Классный час "Семья-важнейшая ценность человека"
классный час (9 класс) на тему

Разработка классного часа на тему:

«Семья - важнейшая ценность для каждого человека»

 

Цели:

          1. Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;

2.Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

3.Формирование нравственного долга перед родителями.

4.Воспитание у обучающихся ответственного отношения к созданию в

будущем своей  семьи.

 

Форма: час общения.

Участники: обучающиеся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большевистская основная общеобразовательная школа»

Номинация: «Повышение ценности семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании»;

         

Разработка классного часа на тему:

«Семья - важнейшая ценность для каждого человека»

Пояснительная записка

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой

  Воспитание, осуществляемое в образовательных учреждениях, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее,  все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.

Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость проводить  как можно больше мероприятий, связанных с темой семьи и семейных ценностей.

Классный час:

«Семья – важнейшая ценность для

каждого человека».

Цели:

          1. Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;

2.Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

3.Формирование нравственного долга перед родителями.

4.Воспитание у обучающихся ответственного отношения к созданию в

будущем своей  семьи.

Форма: час общения.

Участники: обучающиеся 9 класса.

Оформление: 1.Плакат «Мама + папа + я = счастье».

2.эпиграфы к классному часу:

«Вся семья вместе, и душа на месте», 

«На что и клад, когда в семье лад»,

«Семья это место, куда приходят отдыхать победные силы человека». (А.С.Макаренко).

Ход классного часа

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

        - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о семье, о семейных традициях.

  Семья является для человека самым важным в жизни. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Семья для человека является самым важным в жизни.

        В Российской Федерации с 1995 года отмечается Международный год семьи. А 2008 год указом президента РФ был объявлен Годом семьи. Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление института семьи. По словам Владимира Путина, «наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века».

        Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что же такое семья? (Ответы обучающихся).

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Учащимся  предлагается тест «Незаконченное предложение».

1.   Семья — это...

2.   Мои родители — это...

3.   Свет в окнах моего дома — это...

4.   Радость в моей семье — это...

5.   Горе моей семьи — это...

6.   Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7.   Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

8.   Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9.   Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

Учитель: 

Молодцы, ребята! Семья - это

  • трудовой коллектив,
  • и моральная опора,
  • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
  • и пространство для отдыха,
  • и школа доброты,
  • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
  • мораль и вкусы,
  • манеры и привычки,
  • мировоззрение и убеждения,
  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

Итак, семья - это

группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

В современной литературе определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

        Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первых дней своего существования. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи.

        Семья – это великий дар. Когда - то Лев Николаевич Толстой сказал «Счастлив тот, кто у себя дома». Как вы думаете, из чего складывается семейное счастье? (Ответы обучающихся).

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом.

  Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам,

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы подруга моя

«Я, я, я»- Ева молвила - «Я»,

Сказала она знаменитых семь «Я»

И так на земле появилась «семья».

- А как вы думаете, все семьи одинаковые?

Да, разные. А чем они отличаются?

Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Мы сейчас определим, какие бывают семьи.

Пожалуйста, придумайте прилагательные к слову семья, которые начинаются на буквы с, е, м, я.

1. «С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная.

2. «Е» - единая, единственная, единомыслящая.

3. «М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная.

4. «Я» - ясная, языковедческая, яркая.

«В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т.д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?». (ответы –рассуждения обучающихся)

О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

              В семье любовь да совет, так и нужды нет.

        Классный руководитель: Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.

  1. Родители контролируют школьные дела детей.
  2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
  4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
  5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
  6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
  7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Скажите с какими правилами вы согласны?  Какие вам кажутся неверными? Почему?

Классный руководитель: В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте  поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.

 (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...).

Классный руководитель: В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье. (Фотография, письмо, похоронка, рушник, прялка, веретено, игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена. Обучающиеся  рассказывают о своих реликвиях.

Классный руководитель: В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду называть начало пословицы, а должны её закончить.

-В гостях хорошо, (дома лучше);

-Без хозяина дом (сирота);

-Не красна изба углами, (красна пирогами);

-Согласную семью и (горе не берёт);

-Не нужен клад, когда (в семье лад);

-Лучше матери друга (не сыщешь);

-От солнышко тепло, (от матери добро);

-Отец сына на худо (не учит).

        Опыт человечества, отражённый в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием (т. е. обещанием) «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле»… В послании апостола Павла сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно и безотчётно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.

На Руси это издавна чтимо

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб его, признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Всё же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоём, мы семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила измаясь в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка.

 Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

 

  Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

      Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

А какие бывают традиции?

(Ответы учащихся)

 Традиции:

  1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  3. Приглашать гостей и собирать застолье;
  4. Собирать и хранить семейные фотографии;
  5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

 А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А сейчас давайте немного поразмышляем…

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ

В.Сухомлинский

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.

— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

Вопросы и задания к сказке:

 Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?

 Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

 Что вы для делаете для мамы, когда она устает?

        А теперь предлагаю отгадать понятия из «Семейного букваря».

1. Радостное, замечательное изобретение человека. Должно быть загадочным, неожиданным, обычно разворачивают и ахают (подарок).

2. Единственная возможность для родителей собраться с силами для последующего воспитания детей (сон).

3  Запрещённый удар в общении с ребёнком (бойкот).

4. Компас в океане семейных отношений (любовь).

5. Зонтик на случай семейного ненастья (юмор).

6. Эликсир для лечения разного рода душевных травм (доброта).

Классный руководитель: 

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Классный руководитель: 

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Классный руководитель:

 В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

 В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

На улице дождь непрерывный,

 А дома тепло и светло.

 И можно на бурые ливни

 Спокойно смотреть сквозь стекло.

 Тут можно укрыться от зноя,

 Спастись от морозного дня.

 В хорошее место родное -

 Домой так и тянет меня.

В заключении мне хочется сказать, что

самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!

Исполнение песни родительский дом

                                                          Родительский дом



Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с.любовью и
нежностью
Наша пристань - родительский дом.


Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет!

И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.


Если вдруг мы с тобою когда-нибудь
Позабудем родительский дом,
То не стоит искать оправдания -
Оправдания мы не найдем.



Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических де...

Здоровье- главная ценность человека

Вы получите  восемь советов сохранения здоровья вашего ребёнка....

Мастер-класс по ОБЖ в 8 классе “Здоровье – основная ценность человека”

Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.Задачи:Образовательная – освоить основные понятия здоровья.Воспитательная – содействовать формированию положитель...

"Ценность человека не зависит от его способностей и достижений"

Инклюзивное образование, его главный принцып....

Классный час о жизненных ценностях человека

"Каждый выбирает по себе..." Жизненные ценности человека у каждого свои. На уроке дети пытаются определить, какие им ближе!...