Разработка воспитательного мероприятия " Стыд и совесть»
классный час (7 класс) на тему
Разговор на заданную тему способствует формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков. А также побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка воспитательного мероприятия
Класс: 7-8
Тема: " Стыд и совесть»
Форма мероприятия: разговор на заданную тему.
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние.
Задачи:
- формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;
- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Ход классного часа
I. Вопрос-тест
Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?
(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)
Примерные ответы детей:
- Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.
- Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.
- Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.
- Только не родителей!
- А мне все равно!
II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»
Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.
Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.
III. Интерактивная беседа
Классный руководитель.
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
IV. Словарная работа
Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд?
Ученик. Совесть - это драгоценное слово.
Ученик. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Ученик. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
Классный руководитель. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Ученик. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
Классный руководитель. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. (Читают пословицы.)
V. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)
(Учитель читает.)
• Физические недостатки;
• некрасивые поступки;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• старомодная одежда;
• неряшливый вид;
• непрестижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям.
Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
VI. Ситуации выбора «Голос совести»
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? ( Работа в группах.)
1. Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?
(Дети высказываются.)
2. Ситуация вторая
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
(Дети высказываются.)
3. Ситуация третья
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?
(Дети высказываются.)
VII. Проблемная ситуация «Суд совести»
Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.
Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.
В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.
Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.
После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.
Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в летних туфельках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту разяву.
...А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.
Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.
А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.
У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.
Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.
Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.
Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.
Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.
Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.
- Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?
- И почему все-таки он плакал?
Примерные ответы детей:
- Он постарался загладить свою вину.
- Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.
- Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.
- Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.
- Он плакал от жалости и от досады на себя.
- Это были слезы облегчения, очищения.
- Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.
Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?
Примерные ответы детей:
- Можно попросить прощения у того, кого обидел.
- Верующие могут покаяться на исповеди.
- Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.
- Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.
Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».
Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести, и это стало для него привычкой.
VIII. Упражнения для совести
1. «Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)
Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)
Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.
2. «Минута прощения»
Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.
Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.
Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
- Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)
Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.
IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»
Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?
Примерные ответы детей:
- Хорошо жить, можно спать спокойно.
- Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.
- Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.
- Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.
- Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
Примерные ответы детей:
- Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
- Нужно объявить бойкот.
- Не подавать руки, не здороваться.
- Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
X. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?
Примерные ответы детей:
- Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.
- Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.
- Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.
- В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"
Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.Цель занятия:Познакомить воспитанников с историей становления государстве...
методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
Форма воспитательного мероприятия– игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Разработка воспитательного мероприятия
Занятие для учащихся 12-15 лет "Чувства и эмоции"...
Разработки воспитательных мероприятий в классе
В разделе представлены разработки воспитательных мероприятий в классе различных направлений...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"
Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...