Разработка воспитательного мероприятия
классный час (8 класс) по теме

Занятие для учащихся 12-15 лет "Чувства и эмоции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово

тема: «Чувства и эмоции»

тип занятия: воспитательное занятие

С.Б. Белогуров, В.Ю.Климович   Наглядно- методическое пособие Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. М.,2002г.

6 А класс

Социальный педагог Колбасова Светлана Витальевна

Тема : Чувства и эмоции

Цель: сформировать у учащихся навыки  умения понимать и выражать свои чувства.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с разнообразием чувств и эмоций.
  2. Помочь учащимся научиться распознавать их.
  3. Познакомить учащихся с изменениями в эмоциональной сфере человека, употребляющего психоактивные вещества.

Средства необходимые для проведения занятия:

  1. доска,
  2. мел,
  1. компьютер,
  2. проектор,
  3. мультимедийная презентация «Чувства и эмоции»,
  4. карточки с заданиями для микросценок,
  5. мяч для тренинга,
  6. карточки с домашним заданием

Конспект занятия .

Дети для занятия рассаживаются в форме полукруга.

  1. Приветствие учителя и игра «Море волнуется…»

Добрый день! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим о том, что так хорошо знакомо каждому из вас – о чувствах и эмоциях. (слайд №1)

Но прежде я хотела бы предложить вам поиграть в игру, которая называется «Море волнуется…». Кто не знает как в нее играть? Я буду говорить «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, скульптура «*» на месте замри». Вместо паузы я буду называть какую-  нибудь эмоцию или чувство. А вы постараетесь это изобразить с помощью мимики и поз.

Итак, начали:

« Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, скульптура радости на месте замри».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, скульптура злости на месте замри».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, скульптура грусти  на месте замри».

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, скульптура удовлетворения  на месте замри».

  1. Понятия «Чувства» и «эмоции»

Очень приятно, что вы после игры такие веселые, радостные,довольные.

Вот такие состояния : веселый, довольный, радостный или, наоборот, грустный, печальный, испуганный и т.д.- называются эмоциями, чувствами человека.

Знакомы ли вам эти слова?

Когда вы наблюдаете восход солнца (слйд№2), читаете книгу или слушаете музыку (слайд №3), мечтаете о будущем (слайд №4), вы так или иначе проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать либо огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования . в чувствах так же проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказыванием. Таким образом, чувства и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Они затрагивают  самые различные области нашей с вами жизни. Это могут быть: (слайд №5)

  1. Общение со сверстниками;
  2. Взаимоотношения со взрослыми;
  3. Учеба;
  4. Спорт;
  5. Размышления о самом себе и своих качествах;
  6. Знакомство с природой и произведениями искусства;
  7. Путешествия.

  1. Спектр чувств

Спектр чувств и эмоций, переживаемых человеком, велик. Давайте- ка вместе  подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы когда- то испытывали

(Следует стимулировать учеников к тому, чтобы они называли как можно больше разных чувств. Все названные учениками чувства следует записать на доске. Демонстрация слайда №6  поможет создать такой список).

Спасибо. Вы очень хорошо выполнили задание. Таким образом, мы видим, что любой человек  может переживать самые различные чувства и эмоции. Некоторые из них нам нравятся, какие – то нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.

Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, которые нам не нравятся? Какую роль в нашей жизни они играют?

(обязательно следует выслушать высказывания учащихся и похвалить их, а так же дать пояснения:

Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, которое испытывает человек. Не будь таких эмоций, мы не смогли бы разобраться, что в окружающем нас мире плохо, а что хорошо, что нам нравится, а что нет, и у нас бы не было стимула пытаться что-либо в нем изменить.)

  1. Дискуссия «Эмоции и психоактивные вещества»

А теперь скажите, что происходит с эмоциональным миром человека, употребляющего наркотики и алкоголь?

( в ходе дискуссии необходимо подвести учащихся к следующим выводам:

  1. Принимая психоактивные вещества, человек уходит из мира реальных чувств. Его настоящие чувства ликвидируются.
  2. Как следствие он не в состоянии  правильно оценить все происходящее с ним и вокруг него, его оценка мира не является верной
  3. Это в свою очередь означает, что употребляющий наркотики и алкоголь то и дело поступает неадекватно, доверяет недоброжелателям, обижает родных и близких.

