Экологический урок
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Материалы для проведения экологического урока можно найти здесь
https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/ecoproject
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕКОГО УРОКА НА ТЕМУ «Раздельный сбор и утилизация опасных отходов»
Следующие материалы могут быть полностью или частично использованы при проведении экоурока для учащихся 7-9 классов
Каждый человек производит около 350 кг мусора в год. То есть семья из 4 человек – почти 1,5 тонны. В Москве и Московской области ежегодно образуется 10,5 миллионов тонн отходов, а это 20% всего мусора в России. Если взять средние мусоровозы грузоподъемностью 5 тонн, то их колонна растянется на 16 тысяч километров, то есть от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и обратно. И так каждый год.
Задумайтесь, куда исчезают отходы из наших мусоропроводов и контейнеров?
Да. Сейчас 95% мусора в нашей стране захоранивается. Как думаете, сколько разлагается полиэтиленовый пакет разлагается на полигоне? (более 1000 лет). А губка для мытья посуды? (200 лет). Алюминиевая банка? (500 лет). Только представьте – ни один полиэтиленовый пакет, ни одна пластиковая бутылка в мире еще не разложились в естественной среде.
Пищевые отходы (кожура от банана, яблочный огрызок) разлагаются в среднем около месяца. Их можно использовать при компостировании – технологии переработки отходов, основанной на естественном биоразложении.
Стекло разлагается до 1000 лет. Стекло – «идеальный» мусор. Оно может быть переработано неограниченное число раз без потери свойств.
Бумага разлагается до 2 лет. Тонна собранной макулатуры может спасти от вырубки до 17 деревьев.
Захоронение – самый не экологичный вид утилизации мусора. Разлагаясь, отходы вредят почве и воде.
Экологический сред опасных отходов
Но самый большой вред наносят опасные отходы. К ним относятся батарейки, люминесцентные лампы, электроника. Их необходимо собирать раздельно.
Электронное и электрическое оборудование – это вся техника, которая работает от электрического тока. В наше время любые электронные устройства устаревают с невероятной скоростью. Объем выброшенной техники в России – 1,4 миллиона тонн. Каждый человек в год производит больше 10 кг электронных отходов.
Батарейки составляют лишь 0,25% от общего объема отходов, при этом составляя 50% токсичных металлов в мусоре. Обычная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли и 400 литров воды. Землю будет невозможно вернуть в сельскохозяйственный оборот еще 60 лет. Экологи называют батарейки тихими убийцами. Тяжелые металлы имеют свойство накапливаться в организме и вызывать поражение нервной, иммунной и репродуктивной систем человека. Ежегодно россияне выбрасывают больше миллиарда батареек. Перерабатывается – примерно полпроцента.
Техника содержит кадмий, хром, барий и тд. Мониторы содержат мышьяк, бериллий, свинец, ртуть. Свинец вызывает изменения в нервной системе, крови, ссудах. Ртуть вызывает бессознательную агрессию, поражает нервную и кровеносную системы, может стать причиной онкологических заболеваний. Провода выделяют при разложении и горении хлор, диоксины. Тонер картриджей содержит частички цианида, вдыхание которого ведет к поражению дыхательных путей. Корпуса техники делают из трудноразлагаемых пластиков, которые разлагаются на полигонах до 500 лет с выделением токсичных веществ.
Раздельный сбор опасных отходов за рубежом
В развитых странах запрещено захоронение электроники и батареек. Например, немцам электротовары надо отвозить в специальные пункты приема. «Втихаря» выбросить компьютер или ноутбук просто не получится. Если технику в общем мусоре обнаружит мусоровывозящая компания, она может отказаться от обслуживания всего дома, а вероятнее всего, в полицию доложат соседи или мусорные детективы, придется забрать технику обратно для легальной утилизации и заплатить серьезный штраф.
С 2005 года в странах Евросоюза производители электронной техники должны принимать на утилизацию оборудование собственного производства бесплатно. Правда, это тут же сказалось на цене техники, в которую заложили и расходы на утилизацию.
В Японии жители обязаны отправить компьютер по почте на завод по переработке отходов. Бытовая техника сдается в магазины, при этом человек обязан оплатить расходы компании по доставке техники на перерабатывающие предприятия.
Американцы могут отправить технику производителю или сдать в специальные пункты приема. Цены на утилизацию составляют около 30 долларов. Некоторые производители объявили акции по замене устаревшего оборудования на новое с доплатой. Почта США бесплатно отправляет на утилизацию малогабаритную технику.
Батарейки почти везде в мире собирают в специальные контейнеры в супермаркетах.
Раздельный сбор опасных отходов в России
Что вы делаете со старой техникой? Пробовали ли вы сдать ее на утилизацию? Знаете ли, где находятся пункты приема?
