости постоянной самостоятельной работы. Постепенно начала формироваться его собственная манера письма и особый стиль живописи. Появились первые небольшие пейзажи: «Мостик. Саввинская слобода» (1884-1886, ГТГ), «Речка Истра» (1885-1886, ГТГ). Крымские работы: «У берега моря. Крым» (1886, ГТГ), «Улица в Ялте» (1886, ГТГ), «Сакля в Алупке» (1886, ГТГ). Достигнув определенного уровня мастерства, художник начинает совершенствовать содержательную выразительность своих картин. Левитан отправляется на Волгу, где пишет такие работы как «Вечер на Волге» (1887-1888), «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ), «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ). После возвращения из Плёса художник пишет ещё несколько пейзажей, не касающихся напрямую темы Волги. В них с особенной очевидностью проявляется тот высокий уровень живописности, которого достиг художник на волжских пленэрах. Среди них можно выделить полотно «Березовая роща» (1885-1889, ГТГ) и пейзаж «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ). Здесь появляются новые мотивы. Видимо, об этих картинах Антон Чехов сказал И. И. Левитану: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка». [10]1
Среди звенигородских работ представляется поистине замечательной по тонкости красок осеннего дня работа «Золотая осень. Слободка». Художник обратился к самому обыкновенному пейзажному мотиву простой задумчивой русской деревни, где изобразил богатство осенних красок, сочное буйство оттенков, торжество осени. Осень для И.И.Левитана пора бодрости, прилива сил, буйства красок и надежд. Художник очень точно уловил и передал многообразие оттенков листвы.
В неприглядном, казалось бы, виде российской глубинки с неказистыми крестьянскими избами, с небольшими деревцами, с разъезженной дорогой, и с бесконечным светом неба, И.И.Левитан выразил искренние светлые, трепетные чувства, которые вызывала в нем сама природа. Здесь художник выступает мастером камерного пейзажа. На картине изображены проселок, несколько деревенских домов, рядом с которыми, возможно, находятся огороды, в окружении полей, вдали видна лесная опушка. Но в этом небольшом (43 х 67,2 см.) по размерам пейзаже видно столько очарования, произведенного на художника, этим скромным уголком России.
Композицию И.И.Левитан не выстраивает согласно принципам классической живописи, художник выбирает, словно случайную точку зрения и слегка удлиняет формат. Эта работа удивительно точно передает натурный мотив.
На картине можно различить несколько планов. Первый - дорога, уходящая вдаль к горизонту, обнесенная ветхой изгородью. Зеленая трава, кое-где начавшая желтеть и яркая березка с золотистой листвой, контрастирующая с тусклым деревцем, стоящим рядом. Чуть дальше несколько простых крестьянских изб среди полей. Задний план – верхушки деревьев на линии горизонта, тонущие в дымке.
Дорога уходит не прямо вглубь картины, а заворачивает, образует слегка заметный поворот на первом плане, идущий от зрителя к слободке и дальше к опушке леса, и благодаря ему взгляд охватывает большее пространство в работе. Судя по краскам, использованным художником, дорога кажется сухой, что подтверждает ясную и уже слегка морозную погоду золотой осени.
Слева от дороги на небольшой темно-зеленой поляне стоит стройная береза. Она, годами одиноко растущая среди крестьянских огородов, светится золотом своей еще не опавшей листвы. Это самое яркое живописное пятно в картине, привлекающее внимание и, несомненно, объединяющее несколько приглушенное цветовое решение всей остальной палитры этого холста. Береза выделяется на фоне довольно темного поля чистым золотистым пятном. Дерево густо покрыто листвой. От самого основания до макушки равномерная яркая крона. Отсутствует проработка, не видно ни отдельных веток, ни светлого, белого ствола.
Справа от березы расположено еще одно невысокое деревце. Их образы контрастны. Листья на нем уже давно пожухли, и их цвет практически сливается с крышей одного из крестьянских домов.
Слева, в углу картины, выделяется молодая золотистая березка, но её цвет не такой насыщенный, как у взрослой березы. Между ними видна уже пожелтевшая и побуревшая трава. Выстроенные вряд слева направо деревья, как будто символизируют начало жизни, её расцвет и увядание.
По правую сторону дороги расположены огороды, обнесенные ветхой изгородью. Светлые полосы земли выделяются на фоне зеленых полей.
Далее, на втором плане, располагается ряд деревянных построек, невысоких крестьянских изб. Почти все они изображены в фас.