Вполне вероятно, что в начале дискуссии учащиеся будут говорить, что употребляющие психоактивные вещества всегда испытывают только положительные эмоции. Следует пояснить, что наркоманам кажется, что все хорошо, даже тогда, когда им угрожает болезнь, отсутствие денег, недовольство родных т.п., они не чувствуют. Что необходимо что либо менять, что - -то делать . Поэтому попадая в самые различные неприятные и опасные ситуации они начинают чувствовать себя обманутыми. А это,  в свою очередь,  порождает агрессию, раздражение и другие негативные чувства.)

  1. Микросценки  «Чувства и ситуации»

А сейчас мы устроим маленький театр. Кто хочет быть актером? Мне нужны 3 мальчика и 3 девочки.

(Актеров необходимо разделить на три группы: две девочки, два мальчика, девочка и мальчик. Каждая группа получает карточку с заданием.

Сценка 1 Девочка дарит подарок маме ко дню рождения.

Сценка 2 Один мальчик предлагает другому на дискотеке бутылку пива, но тот отказывается

Сценка 3 Учительница ругает ученика за невыполненное домашнее задание.

Необходимо дать  «актерам» время на подготовку, 1-2 минуты. Следует обратить внимание на то, что бы они особо ярко выражали свои чувства)

Ну что,  «актеры» готовы?  Вы, ребята, сейчас посмотрите эти сценки и постарайтесь ответить на вопросы: какое чувство испытывают участники, и по каким признакам вам удалось это понять?

( Ученики показывают подготовленные сценки. После показа каждой происходит обсуждение).

( для обсуждения показанных сценок можно задать ученикам такие вопросы:

- Как вы думаете, какие чувства испытывают герои сценки?

- Что помогло понять переживания героев?

Необходимо в ходе обсуждения подвести учащихся к выводу что понять переживания и чувства других людей нам помогают:  (слайд № 7)

  1. Выражение лица
  2. Фигура
  3. Походка
  4. Поведение
  5. Произносимые слова
  6. Интонация
  7. Тембр и сила голоса)

Все правильно поняли. Спасибо за активную работу.

Вы наверное согласитесь со мной что иногда очень трудно разобраться что чувствует другой человек, или объяснить другим свои переживания, особенно если у нас из источников информации есть только наблюдения за мимикой человека. Чтобы помочь вам научиться определять те или иные эмоции и чувства я покажу вам слайд (слайд №8)  на котором изображены рисунки разных эмоциональных состояний. Попробуем их проанализировать.

(На сладе №7 рисунки изображают следующие эмоции:

  1. Радость (восторг)
  2. Грусть (печаль)
  3. Страх (испуг)
  4. Злость (гнев)

Необходим , что бы во время обсуждения ученики так или иначе назвали чувство, которое изображено на рисунке, и описали сопровождающую это чувство мимику(что происходит с глазами, ртом, бровями т.п.).

Если при определении эмоции учащиеся назовут не ту, которую имеет в виду учитель, следует акцентировать на этом внимание и показать , что подчас бывает трудно распознать истинные чувства только по одной группе признаков(например, невербальными), т.к. эти признаки могут быть с полным правом отнесены и к другому чувству. Во избежание ошибок следует обращать внимание и на другие способы выражения эмоций.)

Теперь вы знаете,  на что надо обращать внимание, когда пытаешься понять по лицу эмоциональное состояние человека. А если есть возможность видеть не только лицо, но и фигуру человека, наблюдать его поведение. Слышать голос и слова, им произносимые, то наша информация о переживаемом им состоянии становится еще полнее

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем.

Я кидаю мяч любому из вас и тот кто поймал мяч будет изображать любую эмоцию, а вы все отгадывать, затем передаете мяч другому, до тех пор пока в игре не поучаствуют все.

  1. Рефлексия.

Большое спасибо всем! Вы очень старательно поработали. А теперь я прошу вас  оценить занятие и ваше настроение в целом.(слайд № 9) десять пальчиков все понравилось настроение хорошее, два кулачка что –то не понравилось, настроение плохое.

