Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»
план-конспект урока по экологии (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_urok.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»
Цель: дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся
понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и
какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию
у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной
позиции.
задачи:
-формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;
-закрепить знание о флоре и фауне ;
- вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание созидательно взаимодействовать с природой;
-воспитывать патриотическое отношение к своему краю, желание посильной помощи в выравнивании экологической обстановки в своей местности.
Ход урока.
Учитель. Этот год – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10августа 2012 г. № 1157)
Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо
думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при
этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто
считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя
экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это
мировоззрение, отношение к себе, позиционирование себя в этом мире, это и политика, и
экономика, и культура.
Оказалось, что решать экологические проблемы в отрыве от решения важных
экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи
решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это
нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии
становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть
здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это
слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А
правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».
На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро,
главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе,
которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого
мы так хотим? Что для этого надо делать?
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все
больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и
инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и
такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а
значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии,
чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.
Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить
красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые
дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и
приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По
тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень
развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет
годом культуры. Экология и культура – будущее России.
1 ученик
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2 ученик
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,
-Здравствуй, улица моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,
-Здравствуй, Родина моя!
Учитель:
Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего занятия.
"Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Но знают все, и млад и стар,
Что она огромный шар.
(Земля)
Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем храме природы, о планете - Земля!
А вы знаете, что от того, как мы будем относиться к нашему храму, такова и будет наша жизнь.
Кто любит, когда у него дома уютно, чисто и красиво?
Ведущий
-Кто живет в этом храме кроме нас с вами? (растения и животные)
Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Вы согласны со мной?
Учитель:
О каких животных я вам сейчас загадаю загадки?
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
-У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
-За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
-Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (белка)
-Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)
-Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
-В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
-Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ... (жираф)
Ведущий:
Давайте на минуту представим, что на нашей планете исчезли все животные и птицы.
Это было бы хорошо или плохо? (размышления детей о пользе животных)
Какое животное из всех названных мы бы назвали лишним в этом ряду и почему?
Как вы думаете- нужно ли беречь животных и растения?
Охранять их от браконьеров?
Учитель:
Действительно на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.
Мы с вами уже говорили о том, что человек загрязняет
окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?
Игра: (работа в группе) "Хорошо - плохо".
Рассмотрим условные знаки и поместим их под сигналами.
Зеленый квадрат - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
Я вам буду показывать сигналы, а вы ,посоветовавшись в группе, поднимите нужный знак
Ведущий на доску прикрепляет сигналы:
Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.
Развешивание кормушек и домиков для птиц.
Мусор в лесу.
Браконьерство.
Очистительные фильтры на трубах заводов.
Создание заповедников.
Посадка деревьев.
Создание Красной книги.
-Что такое Красная книга? Почему книга называется Красная? (предположения детей)
Давайте ответ найдем в справочнике. (Работа с энциклопедией)
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и
региональные.
Вывод:
Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал - тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять.
Давайте посмотрим, какие же животные и растения нашего края занесены в Красную книгу. (Представление детьми животных и растений ,занесенных в Красную книгу)
Люди создают заповедники, заказники, парки и другие охраняемые объекты, с целью помочь природе.
Ученик:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель:
Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.
Конечно, красоту всей планеты нам с вами сохранить очень сложно. Но хранить красоту нашего края мы можем.
-Можем мы помочь птицам, живущим в нашем крае? (ответы детей)
Зимой мы с вами мастерили кормушки.
-А можем помочь стать нашему селу чистым?(ответы детей)
Сейчас мы с вами будем волшебниками. Готовясь к этому уроку фотографировали все самые загрязненные места в нашем селе.
Посмотрите, как неуютно выглядит наше село. Но мы, же
сейчас будем с вами волшебниками. Давайте возьмем и превратим весь мусор в цветы!
(На фотографии с изображением мусорных мест в селе дети складывают из цветной бумаги цветы и приклеивают)
Итог занятия:
Согласен ли ты с нами, что Природа тоже нуждается в заботливом отношении к ней? Чем ты можешь помочь? Что может сделать каждый, чтобы жить в мире с окружающим миром? Как жить дальше, как попасть в «Будущее, которого мы хотим»? (Дети рисуют листовки)
Людям может быть хорошо только тогда, когда хорошо окружающей их природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Экология и культура - будущее России".
Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....
Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»
Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....
«Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»
Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии, географии. Сценар...
Разработка урока по теме: "Экология и культура - будущее России"
На данном уроке целью является, обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»....
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ
Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...
Урок "Экология и культура-будущее России"
Методическая разработка урока "Экология и культура - будущее России"...
Внеклассное мероприятие в 6 классе на тему: «Экология и культура – будущее России».
Дать представления о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять что такое экология сегодня, какую роль играет в жизни каждого, какое значение имеет экология в современном обществе, рас...