С правой стороны холста, за зелеными полями, перед низким домом расположена небольшая группа деревьев. Все они тоже имеют золотистую окраску, но немного темнее, чем береза на первом плане. До сих пор эти деревья сохраняют свое нарядное осеннее убранство.
На заднем плане, вдали за деревней, виднеется поле, приближающееся к горизонту. Следом, словно в дымке, тонут верхушки деревьев осеннего леса.
Над этим пейзажем располагается чистое, светлое небо. На нем немного видны почти прозрачные облака. Небо, занимающее в работе «Золотая осень. Слободка» почти половину холста, задает произведению главный настрой состояния природы. Оно является частью картины, объединенной с земными красотами и отсюда эта совершенная гармония и равновесие, исходящие от этого холста. Небо спокойно, свежо и почти прозрачно с едва видными облаками, мирно плывущими по нему. Оно как будто светится изнутри.
Осень приглушила яркие, насыщенные краски лета. Изменились не только цвета, но и воздух. Он стал прозрачнее и холоднее. Солнца не видно, но его лучи освещают поля, деревья и деревню. Ощущается осенняя прохлада.
И.И.Левитан пишет в эскизной манере - легкими и уверенными мазками. При взгляде на картину «Золотая осень. Слободка», по словам А.А.Бенуа, кажется, что всё здесь именно так, как выглядит в природе. Без лишней проработки деталей. И.И.Левитан изображал общее, так правдиво и ясно, что каждая следующая деталь нарушала бы целостность и единый смысл картины. Художник показал все очарование русской осени в глубинке.
«В качестве материалов для рисунка под живопись Левитан чаще всего брал сильно разбавленную масляную краску, нанося ее линейно, тонкой кистью, … или монохромную, закрывая большие плоскости, определял основу композиционного решения». [11]1
Для художника важен процесс и метод нанесения краски на холст. Его манера живописи соответствует выбранному мотиву, в данном случае - настроению картины. Это работа выполнена на пленэре. Природа всегда обогащала воображение И.И.Левитана. В ней художник передает свои впечатления от натуры, которую он видит, объединяет со своей фантазией, и создает обобщенный образ, насыщая его своим чувством.
Создавая свою работу «Золотая осень. Слободка», И.И.Левитан постоянно писал на открытом воздухе, «советуясь с природой».
Картина написана масляными красками. Широкими мазками свободно, убедительно и совершенно материально. В картине чередуются разные приемы нанесения красочного слоя. На ней можно заметить, как по-разному нанесены мазки. Поверхность их различается. Трава на первом плане изображена небольшими горизонтальными шероховатыми мазками, находящими друг на друга. Использованы разные оттенки зелёного, бурого и охры. Небольшой кустик березы на первом плане кое-где проработан точечно. Заметен рельеф красочного слоя.
Для поверхности полей использованы широкие мазки, закрывающие большие плоскости. При движении к горизонту поверхность становится более ровной. На изображении неба мазки не так заметны, они немного сглажены.
Разнообразие технических приемов нанесения масляной краски придает работе ещё большую живописную красоту. Опыт, приобретенный в Волжских поездках, помогает И.И.Левитану мастерски передать световоздушную среду. Художник смог языком красок рассказать о чувствах, которые вызывает в нем этот пейзаж.
В работах мастера часто встречается мотив дороги («Владимирка», 1892, ГТГ), который является символом проходящего времени, символом изменений. На этой картине она тоже присутствует. Возможно, является символом смены времен года. Ведь скоро на смену осени придет зима. В картине можно проследить и переход из одного состояния в другое по деревьям, расположенным на первом плане. От только что начавшейся жизни (молодая березка), к её расцвету (взрослая береза) и, затем, постепенному увяданию (деревце с потемневшей кроной).
В работе И.И.Левитана интересуют проблемы передачи освещения, игры света и тени. Там, «где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо - все живет подлинной полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже не так может заботиться об отделке, наоборот, достаточно иной раз одного верного намека, одного верного пятна, чтобы изображение стало восприниматься как реальный предмет».[12]1 Художник в картине использует сложные цветовые и тоновые отношения.
Рассматривая пейзаж И.И.Левитана «Золотая осень. Слободка» зритель словно проникает вместе с художником в самую душу русской природы, в ее тихий и спокойный мир.
Картина «Золотая осень. Слободка» - это сочетание ярких золотистых оттенков с приглушенными, спокойными цветами, живого смелого мазка и точности изображения. Колорит картины тонко раскрывает естественные цветовые соотношения в природе в осеннюю пору. Он построен на гармонии теплых цветов деревьев, деревенских изб, леса на заднем плане.