В России сдача утильной техники на утилизацию населением практически не развита. Это можно сделать в сетевых магазинах во время проведения акций. Можно поискать пункты приема, их очень и очень мало.
Школьники Физтех-лицея провели эксперимент – попробовали обратиться в специализированные компании по утилизации электроники. Оказалось, большинство из них работают только с организациями, принять технику у ребят согласилась лишь каждая четвертая компания. За сдачу техники на утилизацию требовалось заплатить. Бесплатно были готовы принять только 8% компаний.
Именно поэтому уже третий год Фонд рационального природопользования реализует программу сбора утильного электронного и электрического оборудования в школах. В назначенный день к школе приедет специализированный автомобиль, который заберет весь электролом, который скопился у вас дома. Он попадет на предприятия по утилизации и уже не будет загрязнять окружающую среду, а все ценные компоненты будут направлены на вторичное использование. Кстати, в электронном оборудовании содержатся никель, литий, олово, разные виды пластика, стекло, и даже микроскопические доли платины, золота, серебра. Из 5 тысяч мобильных телефонов можно извлечь примерно 1 кг золота и 10 кг серебра.
В рамках программы ПРИНИМАЕТСЯ:
Любое оборудование, работающее от электропитания как сетевого, так и автономного (батарейки, аккумуляторы):
• компьютерная и офисная техника;
• бытовая техника;
• электроинструмент;
• научная и медицинская техника;
• телефоны и персональные гаджеты;
• электронные и электрические игрушки;
• батарейки.
В рамках программы НЕ ПРИНИМАЕТСЯ:
• оборудование, помеченное знаком радиации;
• холодильники, кондиционеры (содержат озоноразрушающие вещества).
Впервые в 2018 году в школах будут бесплатно приниматься на утилизацию использованные батарейки. Помимо вывоза в день проведения акции в каждой школе будет установлен специализированный контейнер, в который в течение года мы будем собирать батарейки.
Кстати, одновременно среди школ проводятся конкурсы:
– на самое креативное мероприятие по пропаганде ответственного отношения к природе. Приветствуются самые необычные форматы: флэшмобы, экологические танцы, песни, конкурсы, интеллектуальные игры и т.д.
– на лучшее освещение программы «Школа утилизации: электроника». Здесь засчитываются видеорепортажи, фоторепортажи, статьи об участии школы в программе, посты и сториз в Инстаграм. Чем креативнее и интенсивнее освещение программы (до, во время и после сбора), тем больше шансов на победу. Если вы сдаете необычную технику или просто придумаете креативное фото или видео, наша школа может получить ценные призы или интересные экскурсии. В постах необходимо использование следующих хешгегов: #школаутилизации, #школаутилизацииэлектроника, #экофонд.
На этом урок может быть закончен или продолжен в формате интеллектуальной игры по аналогии с «Что? Где? Когда?»
Необходимый инвентарь: черная коробка, зеркало, лента Мебиуса.
Класс делится на 3 команды.
Вопросы
- Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…” Чему? (Вести себя как люди.)
2. В Японии существует лозунг: «Долой марибаши. Приноси в ресторан собственные нурибаши!». Чей это лозунг? (Это лозунг защитников леса. Марибаши – одноразовые деревянные палочки для еды. Нурибаши – многоразовые).
Еще в Японии есть проект, агитирующий запаковывать предметы традиционным способом с помощью фуросики (это ткань, созданная из пластиковых бутылок после переработки). Вообще в Японии очень много обертки. Слои и слои пластика и картона. Пакеты в пакетах. Японцы одержимы упаковывать вещи, это часть их культуры. При этом перерабатывается в Японии только 20% мусора, остальное сжигается.
3. Внимание! Черный ящик.
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало)
4. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)
5. За последние 30 лет площадь Японии выросла на 250 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь ни при чем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую? (Утилизации мусора. Этот остров целиком состоит из отходов Токио.) Кстати, в Японии также построено два международных аэропорта на искусственных островах из мусора.
6. Для производства этого всемирно известного американского блюда нужно 2400 литров воды (это больше 4 ванн). Назовите это блюдо. (Гамбургер. Основная масса воды тратится на выращивание овощей, пшеницы, производство упаковки и производство мяса).
7. Черный ящик! Какое простейший и вместе с тем уникальный математический объект лежит в основе знака «Переработка»? (Лента Мебиуса). Можно научить ребят делать ленту Мебиуса, показать, как ее дважды можно разрезать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический урок
Экологический урок в 5б классе МБОУ лицея №4 города Чехова Московской областиУчитель: Хачева Ирина ВикторовнаТема: «Человек – часть природы».Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы...
Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е»
Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е» (11 класс)Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-ПетербургаКуцапкина Людмила ВасильевнаЦели: расширить представ...
Экологический урок.
Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.Познакомить учеников с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды...
Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»
Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...
Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)
Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты утилизации и...
Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»
Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...
Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)
Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...