Программа воспитательной работы 5-9 класс
учебно-методический материал на тему
Программа воспитательной работы 5-9 класс "Я расту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю____________ Утверждаю____________
Зам. по ВР Уварова В.И. Директор МОУ БСОШ
Федоров А.Н.
Программа воспитательной работы 5 – 9 класс
«Я расту»
Классный руководитель 5 «а» класса
МОУ Бутурлинская СОШ им. В.И. Казакова
Рыбакова Т.В.
Содержание.
- Программа воспитательной работы.
- Приложение.
- Цели и задачи воспитательной работы школы и класса
- Направления воспитательной работы
- Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год.
- Данные об учащихся
- Психолого-педагогическая характеристика класса.
- Социальный паспорт
- Социальная карта класса
- Поручения классного коллектива
- Дни рождения учащихся
- Занятость учащихся во внеурочное время
- Работа с одаренными детьми и детьми « группы риска».
- Листок здоровья
- Работа с родителями
- Календарное планировании воспитательной работы класса
- Диагностика классного коллектива.
Программа воспитания « Я расту».
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Раздел I.
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы. Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов. Мне достался какой-то особенный и удивительный класс. С первых дней дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя, как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:
Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
- Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
- Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
- Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
- Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе « учитель-ученик», « ученик-учитель», «взрослый- ребенок».
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
- Гражданско – патриотическое.
- Ученье.
- Физкультурно – оздоровительное.
- Художественно – эстетическое.
- Трудовое.
- Нравственное
- Семья.
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы школьного психолога.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
- Конверт достижений «Я расту».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Возрастные категории учащихся | Воспитательный | Образовательный | Практический |
Младший возраст | Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным | Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Средний возраст | Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха. | Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
Старший возраст | Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей | Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде. | Конверт достижений «Я расту» в коллективе |
На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
- Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
- Помочь человеку быть творцом.
- Формировать активную гражданскую позицию личности.
- Воспитывать любовь к людям.
- Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
- Воспитывать трудолюбивую личность.
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
- Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
- воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
- образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
- практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
II. Раздел
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления. (Приложение )
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
- Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение экскурсий в историко-краеведческий, школьный музеи и т.д.
- Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
- Направление “Ученье”
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Воспитание потребности учиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
- Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах
- Направление " Физкультурно-оздоровительное и экологическое”
Цель: : развитие нравственно и физически здоровой личности , содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
- Направление “Художественно-эстетическое”
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Сбор материалов и выпуск классных газет.
- Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
- Организация и проведение выставок работ школьников.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение экскурсий, походов, поездок
- Посещение музеев, выставок и т.д.
- Направление “Трудовое”
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
- Воспитание потребности трудиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
- Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
- Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение походов, поездок;
- Организация и проведение трудовой практики.
- Направление “Нравственное”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
- Организация и проведение классных праздников.
- Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
- Направление “ Семья”
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
- Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
- Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
- Формирование традиций класса.
- Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
- Организация и проведение семейных праздников.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
III раздел.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
IV раздел.
Профилактическая работа.
- Работа с родителями. Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях , оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- заседания родительского комитета;
- четкие и лаконичные записи в дневниках;
- записки извещения.
- Работа с педагогами, работающими в классе:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V.
Механизм реализации программы "Я расту"
"Я расту" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшее семечко"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс – «Росток»
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
- Коллективное планирование .
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс – «Соцветие».
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Бутон»
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Цветочки»
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы 5-6 класс
Программа предназначена для работы в 5-6 классах. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школыЮ разработанная в нашем учебном заведении....

Программа воспитательной работы 7-8 класс
Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.Ведущая воспитательная задача в 7-8 классе: формировать п...

Программа воспитательной работы 6-7 класс
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы....

Программа воспитательной работы с 5 классом
Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5-9 класса. Название программы - "Я расту"./p>Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой...
программа воспитательной работы 5-7 классы
Программа воспитательной работы разработана для организации деятельности классного коллектива с 5 по 7 класс и расчитана на три учебных года....

Программа воспитательной работы с курируемым классом (5-6 классы)
Программа воспитательной работы расчитана на два учебных года....