Презентация "Стили семейного воспитания"
презентация к уроку (5, 6 класс) на тему
Презентация "Стили семейного воспитания" для проведения родительского собрания в 5-6 классе. В презентации рассказывается о стилях семейного воспитания и их влиянии на детей, даются конкретные рекомендации для родителей. Материал слайдов станет предметом живого обсуждения на собраниях, даст возможность поделиться опытом воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_semeynogo_vospitaniya.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы стилей Попустительский Либеральный
Делай, как хочешь! Попустительский (безразличный)
Родители Неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Убеждены, что если их ребёнок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Часто демонстрируют двуличное отношение: на людях проявляют к своему ребёнку безграничную любовь и доверие, подчёркивая его достоинства и оправдывая шалости. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причём сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Развивают ребёнка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Л юбят повторять: «Ну и что, я сам таким был, и вырос хорошим человеком». Ключевая фраза попустительского стиля: «Делай , как хочешь !»
Дети Предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать , сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для таких детей неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, выпросить, оспорить. Ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение детей безразличных родителей проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Делай то, что считаешь нужным Либеральный (невмешательство)
Родители В отличие от попустительского стиля, либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребёнком , предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна р ебёнку в большом мире, отсутствуют. Ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Н е ставят целей воспитания и развития, пуская всё на самотёк. Уровень контроля низкий, но отношения тёплые . Родители всецело доверяют ребёнку , легко общаются с ним и прощают шалости, а позднее проступки. Не умеют или не хотят воспитывать ребёнка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента родителей, их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Ключевая фраза либерального стиля: «Делай то, что считаешь нужным».
Дети Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать всё в одиночку. У них вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Такая свобода большинству из них не по плечу. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения таких детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот – неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети родителей-либералов всё же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Типы стилей Авторитарный Авторитетный
Авторитарный (диктаторский) Делай, как я хочу!
Родители Демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Имеют чёткие представления о том, каким должен быть их ребёнок и достигают цели любыми способами. Категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребёнка всячески подавляются. Диктуют правила поведения, сами определяют гардероб ребёнка, его круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон . Л юбят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», « Яйца курицу не учат!» В то же время стремятся дать своему ребёнку всё самое лучшее: одежду, еду, образование. Всё, кроме любви, понимания и ласки . Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай , как я хочу !»
Дети Испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У таких детей часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Часто дети авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребёнку – первоочередная задача авторитарных родителей.
Авторитетный (демократический) Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю.
Родители Создают оптимальные условия воспитания – тёплые отношения, высокий контроль. Беседуют с детьми, поощряют инициативу , прислушиваются к их мнению . Координируют действия ребёнка и устанавливают правила с учётом его потребностей и интересов. Признают право на свободу подростка, но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у детей правильное социальное поведение. Всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Сотрудничают с детьми, действуют на равных, решающее слово, однако, остаётся за взрослым. Демократический, авторитетный стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю».
Дети Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является главной целью семейного воспитания. Растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Такие дети доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в своё будущее.
Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. Хаотический
Хаотический Чем характеризуется: Отсутствие единого подхода в воспитании, конкретных требований к ребёнку, разногласия в выборе средств воспитания между родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Со стороны родителей: непредсказуемая реакция на поступки ребёнка. Со стороны ребёнка: повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность, в сложных ситуациях – агрессивность, неуправляемость. При таком стиле воспитания у ребёнка не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений и заниженная самооценка.
Это тоже стиль Отсутствие воспитания
Подведём итоги Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей, у вас возникли вопросы: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации. Однако какой-то стиль всё равно преобладает.
Пожелание Быть родителем сложно и ответственно. Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им “умные” морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это непросто! Поэтому воспитание детей надо начинать … с воспитания самих себя ! Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это – самое лучшее воспитание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...
Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.
В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Влияние семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно....
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...