Работа с детьми группы риска
материал по теме
Представлен план рабты с детьми группы "риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с детьми группы риска | 26.12 КБ |
План работы с детьми группы "риска" | 18.16 КБ |
Отчет о работе с детьми группы "риска" 2017-2018гг | 14.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
город Когалым ХМАО-Югра
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР ____________ ___________________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: директор МОБУ СОШ № 29 ____________Т.А. Наливайкина |
План работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
на 2017/2018 учебный год
Разработчик программы
Классный руководитель 9б класса
Станкевич Т.Л.
2017 год
ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:
Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, пропуски уроков и опоздания; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.
Цель работы с детьми «группы риска»:
Снять настрой на ситуацию конфликта в отношениях с учителями, со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива и личности, включение учащегося в общение со сверстниками, в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.
Задачи:
1. Вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.
2. Воспитывать у учащихся добросовестность, способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.
3. Вовлекать учащихся в КТД, классное самоуправление.
4. Коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.
- Совместная работа с семьёй ученика, со специалистами: психологом, логопедом.
Прогнозированный результат– добиться положительного результата через реализацию поставленных задач.
Направления работы классного руководителя.
1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
3. Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".
6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.
К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- самоотношение, самопонимание;
- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;
- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.
Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Теоретические аспекты работы с детьми группы риска
В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
1. Одаренные дети.
Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.
Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:
1) Интеллектуальная или академическая;
2) Художественно-эстетическая;
3) Спортивно-физическая;
4) Социально-лидерская.
В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:
- негативное отношение к учёбе и воспитанию;
- нарушение отношений с родителями;
- подверженность частым перепадам настроения;
- дух противоречия;
- депрессия;
низкая самооценка;
- высокая тревожность;
- чувство непохожести на других;
- тенденция к самооправданию;
- перекладывание вины на других;
- недостаток настойчивости;
- неприятие руководства;
- скука;
- неприятие состязаний;
- чувствительность к критике при любви покритиковать других;
- некоторая надменность;
- склонность ставить нереалистические цели и др.
Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.
3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.
К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.
К основным нарушениям относятся:
1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;
2. деструктивное поведение родителей;
3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.
5. Педагогически запущенные дети.
Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.
К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:
1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только беспокоит взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.
2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.
3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.
4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.
5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.
Направления работы классного руководителя
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Составление социального паспорта группы Составление характеристик на детей группы риска Составление плана работы с детьми группы риска . Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска. Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися. Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства. Организация медицинской помощи. Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы. | Август – сентябрь По мере необходимости 1 четверть В течение уч.года По мере необходимости По мере необходимости По мере возникновения проблем В конце учебного года | Кл. рук. Кл. рук. Кл.рук. Кл.рук. Кл.рук. Кл.рук. Соц.педагог Представители ОДН,КДН, опеки Кл.рук., Психолог, Кл.рук.
|
Работа с детьми
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Контроль посещаемости занятий. Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей. Вовлечение детей в социально-значимую деятельность. Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций. Направление на консультацию к психологу или к врачам. Посещение семей группы «риска». | в теч.года в теч.года
в теч.года по мере возникновения проблем по мере возникновения проблем | Кл.рук Род.комитет Кл.рук Кл.рук Кл.рук родители Кл.рук Психолог Соц. педагог |
Работа с педагогическим коллективом
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами Консультации по результатам диагностики Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска» Выступление на педагогических советах Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | в теч.года в теч.года в теч.года по мере необходимости в теч.года по мере необходимости
| Кл.рук Кл.рук Специалисты школы Кл.рук Кл.руковод. Кл.рук Специалисты школы |
Работа с родителями
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Посещение семей детей группы риска . Проведение консультаций для родителей. Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения. Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями Организация отдыха школьников в летний период Направление на консультацию к психологу или к врачам Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | По мере необходимости в теч.года в теч.года по мере необходимости летний период по мере необходимости по мере возникновения проблем в теч.года | Кл.рук Кл.рук Специалисты школы Кл.рук Кл.рук Специалисты школы Родители Кл.рук Кл.рук Родители Родители, соц.педагог Кл.рук |
Список использованной литературы
1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.
Предварительный просмотр:
План индивидуальной работы с учащимся группы «риска»
Цель: освоение учащимся базового компонента учебной программы, стандарта образования.
Задачи:
- создать ситуацию успеха (применение личностно-ориентированных заданий, мотивационные приемы);
- организовать партнерские взаимоотношений учитель.
ФИО учителя _________________________________________________________
Предмет______________________________________________________________
Ученик (класс)_________________________________________________________
Проблемы ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
1 | День и час дополнительных занятий | ||||
2 | Содержание и формы работы | Сроки исполнения | |||
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | _______________________________________________________________________________________________ | ||||
3 | Анализ проверочных письменных работ учащегося (приложить) | ||||
4 | Представление администрации школы тетради дополнительных занятий (приложить). | ||||
5 | Работа с родителями учащегося: | ||||
Дата | Тема | Результат | |||
Учитель ____________/______________/
Дата ____________________________
Зам директора __________/_____________/
Дата_____________________
.
Предварительный просмотр:
Отчет о работе с учащимися группы риска и их родителями (2017-2018 уч.г.)
План работы с неблагополучными семьями реализован.
По итогам 2017-2018 учебного года группу риска составляют 4 учащихся.
1.А. К. Главные проблемы – это неуспеваемость, конфликты с родителями пропуски уроков без уважительной причины, опоздания на уроки. К. не работает на уроках, иногда отсутствуют школьные принадлежности, часто приходит без домашних заданий. По предварительным итогам практически в каждой четверти у К. были неудовлетворительные отметки по нескольким предметам. Учебный год закончил без неуд. оценок. Это явилось результатом проделанной работы:
- неоднократные беседы с К. по поводу успеваемости и поведения;
- посещение на дому с целью доведения информации по предварительным итогам четверти и текущим оценкам;
- неоднократные беседы с отцом (информация по успеваемости);
- приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы (отец приходил);
- беседы отца с учителями-предметниками и психологом.
2. Б. Р. Главной проблемой является неблагополучная семья. Мать периодически употребляет спиртные напитки. У Р. иногда отсутствуют школьные принадлежности, часто приходит без домашних заданий, пропускает уроки, опаздывает. По предварительным итогам были удовлетворительные оценки по 3 предметам. Была проведена следующая работа:
- беседы с Р. по поводу успеваемости;
- неоднократные беседы с матерью (информация по успеваемости);
- посещение на дому;
- приглашение родителей в школу (мать приходила);
совместно со психолого-педагогической службой беседы с матерью
- приглашение на Совет профилактики.
3.Ж. А. Основные проблемы – пропуски уроков по неуважительной причине и неудовлетворительные отметки. По предварительным итогам практически в каждой четверти у А. были неудовлетворительные отметки по нескольким предметам. Учебный год закончил без неуд. оценок. Это явилось результатом проделанной работы:
- неоднократные беседы с матерью и А. по поводу успеваемости и пропусков;
- посещение на дому с целью доведения информации по предварительным итогам четверти и текущим оценкам;
- приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы (мать приходила);
- беседы матери с учителями-предметниками и психологом
- приглашение на Совет профилактики
- приглашение на КДН.
4. Д. К. Основная проблема-неуспеваемость. По итогам каждой четверти у К. были неудовлетворительные отметки по нескольким предметам. Учебный год закончил без неуд. оценок. Это явилось результатом проделанной работы:
- неоднократные беседы с матерью и К. по поводу успеваемости;
- посещение на дому с целью доведения информации по предварительным итогам четверти и текущим оценкам;
- приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы (мать приходила);
- беседы матери с учителями-предметниками и психологом
- приглашение на Совет профилактики
- приглашение на КДН.
Классный руководитель Станкевич Т.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.
Планработы педагога – психолога по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....
План работы заместителя директора по учебной работе с детьми "группы риска".
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна....
- Мне нравится (1)