Выступление на педагогическом совете "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС".
материал
Преемственность-это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качества в личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_ot_30.08._2022_no1.docx | 12.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Выступление на педсовете 30.03. 2023 №1
Полякова Ольга Вячеславовна
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей.
Перечислю некоторые трудности, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
смена социальной обстановки (переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями);
изменение роли учащегося («старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней)
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
Пятиклассники перешли от одного учителя ко многим предметникам, и у каждого свои требования, и каждый считает свой предмет чуть ли не основным. Представьте на миг, что у вас 7-8 начальников. Представили? А как чувствует себя ребенок 10-11 лет?
Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников. Выпуская своих учеников в основную школу, мы видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, очень несамостоятельными и не слишком образованными. Пятиклассники, по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники, не могут справиться с необычными для них способами обучения как со старшими классами. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.
разностью систем и форм обучения;
Несогласованность между четвертыми и пятыми классами выражается и в различии методов обучения. В 5 классе резко увеличивается объем теоретических знаний по сравнению с начальной школой (особенно по математике). Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах недостаточно хорошо соответствуют друг другу в содержательном плане.
Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Это …
Недостаточная техника чтения
Недостаточная скорость письма
Неустойчивость внимания
Поэтому проблему преемственности нужно рассматривать и с другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д.
Главная задача начальных классов - ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ:
Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5классов
Учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание обращать на выставление отметок.
коллектив учителей среднего звена и начальной школы должны обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена.
учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена.
учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Статья посвящёна вопросу преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Актуальность данной темы заключается в том, что в основе ФГОС одним из принципо...
Отчёт о выполнении технического задания участника ИнКО «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» в 2013 году.
В данном документе представлен отчёт о выполнении технического задания МКОУ "Нижнеомская СОШ №2"- участником ИнКО....
Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)
О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы...
Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....
Доклад "Преемственность начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС. Математика"
Выступление на школьном методическом совете по преемственности....
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...