Творчество И.И.Левитана стало продолжением лирической линии развития русского пейзажа, начатого ещё А.К.Саврасовым, Ф.А.Васильевым и В.Д.Поленовым. Пейзаж перестал быть просто изображением внешне красивых уголков природы, а стал нести в себе определенную идейную направленность и самобытность. И.И.Левитан не только стремился отразить красоту природы, но и пытался раскрыть её душу. Он всегда передавал реальный облик природы и создавал свои картины в результате тщательного изучения действительности.
«Он понял привлекательность среднерусского, подмосковного пейзажа, … но в его живописи не найти ни дикой природы, ни чащи дремучих лесов, ни знойных просторов степей. При всем том Левитан полнее своих современников выразил в живописи существенные черты нашей страны», - писал М.В.Алпатов. [13]1
«Обогащенный опытом предшественников, он шел к созданию обобщенного образа природы и здесь достиг большей глубины, чем другие пейзажисты конца века. Каких бы сторон искусства Левитана мы не касались, его новизна во всем чувствуется столь же сильно, сколько сильны в нем связи с исканиями предшественников».[14]2
И.И.Левитану было присуще тонкое и более проникновенное, чем у его предшественников и современников, ощущение красочной, живописной прелести русской природы. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками (бирюза неба, синяя вода озер, сияющая зелень лугов, охристо-желтая и оранжевая осенняя листва).
Пейзажи И.И.Левитана замечательны тем, что при чрезвычайно широком письме и свободе его техники они удивительно материальны, воздушны и правдивы.
При взгляде на картины «Золотая осень» (1895, ГТГ), и «Золотая осень. Слободка», зритель погружается в осеннюю пору в самом красочном её убранстве.
Картины художника поражают своим проникновением в жизнь природы, свежестью и чистотой колорита удивительной тонкостью настроений. И. И. Левитан использовал завоевания европейских живописцев второй половины XIX столетия, которые достигли больших успехов в области пленэра, то есть естественной, правдивой передачи света и воздуха в своих работах.
Список литературы:
1. Алпатов М.В. И.И.Левитан. М-Л.1945
2. Бенуа А.А. История русской живописи в XIX веке. М. Изд. «Республика». 1999
3. Карисен Г., Кочик О., Виктурина М. Особенности техники живописи Левитана. Изд. «Художник». М. 1963
4. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М. 1959
5. Манин В. Русский пейзаж. М. Изд. «Александр Принт». 2000
6.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л. Изд. «Художник РСФСР». 1980
7.Островский Г. Рассказы о русской живописи. М. Изд. «Изобразительное искусство». 1989
8. Пророкова С. Левитан. М. Изд. «Молодая гвардия». 1960
9. Ростиславов А.А. Левитан. СПб. 1911
10. Турков А. И.И.Левитан. М. Изд. «Искусство». 1974
11. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1. М., 1966.
Иллюстрации:
«Автопортрет» (бумага, китайская тушь, белила, кисть, 1880, ГТГ)
«Золотая осень. Слободка» (холст, масло, 1889, ГРМ)
[1] Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1. М., 1966. с. 27
[2]1 Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М. Изд. «Республика». 1999, с. 346
[3]2 там же, с. 351
[4]3 Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1. М., 1966. с. 125
[5]1 Сизов В. Е. Памяти Левитана. //Русские ведомости., 1900., №221
[6]2 Манин В. Русский пейзаж. М. Изд. «Александр Принт». 2000, с.456
3 Крымов Н. О Левитане.// Творчество, 1938, №5
4 Ростиславов А.А.Левитан. СПб., 1911, с. 54
[9]1 Кочик О. Я. О русском пейзаже второй половины 19 в.//Художник., 1960., №6., с 48.
[10]1 Пророкова С. Левитан. М. Изд. «Молодая гвардия». 1960, с.87
[11]1 Карисен Г., Кочик О., Виктурина, Особенности техники живописи Левитана, М. Изд. «Художник», 1963, с. 235
[12]1 Крымов Н. О Левитане.// Творчество, 1938, №5
[13]1 Алпатов М. В. И.И.Левитан. М-Л.1945.,с.35
[14]2 Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1959.,с.264
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине И,И. Левитана " Золотая осень"
познакомить учащихся с речеведческими понятиями на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подгогтовке к сочинению по картине.Умение писать сочинение...
Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...
Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Разработка предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида....
Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"....
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...
Урок развития речи по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Разработка урока по картине И.И Левитана...