Преемственность в работе классного руководителя 5-го класса
материал (5 класс) на тему
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.
Внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Трудности этого периода обусловлены:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
Необходимо понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, сгладить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – наивысший и наисложнейший труд. Сильные стороны любого ребенка – его пытливость, любознательность, волевые качества. Если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу – это говорит о том, что начинает формироваться личность.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в детях. Для маленького человека, учёба без интереса – каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.
На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе. А учитель начальной школы должен встретиться с новым классным руководителем детей и подробно рассказать о детях, составить каждому ребенку психолого-педагогическую характеристику. К сожалению, иногда случается, что старательный ребенок, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.
В начале учебного года в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Эти собрания, как раз способствуют ускорению и сглаживанию сложного периода перехода обучающихся в среднее звено школы. Здесь родители могут познакомиться со всеми учителями – предметниками, которые будут заниматься обучением и воспитанием их детей, побеседовать с ними, узнать о требованиях предъявляемых к изучению того или иного предмета.
В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.
В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Всегда необходимо учитывать возрастные особенности подростков, стремится создавать ситуации успеха.
Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.
В теории педагогики преемственность рассматривается как необходимая связь между этапами образования, проявляющаяся в развитии, обучении и воспитании, и как механизм, обеспечивающий последовательное, непрерывное, поступательное развитие личности в обучении и воспитании. Воспитательная деятельности классного руководителя, в которой преемственность становится своеобразным инструментом, системой педагогических мер и действий, обеспечивающими безболезненный процесс перехода ребенка из педагогической системы начальной школы в систему основной школы. Здоровые условия взросления, нетравматический переход ребенка от младшего школьного к подростковому возрасту возможен только при сохранении преемственности воспитания.Это тем более важно, поскольку в 5_м классе возникает новая образовательная ситуация. Новый уровень образования, новые учителя. У многих подростков возникает ряд трудностей, и помочь разрешить их может классный руководитель. На него в первую очередь ложится задача объединения и согласования позитивных влияний со стороны всех участников педагогического процесса, обеспечение преемственности этих влияний, создание в классе таких условий, которые помогают детям войти в новую ситуацию. Преемственность как принцип, обеспечивающий непрерывность и последовательность воспитания, осуществление его в определенном порядке, на основе взаимосвязи с предшествующим этапом воспитания. Такая непрерывность и последовательность возможна, если классный руководитель 5_го класса хорошо знает, что было достигнуто детьми на предыдущем этапе, знает систему воспитательной работы своего предшественника –педагога начальной школы, понимает значение преемственности и создает условия для преемственного воспитательного процесса. Поэтому свою работу я начала с изучения системы работы с классом учителя начальных калассов Калигиной А. В., а также получила от неё индивидуальную характеристику каждого ученика и семьи._А также, на основании анкетного опроса и бесед с пятиклассниками установила, что основная типология трудностей детей связана с трудностями учения и общения. Из опыта работы известно, что трудности, испытанные в5 классе,оказываются значительными, надолго запоминаются и влияют на многие стороны школьной жизни, на становление личности. Именно поэтому обеспечение преемственности в образовательном процессе должно восприниматься как актуальная его задача.Чтобы преодалеть эти трудности в школе проводится специальная работа с педагогами и родителями по осуществлению преемственности, особенно в переходный период. Принцип преемственности важно учитывать с разных по_зиций. В воспитательной деятельности учителя выпускного класса начальнойшколы и классного руководителя 5_гокласса он обеспечивается согласованностью воспитания «по вертикали» и «по горизонтали» .Преемственность «по вертикали» основывается на согласовании условий воспитания между начальной и основной школой с учетом ранее достигнутых результатов. Не таким уж редким является факт проектирования воспитательной работы в 5_м классе без учета такихрезультатов. Иногда классный руководитель начинает «с нуля» создаватьдетский коллектив и считает это главной задачей, хотя педагог начальнойшколы во многом уже решил эту задачу. Преемственность «по горизонтали»основывается на взаимосвязи школьного, внешкольного и семейного воспита_ния и обеспечивает единую логику воспитательного процесса. Поэтому первой темой моего лектория для родителей стала «Адаптация пятиклассника». Практически важным является обсуждение путей и форм достижения преемственности, среди которых и предварительное знакомство классного руководителя со своим будущим классом, родителями детей, изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
Существуют общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации приемственности между ступенями начальной и средней школы.
- “Открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
- провести экскурсии по кабинетам основной школы;
- провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
- провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
- посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.
- посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
- познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
- изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
- обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам
Вся образовательная программа должна быть построена по следующей концепции:
дошкольное образование -->начальное образование --> основное образование.
Уважаемые коллеги, помните, преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvenost_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya_5-go_klassa.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.
Внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Трудности этого периода обусловлены:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
Необходимо понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, сгладить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – наивысший и наисложнейший труд. Сильные стороны любого ребенка – его пытливость, любознательность, волевые качества. Если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу – это говорит о том, что начинает формироваться личность.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в детях. Для маленького человека, учёба без интереса – каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.
На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе. А учитель начальной школы должен встретиться с новым классным руководителем детей и подробно рассказать о детях, составить каждому ребенку психолого-педагогическую характеристику. К сожалению, иногда случается, что старательный ребенок, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.
В начале учебного года в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Эти собрания, как раз способствуют ускорению и сглаживанию сложного периода перехода обучающихся в среднее звено школы. Здесь родители могут познакомиться со всеми учителями – предметниками, которые будут заниматься обучением и воспитанием их детей, побеседовать с ними, узнать о требованиях предъявляемых к изучению того или иного предмета.
В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.
В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.
Всегда необходимо учитывать возрастные особенности подростков, стремится создавать ситуации успеха.
Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько.
В теории педагогики преемственность рассматривается как необходимая связь между этапами образования, проявляющаяся в развитии, обучении и воспитании, и как механизм, обеспечивающий последовательное, непрерывное, поступательное развитие личности в обучении и воспитании. Воспитательная деятельности классного руководителя, в которой преемственность становится своеобразным инструментом, системой педагогических мер и действий, обеспечивающими безболезненный процесс перехода ребенка из педагогической системы начальной школы в систему основной школы. Здоровые условия взросления, нетравматический переход ребенка от младшего школьного к подростковому возрасту возможен только при сохранении преемственности воспитания.Это тем более важно, поскольку в 5_м классе возникает новая образовательная ситуация. Новый уровень образования, новые учителя. У многих подростков возникает ряд трудностей, и помочь разрешить их может классный руководитель. На него в первую очередь ложится задача объединения и согласования позитивных влияний со стороны всех участников педагогического процесса, обеспечение преемственности этих влияний, создание в классе таких условий, которые помогают детям войти в новую ситуацию. Преемственность как принцип, обеспечивающий непрерывность и последовательность воспитания, осуществление его в определенном порядке, на основе взаимосвязи с предшествующим этапом воспитания. Такая непрерывность и последовательность возможна, если классный руководитель 5_го класса хорошо знает, что было достигнуто детьми на предыдущем этапе, знает систему воспитательной работы своего предшественника –педагога начальной школы, понимает значение преемственности и создает условия для преемственного воспитательного процесса. Поэтому свою работу я начала с изучения системы работы с классом учителя начальных калассов Калигиной А. В., а также получила от неё индивидуальную характеристику каждого ученика и семьи._А также, на основании анкетного опроса и бесед с пятиклассниками установила, что основная типология трудностей детей связана с трудностями учения и общения. Из опыта работы известно, что трудности, испытанные в5 классе,оказываются значительными, надолго запоминаются и влияют на многие стороны школьной жизни, на становление личности. Именно поэтому обеспечение преемственности в образовательном процессе должно восприниматься как актуальная его задача.Чтобы преодалеть эти трудности в школе проводится специальная работа с педагогами и родителями по осуществлению преемственности, особенно в переходный период. Принцип преемственности важно учитывать с разных по_зиций. В воспитательной деятельности учителя выпускного класса начальнойшколы и классного руководителя 5_гокласса он обеспечивается согласованностью воспитания «по вертикали» и «по горизонтали» .Преемственность «по вертикали» основывается на согласовании условий воспитания между начальной и основной школой с учетом ранее достигнутых результатов. Не таким уж редким является факт проектирования воспитательной работы в 5_м классе без учета такихрезультатов. Иногда классный руководитель начинает «с нуля» создаватьдетский коллектив и считает это главной задачей, хотя педагог начальнойшколы во многом уже решил эту задачу. Преемственность «по горизонтали»основывается на взаимосвязи школьного, внешкольного и семейного воспита_ния и обеспечивает единую логику воспитательного процесса. Поэтому первой темой моего лектория для родителей стала «Адаптация пятиклассника». Практически важным является обсуждение путей и форм достижения преемственности, среди которых и предварительное знакомство классного руководителя со своим будущим классом, родителями детей, изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
Существуют общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации приемственности между ступенями начальной и средней школы.
- “Открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
- провести экскурсии по кабинетам основной школы;
- провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
- провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
- посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.
- посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
- познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
- изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
- обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам
Вся образовательная программа должна быть построена по следующей концепции:
дошкольное образование -->начальное образование --> основное образование.
Уважаемые коллеги, помните, преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах
Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...
Анализ работы классного руководителя в 8б классе 2012-2013 учебный год.
В этой работе рассказыю о тех достижениях, которые мы достигли вместе с классом в 2012- 2013 учебном году....
План внеурочной воспитательной работы классного руководителя в 5 классе.
План воспитательной работы составлен в рамках комплексной воспитательной программы "Будущее России"....
План работы классного руководителя 10-Б класса Карповой Ю.Б. по профилактике правонарушений и работы с "трудными" учащимися на 2013-2014 учебный год.
С целью воспитания законопослушной личности и профилактики противоправного поведения учащихся, воспитания культуры поведения, составлен план работы классного руководителя на год. Данный план может быт...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Преемственность в работе классного руководителя 5 класса в условиях реализации ФГОС ООО.
Сматериал содержит полезную информацию из опыта работы классного руководителя 5 класса по преемственности в условиях введения федеральных стандартов....
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...