разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"
методическая разработка по теме
Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.
Цель занятия:
- Познакомить воспитанников с историей становления государственного герба России.
- Ознакомитьучащихся с понятием «герб».
- Расширить представления воспитанников о государственном гербе России.
- Воспитать чувство уважения к гербу России как символу нашей Отчизны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennyy_gerb_rossii.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
номинация: сценарии праздников, конкурсов, викторин, классных часов и др.
Воспитательное мероприятие
«Государственный герб России »
Разработала: Горобинская Л.В.
педагог дополнительного
образования
с. Красноселькуп – 2012 год
Государственный герб России
Цель занятия:
- Познакомить воспитанников с историей становления государственного герба России.
- Ознакомить учащихся с понятием «герб».
- Расширить представления воспитанников о государственном гербе России.
- Воспитать чувство уважения к гербу России как символу нашей Отчизны.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Государственный герб России».
(Слайд №1).
Педагог: Ребята, а как вы думаете, что такое герб?
Ответы воспитанников.
Педагог: Слово «герб» пришло в русский язык в 16-17 вв. В его основе лежит немецкое erbе, что означает «наследство». Герб позволяет
узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах, привилегиях.
Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны,
родовой герб - о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб утверждается высшей властью.
Герб всегда являлся символом достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается как оскорбление его владельца. Это относится и к государственным, и к любым другим гербам. В средневековой Европе, например, герб дворянина, совершившего недостойный поступок, могли подвергнуть своего рода казни: публично перевернуть, разбить молотком, залить черной краской, лишить каких – либо эмблем. Все это было сродни гражданской казни, когда человека лишали его гражданских прав.
Таким образом, владельцем герба может быть и отдельный человек, и объединение людей, и государство.
(Слайд №2).
Педагог: Ребята, а кто скажет, кто изображен на Государственном гербе России?
Ответ воспитанников: Орёл.
Педагог: А какой орел изображен на гербе России.
Ответ воспитанников: Двуглавый орёл.
Педагог: Правильно ребята. А как вы думаете, когда двуглавый орёл появился на гербе?
Ответы воспитанников.
Педагог: Оказывается самое раннее изображение двуглавого орла ученые обнаружили высеченным в скале недалеко от турецкого селения Богазкей в 150 км к востоку от нынешней столицы Анкары. Здесь когда-то находилась столица Хеттского царства, существовавшего в 17 – 13 вв. до нашей эры.
(Слайд №3).
Педагог: Самое интересное, что при раскопках под Смоленском археологи нашли бляшку, датируемую второй половиной 10 в., с изображением хищной двуглавой птицы. На декоративной плитке 12 – 13 вв. из города Василева на Днестре также можно видеть эмблему двуглавого орла. В 15 в. его помещали и на некоторых монетах. Наиболее известны из них деньги тверского князя Михаила Борисовича.
Педагог: В Российском государственном архиве древних актов в Москве хранится грамота Ивана III, датируемая 1497 г. Грамоту скрепили четыре печати. Наиболее примечательной из них была сделанная из красного воска печать Ивана III . На лицевой стороне печати помещено изображение всадника, поражающего копьем змия. На оборотной стороне – двуглавого орла с распростертыми крыльями и двумя коронами над головами. Эмблемы печати – всадник и орел – стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Поэтому в 1997 г., отмечалось 500 – летие государственного герба России.
Педагог: Изменения в российском гербе в последующие столетия хорошо видны на государственных печатях.
(Слайд №4).
В 16 – 17 вв. в Московском царстве использовались две государственных печати – Большая и Малая. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орел изображались на двух сторонах. На Большой государственной печати Ивана Грозного, которая относится к концу 1570-х гг., на лицевой стороне изображен двуглавый орел с всадником на щитке на груди, на оборотной – единорог.
На печати Лжедмитрия орел изображен поднятыми вверх крыльями.
(Слайд №5).
На печати царя Михаила Федоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.
В период правления Алексея Михайловича крылья российского орла поднялись вверх, а в его лапах появились скипетр и держава – символы самодержавной власти.
(Слайд №6).
Педагог: В 1722 г. Петр I учредил при Сенате Герольдмейстерскую контору, которая должна была заниматься составлением гербов. Ее возглавил С.А. Колычев. В помощники к нему пригласили итальянца Ф. Санти, который и стал первым российским профессиональным герольдистом.
Санти составил новое описание государственной печати. В соответствии с ним черный двуглавый орел располагался на золотом поле, на его груди помещался московский герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного.
(Слайд №7).
Педагог: Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883 гг. Александр III принял выполненные художником А.Шарлеманем Большой, Средний и Малый гербы
Педагог: Наконец после вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого и Малого Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным.
(Слайды №8, 9).
Педагог: В 1917 г. после падения монархии для печати Временного правительства новый герб изобразил художник И.Я. Билибин. Крылья орла опустились. Ни корон, ни скипетра и державы, ни щита с Георгием Победоносцем, ни цепи Андреевского ордена – ничего этого не было.
(Слайд №10).
В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и продолжили борьбу со старыми символами. В январе 1918 г. Ленин дал изготовить государственную печать. Образец герба РСФСР был выполнен в 1920 г.
Девиз герба СССР давался уже на языках 11 республик, с 1946 г. – 16-ти. Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, отражал основные идеи молодого государства. Серп и молот стали символом союза рабочих и крестьян. Лучи солнца и земной шар провозглашали наступление новой эры. Колосья, перевитые лентой с девизом, - единство советских республик в борьбе за социализм. Со временем число союзных республик возросло.
Последнее изменение в гербе произошло в 1956 г., когда установилось окончательное число республик и надписей – 15. В таком виде герб СССР просуществовал до 1991 г.
(Слайд №11).
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему с приходом нового Временного правительства изменялся герб?
Ответы воспитанников.
Педагог: А почему большевики изменили герб?
Ответы воспитанников.
Педагог: В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.
В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И наконец, 08.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
(Слайд №12).
Педагог: Рисунок герба выполнил художник Е. Ухналев. Так в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема – двуглавый орел.
Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России.
Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
(Слайд №13).
Итог занятия.
Педагог: Ребята, в лапах у орла находиться скипетр и держава, что они олицетворяют?
Ответ воспитанников:
Педагог: Что свидетельствует современный государственный герб?
Ответы воспитанников: Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.
Педагог: Кто выполнил рисунок государственного герба России?
Ответ воспитанников: Рисунок герба выполнил художник Е. Ухналев.
Педагог: Вам понравилось занятие?
Ответы воспитанников.
Педагог: Что нового о гербе России вы узнали на занятии?
Ответы воспитанников.
Спасибо, до свидания.
Литература: Е.В.Пчелов << Государственные символы России>>.
используемые ресурсы Интернета:
hhttp://bg-znanie.ru/print.php?nid=134
http://www.lyamino.moy.su/info/gerb.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему:"Государственные символы России"
Внеклассное мероприятие на тему:"Государственные символы России"...
открытое внеклассное мероприятие "История создания государственного герба Росси"
Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: "Государственная символика России и Тульской области: история и современность"
Цель проведения: проследить историю формирования государственной символики России и Тульской области, воспитание патриотических чувств школьников.Задачи:ØРасширить и закрепить знания учащихся об...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: " Рождество и Новый год в Великобритании и России"
Данная разработка рассчитана на 5-7 классы, как вариант мероприятия на урок английского языка....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»
Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ! МЫ - ПАТРИОТЫ!»
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности....