Классный час «Что значит быть настоящим патриотом?»
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Зоя Викторовна Михалькова

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-размышление

«Что значит быть настоящим патриотом?»

Классный руководитель:  Михалькова Зоя Викторовна

Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи: дать представление о понятии «патриотизм», осмыслить значение понятия «патриот» на примерах из истории России, краеведческого материала;

 развивать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения;

воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих

Возраст участников: 6 класс 

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал, памятки, сигнальные карточки

                                         Ход классного часа.

Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят» группы «Любэ»,  ребята рассаживаются   по кругу.

Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

Русь,  Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, что же такое патриотизм, определить, какие  качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

Тема нашего классного часа: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?» (Слайд № 2)

Надеюсь, вы активно будете участвовать в дискуссии. Для этого вам даны сигнальные карточки: при спорном вопросе вы должны будете поднять карточку того же цвета, что и афоризм, появившийся на слайде, который, по-вашему,  наиболее точно выражает ваше мнение.

Давайте вспомним правила ведения диспута (у учащихся на столах памятки, правила ведения диспута проецируется на слайде № 3)

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.

Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.  

ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!

Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.  

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа   - ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.  

Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы  учащихся)         

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях (Слайд № 4):

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

 Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова

Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Поразмышляйте о том, что же является главной составляющей понятия патриотизм

Давайте обратимся к высказываниям мудрых.

Выберите тот афоризм, который, на ваш взгляд, более точно выражает ваше мнение. Обоснуйте свой выбор (Слайд № 5)

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм  не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.

Первое качество истинного патриота – бескорыстие (Слайд № 6)

Примеров бескорыстного служения родине российская история знает немало.

В этом году мы будем отмечать 65-летие со дня Великой Победы над фашизмом.

(Слайд № 6) Великая Отечественная война  продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Как вы понимаете слово - "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Учитель: Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

За подвиги в годы войны трое  наших земляков – братчан  получили звание героя Советского Союза

Выступление подготовленной группы учащихся.

(Слайд № 7- 8) Герои Советского Союза:  

Василий Фёдорович Михальков

Учитель: Какое качество личности настоящего патриота присуще было этим людям?

(Самопожертвование) (Слайд № 8)

Учитель: Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во время Афганской войны. Накануне, 15 февраля, отмечали  годовщину со дня вывода советских войск из Афганистана.

Выступление подготовленной группы учеников (Слайды № 11 – 12)

Долгое время Афганистан был колонией Англии. В 1978 году в результате апрельской революции Афганистан был объявлен Демократической  республикой и был заключён советско-афганский договор о дружбе и сотрудничестве. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. 12 декабря 1979 года в Афганистан были введены Советские войска. Выполняя свой интернациональный долг в Афганистане погибло более 15000 человек. 186 братчан проходили службу на Афганской земле, 5 погибли. Имена наших ребят, павших смертью храбрых, увековечены на Мемориальных досках:  на здании школы №38 (бывшим учащимся, погибшим в Афганистане, Орлову Андрею Владимировичу, Вобликову Сергею Ивановичу, Шамарданову Михаилу Владимировичу); - на доме 13 по улице Обручева, где жил, погибший в Афганистане, Касаченко Юрий Михайлович; - на улице Иванова, названной в честь погибшего Иванова Виктора Викторовича.

Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом.

Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад  свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!

Учитель: Сегодня неоднозначно относятся к этой войне.

Воинский подвиг советских воинов в Афганистане назвали политической ошибкой…

Я прошу вас определиться, какое мнение вам ближе (Слайд № 14):

-В  этом не было смысла, надо рисковать жизнью, защищая своё Отечество

-Это воинский долг, и это не обсуждается.

Мнения учащихся

Учитель:  Наши солдаты оказались в чужой стране, это была чужая война,  но они выполняли интернациональный воинский долг, помогали афганскому народу отстоять свою независимость, спасали детей, стариков и женщин от кровавой расправы наёмных убийц и террористов

Мы с вами подошли к ещё одному качеству настоящего патриота – чувство долга. (Слайд № 15)

Долг – это обязанность, и патриот – это человек, честно, по совести выполняющий свои обязанности по отношению к Родине.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни.

Выступление учащихся

Нам хочется рассказать о подвиге Леонида Рошаля (Слайд № 16)

 Эти события происходили не так давно. Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты.

Страшная трагедия в Беслане в сентябре 2004 года. Леонид Рошаль  все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из-под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали со зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль всю ночь 2 сентября вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты.  На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

Фильм, созданный группой учащихся в программе Movie Maker (Слайд № 17)

Размышление.

- Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим патриотом?

- Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

Ответы детей

Учитель: Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции (Слайд № 18)

Качество патриота – активная гражданская позиция  - сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности  на благо других людей, а значит, на благо своей Родины

Но не только в экстримальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в  повседневной жизни.  Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор

Ситуация 1

Закончив сочинение, Серёжка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне был день рождения,  и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться.

Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая выгуливала здесь своего младшего внука.

- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?

Ребята переглянулись, хочешь не хочешь, а придется подобрать фантики.

- А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.

- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.

- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, вот поднимите её и выбросите!

Вот пристала. Серёжка  терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.

- Вот еще! – ответил он старушке. – Будем мы еще чужой мусор подбирать!

- Значит вы не патриоты! – вздохнув, сказал Никитична и подняла эту бутылку.

- Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!

Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:

- Оле-оле-оле-оле! Росси-и-ия - Чемпион!

Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.

Дискуссия

- Правы ли мальчики?

Выберите мнение, которое вам ближе (Слайд № 19)

Бережное отношение к природе родного края  имеет прямое отношение к патриотизму.

Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату.

Учитель: Настоящий патриот не может равнодушно смотреть,  как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Из этих, казалось бы, мелочей и  складывается любовь к родине.

Ситуация 2.

В последнее время очень остро стоит проблема оскуднения русского языка. Огромное количество русских слов забыто, речь современных школьников, да и взрослых людей,  бедна и невыразительна.

Через средства массовой информации вошли в речь школьников такие псевдорусские слова, как вау, лошара и т. д., повсеместно раздаётся мат.  Как сказала одна мама: «Телевизор не переговоришь. Я учу ребёнка матом не ругаться, а потом он смотрит передачу по телевизору, в которой через каждое слово короткие гудки. Слов-то не слышно, но ведь все знают, что это за слова».

Проблема ясна?

Дискуссия

- Выберите мнение, которое вам ближе (Слайд № 20)

Настоящий патриот следит за чистотой своей речи, бережно относится к родному языку, который является духовным наследием русского народа.

Бедная речь, употребление мата – это одна из сторон русского языка. Бедная речь – это показатель необразованности, но никак не показатель неуважения к своей стране

Выступления учащихся.

Учитель:  Настоящий патриот бережно относится к родному языку, русской культуре.

Ребята, наш разговор подходит к концу. Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.

Давайте прочитаем, что у нас получилось… Эти качества мы должны в себе воспитывать.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины,  

Хоть широка страна.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

(Звучит песня группы «Любэ» «Берёзы»)

Литература:

Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009

Побединская Л.А. Ради жизни на Земле: Сборник сценариев. – М.: ТЦ «Сфера», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

"Что значит быть настоящим другом"

Классный час для 6 класса. Полность классный час можно скачать по ссылке Ссылка для скачивания...

Час гражданско-правовых знаний "Что значит "быть настоящим гражданином"?"

Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга ...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....