Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"
методическая разработка (5 класс) на тему
В материале родительского собрания особое внимание уделяется возрастным особенностям и психофизическому развитию пятиклассников, даются рекомендации родителям учащихся по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения" | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения»
Классный руководитель: _______________________
Дата проведения: _______.
Разделы: работа с родителями
Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
Задачи:
- выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я классный руководитель ваших детей. Меня зовут______________. Спасибо за то, что нашли силы и время прийти на родительское собрание после рабочего дня. Это показывает вашу заинтересованность в воспитании и образовании ваших детей. Спасибо, что быстро реагируете на мои просьбы и предупреждаете об отсутствии детей.
Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. В пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой.
Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремлением к автономии. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам.
Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются и приоритеты в стенах школы.
Сильное изменение претерпевает и самооценка младших подростков. В начальной школе самооценка во многом формировалась учителем на основании результатов учебы, а сейчас подвергается коррекции и переоценке детьми, при этом во внимание принимаются внеучебные навыки, характеристики и качества. Недовольство собой может касаться и внешних изменений, которые происходят с подростком. Поэтому дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е. подростки нуждаются в поддержки от взрослых.
Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить. Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.
Чем же вы родители можете помочь вашему подростку? Во- первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; во-вторых, переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим.
Рекомендации для родителей
· Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
· Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
· Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.
Я проводила анкетирование изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Результаты показали, что в классе превалируют положительные чувства к школе.
2. Проговорим организационные моменты:
Расписание 5 «В» класса
пн | вт | ср | чт | пт |
1.технология | 1. математика | 1.рус.яз. | 1.рус.яз. | 1. математика |
2. технология | 2.музыка | 2. рус. яз | 2. рус. яз | 2. история |
3. рус. яз. | 3.рус.яз. | 3. математика | 3.ИЗО | 3.география |
4.биология | 4. история | 4. ин. язык 323/110 | 4. математика | 4.обществозн. |
5.ин. язык 313/323 | 5.физкульт. | 5. математика | 5.физкульт. | 5.чтение |
6. литература | 6.физкульт. | 6. литература | 6.ин. язык 204/223 | 6.ОБЖ |
7.музыка | 7.математика | 7.информат | 7. | 7. |
Каникулы:
– осенние с 02.11.2015г. по 08.11.2015г.
– зимние с 28.12.2015г. по 10.01.2016г.
– весенние с 21.03.2016г. по 30.03.2016г
Ведение дневника: заполнить титульный лист, указать адрес школы, наименование школы, ФИО директора, классного руководителя, расписание звонков, предметы в расписании пишем с маленькой буквы.
Расписание звонков.
1ур. 8.15 – 9.00 Перемена 10 минут
2ур. 9.10 – 9.55 Перемена 10 минут
3ур. 10.05 – 10.50 Перемена 15 минут
4ур. 11.05 – 11.50 Перемена 15 минут
5ур. 12.05 – 12.50 Перемена 10 минут
6ур. 13.00 – 13.45 Перемена 5минут
7ур. 13.50 – 14.35
Иметь при себе блокнот, где записывать домашнее задание, в случае сдачи дневников на проверку.
Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ. Спортивная форма – на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой –лыжи (до– 18). Зал – светлая майка (однотонная), шорты, белые носки, кеды с белой подошвой.
Форма для мальчиков на технологию – халат. Помощь для проведения уроков – древесный материал.
Во время уроков не звонить детям.
Питание: прочитать список, опросить родителей устраивает ли их комплекс питания, который кушают дети.
Поскольку вас много, а я одна, прошу активно участвовать в учебно-воспитательном процессе нашего класса. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.
_____________________________________________________(укажите свои ФИО)
Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь:
– проведение бесед с учащимися на специальные темы;
– организация экскурсии на предприятие;
– помощь в изготовлении стенгазет, пособий;
– помощь в организации походов, поездок;
– помощь в организации досуговой деятельности;
– другое______________________________________
А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов, то нам необходимо выбрать родительский комитет (председатель + 2 родителя).
Напомнить ПДД
3. Выступление учителей предметников.
Учителя-предметники высказывают свое мнение о классе в целом, обращают внимание на требования, которые они предъявляют учеников, рассказывают о той помощи, которую они могут оказать.
4. Слово предоставляется родителям.
Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.
Проведен классный час по распределению обязанностей в классе, некоторым удалось подобрать поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Подведение итогов собрания.
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!
Благодарим всех за внимание!
Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Протокол № 1 родительского собрания в 5 “в” классе от 17 сентября 2015 г.
Классный руководитель: _______________________
Тема: “Адаптация обучающихся 5 “В” класса к новым условиям обучения”.
Присутствовали: 27 человек
Повестка собрания: – рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники;
– создать условия для самореализации личности обучающихся.
Слушали: выступление классного руководителя; выступление учителей предметников; выступление родителей (выбор председателя родительского комитета).
Решение:
Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации обучающихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с обучающимися и родителями.
Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участия в общественной жизни класса.
Классному руководителю подобрать для обучающихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Председатель родительского комитета: _____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Родительское собрание "Особенности адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе"
Разработка родительского собрания....
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"...
Родительское собрание на тему “Адаптация обучающихся 5 “Б” класса к новым условиям обучения”.
Работа с родителями...
Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"
Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся даль...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...