Преемственность в работе классного руководителя 5 класса в условиях реализации ФГОС ООО.
статья (5 класс) по теме
Сматериал содержит полезную информацию из опыта работы классного руководителя 5 класса по преемственности в условиях введения федеральных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya_5_klassa.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе классного руководителя 5 класса в условиях реализации ФГОС ООО.
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
Симон Соловейчик
Начался учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.
Внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Трудности этого периода обусловлены:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
Необходимо понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, сгладить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в детях. Для маленького человека, учёба без интереса – каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.
На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе. А учитель начальной школы должен встретиться с новым классным руководителем детей и подробно рассказать о детях, составить каждому ребенку психолого-педагогическую характеристику. К сожалению, иногда случается, что старательный ребенок, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.
В начале учебного года в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Эти собрания, как раз способствуют ускорению и сглаживанию сложного периода перехода обучающихся в среднее звено школы. Здесь родители могут познакомиться со всеми учителями – предметниками, которые будут заниматься обучением и воспитанием их детей, побеседовать с ними, узнать о требованиях предъявляемых к изучению того или иного предмета.
В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.
В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Всегда необходимо учитывать возрастные особенности подростков, стремится создавать ситуации успеха.
Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.
У многих подростков возникает ряд трудностей, и помочь разрешить ихможет классный руководитель. На него в первую очередь ложится задача объединения и согласования позитивных влияний со стороны всех участников педагогического процесса, обеспечение преемственности этих влияний,создание в классе таких условий, которые помогают детям войти в новую ситуацию. Такая непрерывность и последовательность возможна, если классный руководитель 5 го класса хорошо знает, чтобыло достигнуто детьми на предыдущем этапе, знает систему воспитательной работы своего предшественника –педагога начальной школы, понимает значение преемственности и создаетусловия для преемственного воспитательного процесса.
Поэтому свою работу я начала с изучения системы работы с классом учителя начальных классов Штыровой Н. И., а также получила от неё индивидуальную характеристику каждого ученика и семьи._А также, на основании опроса и бесед с пятиклассниками и их родителями установила, что основная типология трудностей детей связана с трудностями учения и общения. Опыт работы с детьми данного класса имеется - год в качестве учителя английского языка.
Из опыта работы известно, что трудности, испытанные в 5 классе,оказываются значительными, надолго запоминаются и влияют на многие стороны школьной жизни, на становление личности. Именно поэтому обеспечение преемственности в образовательном процессе должно восприниматься как актуальная его задача. Чтобы преодолеть эти трудности в школе проводится специальная работа с педагогами и родителями по осуществлению преемственности, особенно в переходный период. Так, практически важным считаю проведенные мною беседы и встречи-знакомства с родителями перед началом учебного года. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
Несомненно, моя работа как классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, на привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Все выше сказанное подводит нас к тому, что в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент. Итак, каким же должен быть современный классный руководитель?
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.
Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.
Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.
В целом же, классный руководитель ведет своих учеников на протяжении всего их пребывания в школе. Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Статья посвящёна вопросу преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Актуальность данной темы заключается в том, что в основе ФГОС одним из принципо...
Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)
Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...
Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...
Преемственность в работе классного руководителя 5-го класса
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом у...
Работа классного руководителя по созданию условий для саморазвития и реализации личности обучающихся
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. ...
Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»
Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....
Выступление на педсовете 30.08. 2016 №1 «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и у...