  1. Домашнее задание ( слайд №10)

Домашнее задание написано на карточках, которые я вам раздам. На листочке нужно продолжить предложения:

«Если я в ярости, то…»

«Если я печален, то…»

«Если я боюсь, то…»

«Если я радуюсь, то…»

«Если я счастлив, то…»

Подумайте, как вы выражаете эти чувства и эмоции. Что вы при этом делаете, как себя ведете?

Всем спасибо  и побольше всем положительных эмоций.(слайд №10) До свидания.

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Чувства и эмоции» (часть 2)

Цель: Формировать у учащихся навыков  умения понимать и выражать свои чувства.

Задачи:

  1. Объяснить ученикам важность и необходимость выражения своих чувств и эмоций.
  2. Обучить некоторым способам выражения чувств.

План занятия:

  1. приветствие ведущего и игра – активатор «Ассоциации»
  2. дискуссия «Что значит владеть чувствами?»
  3. быстрый круг «Управление чувствами»
  4. способы выражения чувств.
  5. выражение гнева
  6. домашнее задание
  7. рефлексия

Оснащение занятия:

  1. мяч или игрушка
  2. компьютер
  3. проектор
  4. медиапрезентация
  5. бумага, фломастеры для выполнения работы в подгруппах
  6. магнитная доска, магниты.

Ход занятия

  1. Приветствие ведущего и игра – активатор «Ассоциации»

Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами вели разговор  о чувствах и эмоциях.

Сегодня мы этот разговор продолжим. Но сначала я предлагаю вам сыграть в интересную игру, которая называется «Ассоциации».  Если кто-то не знает, что означает слово «ассоциация», я поясню. Это явление, когда одно слово или понятие вызывает возникновение образа другого понятия, как-то связанного с первоначальным. Чтобы уловить возникшую ассоциацию, надо зафиксировать то первое, что приходит в голову, когда произносится какое- либо слово.

Правила будут такие: мы все встаем в круг,  и будем перекидывать друг другу игрушку. Каждый к кому попадет игрушка, называет какое-нибудь чувство. Тот кому игрушку перекинули, должен назвать слово- ассоциацию к названному предыдущим участником чувству. Затем он так же кидает игрушку и называет свое чувство

Ну как, понравилась игра? Трудно называть чувства, правда? Теперь давайте вернемся к нашему домашнему заданию. Кто может его прочитать?

  1. Дискуссия «Что значит владеть чувствами?»

теперь вспомните на прошлом занятии мы говорили, что испытывать самые различные эмоции – это нормальное состояние каждого человека. И это не должно пугать. Но в народе говорят: «не чувства должны владеть человеком. А человек -  чувствами».

А что, по-  вашему, означают эти слова: «Владеть чувствами»?

(основная мысль, к которой надо подвести учащихся в ходе дискуссии:

 владение чувствами означает:

  1. необходимость их отслеживать, давать себе отчет в их возникновении и признать, что вы эти чувства в данный момент испытываете;
  2. суметь достаточно безопасно для себя и для окружающих выразить возникшие чувства или эмоции.

Желательно в ходе дискуссии вывести следующую схему  последовательности действий при возникновении какой – либо эмоции или чувства: почувствовал- осознал – сумел безопасно выразить)

  1. Быстрый круг «Управление чувствами»

Очень хорошо! Теперь вы знаете схему тех действий,  которые необходимо совершить, если какое-либо чувство или эмоция овладели вами.

А как вы думаете, что может случиться со здоровьем человека, если он будет сдерживать проявление своих эмоций?

                     

Пояснения для ведущего

( после выполнения этого задания следует подчеркнуть, что связь между эмоциями человека и его здоровьем существует самая прямая и известна еще с древности. Врачи считали, что зависть и злость поражают органы пищеварения , постоянный страх – щитовидную железу, безутешное горе влечет за собой диабет, а печаль, уныние, тоска ускоряют старение.

