Беседа о культуре поведения и общения.
классный час (8 класс) на тему

Ким Оксана Герасимовна

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_povedeniya.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о культуре поведения и общения.

«Правила, обязательные для всех»

- Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

-Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь,  третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.

-Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И  все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

-Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.

-Кто знает, какие же это правила?

  1. ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ.

-Ребята, а что значит быть вежливым?

-Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в  чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на  «ты», а к кому  обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

-Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И  вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?

-Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется  и в соблюдении правил приветствия  взрослых и сверстников, при  встрече с ними, обращении к ним  с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.

-А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?

-А как эти слова называют по-другому, почему?

-А кто знает, как надо здороваться со старшими?

(Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться  первым, но никогда  не следует первым подавать руку.)

-Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл  взрослый?

-Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»?

(ко всем старшим и незнакомым.)

- Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…»,  «Прошу вас,  скажите пожалуйста».

- При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово

« Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

Работа с пословицами.

- Как понимаете смысл пословиц.

-От одного слова да навек ссора.

-Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

-Добрые дела красят человека.

-А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а  я  посмотрю можете ли вы поступать вежливо.

Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.

- Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых  никого дома не было. Уходя  из дома… ( Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме - куда он пошёл и когда  придёт)

-Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…

( дети  продолжают)

-Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…

( дети рассказывают, как Вова должен был вести  себя за столом).

-А сейчас ваши товарищи прочитают вам стихотворение  С.Я.Маршака

« Ежели вы вежливы». А вы, ребята, проявите свою вежливость к своим товарищам, внимательно послушайте и отложите  себе в памяти, что нужно  делать, чтобы быть вежливыми.

                                Ежели вы вежливы,

                                И  к совести не глухи,

                                Вы место без протеста

                                Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

                                И ежели вы вежливы,

                                То, сидя на уроке,

                                Не будете с товарищем

                                Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И  помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

                                И ежели вы вежливы,

                                То в разговоре с тётей,

                                И с дедушкой, и с бабушкой

                                Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание

Часы на ожиданье!

                                И ежели вы вежливы,

                                Тому, кто послабее,

                                Вы будете защитником,

                                Пред  сильным  не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил,

«Спасибо»,- говорил.

                                Нет, ежели вы вежливы,

                                То вы благодарите,

                                Но мячика у мальчика

                                Без спросу не берите!

  1. ПРАВИЛО  ТОЧНОСТИ.

- Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?

-Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают  коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти- приди вовремя.

-Ребята, представьте вот такую ситуацию.

-В классе должен пройти какой-то утренник, на который были  приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он  их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.

-Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не  получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится  настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?

3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.

-Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и  принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.

-А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки.

        « Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Елена Петровна…»

- Чтобы вы посоветовали девочки?

-Ещё одна ситуация.

        «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе выполнить домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и  сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».

-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

-А вот ещё ситуация.

        «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои  действия?»

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

-А сейчас проявите свою вежливость и послушайте  стихотворение   С.Михалкова « Одна рифма».  

- Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос.

                Шёл трамвай десятый номер

                По бульварному кольцу.

                В нём сидело и стояло

                Сто пятнадцать человек.

                Люди входят и выходят

                Продвигаются вперёд.

                Пионеру Николаю

                Ехать очень хорошо.

                Он сидит на лучшем месте-

                Возле самого окна.

                У него коньки под мышкой:

                Он собрался на каток.

                Вдруг на пятой остановке,

                Опираясь на клюку,

                Бабка дряхлая влезает

                В переполненный вагон.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

                Николай сидит, скучает,

                Бабка рядышком стоит.

                Вот вагон остановился

                Возле самого катка,

                И из этого вагона

                Вылезает пионер.

                На свободное местечко

                Захотелось бабке - сесть,

                Оглянуться  не успела-

                Место занято другим.

                Пионеру Валентину

                Ехать очень хорошо,

                Он сидит  на лучшем месте,

                Возвращается с катка.

                Люди входят и выходят,

                Продвигаются вперёд.

                Валентин сидит скучает,

                Бабка рядышком стоит.

        Этот  случай  про старушку

        Можно дальше продолжать,

        Но давайте скажем в рифму:

        -СТАРОСТЬ  НУЖНО  УВАЖАТЬ!

-Что вы можете сказать о мальчиках из этого стихотворения. Какие это ребята? Ребята не должны быть такими.

ИТОГ

-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

 

        

                                

                     

Классный руководитель: КИМ О.Г

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура поведения и общения

Разработка урока "Культура поведения и общения" для учащихся 6 класса....

Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...

Беседа " Правила культуры поведения в общественных местах"

Конспект содержит материал о культуре поведения в общественных местах школьников...

Беседа "О культуре поведения"

Цель занятия: уточнить представления учащихся о понятии «вежливость», повторить правила поведения за столом, правила культурного поведения в гостях и на улице; развивать мышление , воображение, о...

Классный час "Культура поведения и общения"

Данный классный час можно провести и в рамках родительского собрания....

Программа "Культура поведения и общения"

Программа по формированию культуры поведения и общения предназначена для детей с умственной отсталостью начального звена...