В то же время в народе говорят, что десять минут смеха заменяют дневную норму витаминов. А радость и оптимизм, как известно,  излечивают от многих недугов)

 

Необходимость  сдерживать эмоции разрушает здоровье человека. Неумение дать выход возникшему чувству или эмоции означает, что растет внутреннее напряжение, и для его разрядки обязательно требуется найти верный, адекватный способ выражения чувства или эмоции. Но нужно стараться выражать их так, что бы не испортить отношения с окружающими людьми. Не обидеть их. Иначе можно получить очень неприятные последствия.

  1. Способы выражения чувств.

Наверняка вам в жизни уже не раз приходилось выражать свои положительные эмоции и чувства и справляться с отрицательными. Может быть, кого-то из вас учили этому родители. Поэтому вы, наверное,  знаете какие-то способы выражения чувств. Попробуйте их перечислить.

 А теперь скажите мне, какие чувства каким способом лучше выражать и в каких ситуациях.

Способы выражения чувств:

Рисовать, петь, танцевать, слушать музыку, поделиться с родителями или друзьями, написать стих или рассказ,  попрыгать, поскакать, покувыркаться, заняться физическим трудом.

Чувства и эмоции, которые испытывает каждый человек, необходимо не держать в себе, а уметь выражать. Знание способов и правил их выражения может существенно облегчить человеку собственную жизнь и общение с другими людми.

Основные правила выражения чувств:

  1. Смотреть на того, к кому обращаешься
  2. Говорить искренне
  3. Шутить и улыбаться
  4. Не перебивать
  5. Не оценивать качества другого человека(ты плохой), а выражать свои чувства (мне не нравится)

  1.  Выражение гнева

 Среди чувств, которые испытывает человек, одним из самых сложных в выражении является чувство злости или гнева. Именно это чувство, если оно неправильно выражено, способно осложнить или даже испортить отношения человека с окружающими. Необходимо знать определенные правила, которым надо следовать, выражая чувство гнева.

Сейчас мы с вами разобьемся на несколько групп по 4-5 человек и попытаемся сформулировать эти правила. После обсуждения каждая группа выбирает представителя.который и пояснит свои правила.

(обязательные правила:

  1. Выражая свой гнев, не унижать  своего партнера
  2. Дать собеседнику высказаться в ответ на выражение гнева
  3. Говорить только о себе и своих чувствах, не давать оценки личности партнера
  4. Сделать паузу. Перед тем как что – либо начать говорить)
  1. Домашнее задание

Вспомните и приведите примеры тех ситуаций, в которых вы, по вашему мнению, испытали стресс?

  1. Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Не чувства должны владеть человеком, а человек -чувствами». Народная мудрость

Слайд 3

Схема поведения при возникновении отрицательной эмоции Осознал Сумел безопасно выразить Почувствовал

Слайд 4

С древности существует мнение, что: 10минут смеха заменяют дневную норму витаминов Радость и оптимизм излечивают от многих недугов Зависть и злость поражают органы пищеварения Постоянный страх – щитовидную железу Безутешное горе влечет за собой диабет Печаль, уныние, тоска ускоряют старение

Слайд 6

Правила безопасного и эффективного выражения чувств Смотреть на того, к кому обращаешься; Говорить искренне; Шутить и улыбаться; Не перебивать; Не оценивать качества другого человека («ты плохой», «ты глупый»), а выражать свои чувства(«Я тебе не верю» и т.д.)

Слайд 7

Правила выражения гнева Выражая свой гнев, не унижать партнера Дать возможность собеседнику высказаться в ответ на выражение гнева Говорить только о себе и своих чувствах, не давать оценки личности партнера Сделать паузу, перед тем как что-либо начать говорить

Слайд 8

Домашнее задание Вспомните и приведите примеры тех ситуаций, в которых вы по вашему мнению, испытали стресс.

Слайд 9

Оцените свое настроение и занятие 10 пальчиков- настроение хорошее. все понравилось 2 кулачка- настроение плохое, что-то не понравилось

Слайд 10

спасибо за внимание и больше всем положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"

Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.Цель занятия:Познакомить воспитанников с историей становления государстве...

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Разработки воспитательных мероприятий в классе

В разделе представлены разработки воспитательных мероприятий в классе различных направлений...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...