Нравственная культура
классный час (6 класс) на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час24.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                        КЛАССНЫЙ ЧАС.              

       СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ.

 НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ,  ЧУЖАЯ БОЛЬ.

Задачи:

1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.

2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.

3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.

4) Воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример проявления нравственных поступков

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВЕДУЩИЙ : В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и  ценности, представления о добре и зле, о справедливости.  В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный».

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение.

 ДОСКА : Мораль- нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом,  о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.

 ВЕДУЩИЙ : Высокоморальным ( нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.

2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 ВЕДУЩИЙ :  Что в себя включают нравственные качества человека?

Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.

( классифицируем понятия)

ДОСКА : подобрать пары слов по противоположности понятий.

Нравственные понятия:      умеренность- излишество,(1)

                                           нестяжание- сребролюбие,(2)

                                           кротость-гнев,(3)

                                           жизнелюбие-уныние,(4)

                                           смирение- тщеславие, (5)

                                           великодушие- зависть, (6)

                                      доверчивость- подозрительность,(7)

                                             трудолюбие- безделье, (8)

                                      самостоятельность- зависимость,(9)

                                                 любовь- ненависть,

                                               верность-предательство

                        ВЫВОД:      ДОБРОДЕТЕЛИ- ПОРОКИ

( попробуйте дать определение  некоторым качествам, что это такое? )

ОБСУЖДЕНИЕ: о каких добродетелях или пороках  говорится в высказывании?

1)–умеренность-здоровье души

- бери от жизни все

8)-кто не работает- тот не ест

-работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет

7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и  откроют вам

-каждого незнакомца считай вором

3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного

- гнев слаще меда

5)не стремись быть первым во вселенной

-лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир

- один в поле не воин

4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности

2) –рука дающего не оскудеет

- деньги отпирают все двери

6)-великодушные люди не меняют  своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий

-нам мало добиться успеха, надо еще , чтобы друзья наши потерпели крах.

ВЕДУЩИЙ:

1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека, наставляет его на  верный путь.

2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в  русских народных пословицах.  

Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?

-добро поощряй, а зло порицай

1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.

-истинное добро всегда просто

- жизнь дана на добрые дела.

- каков есть- такова и честь

-добрым быть- добрым и слыть

-спеши делать добро

-делай хорошее для других- сам станешь лучше

-что в другом не любишь- того и сам не делай.

ВЕДУЩИЙ:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ НРАВСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК, КАКОВЫ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

НА ДОСКЕ:  

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

ВЕДУЩИЙ :

Мы поговорим сегодня о том, что такое  - “Чужая боль”.  В чем заключает  умение  человека  чувствовать чужую боль?

1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

2)Боль - ощущение страдания

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

ВЫВОД:

В каждом маленьком случае,

В каждом горе и счастье

Мир приучен к сочувствию,

Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно

Каждой клетке моей!

Презираю спокойствие

Закрытых дверей.

ВЕДУЩИЙ: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?

( обсуждение)

ВЫВОД:

Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человек

ВЕДУЩИЙ:

КАКИЕ ПРИМЕРЫ ДУШЕВНОЙ ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ КАК СВОЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИВЕСТИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

( произведение, автор, какой герой в какой ситуации смог проявить душевную чуткость, почувствовать чужую боль ?)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”( можно фильма)

 “Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное

нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

ВЕДУЩИЙ:

 Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

  Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе

                    построже,

И добрее к прочим

                    людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то

                                судеб.

Список литературы:

1)Школьный психолог №5 2010г.

2)Воспитание школьников №2,3,10 за 2010г.

3) Кравченко А. И. Певцова Е. А. Обществознание . Учебник для 6 класса «Русское слово» 2009г.

4)Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность» 5 за знания 2007г 

5) Диспут «Чужая боль» ( интернет).

                          КЛАССНЫЙ ЧАС. УРОК  МУЖЕСТВА.

                                   ГОРОДА-ГЕРОИ,  ЛЕНИНГРАД.

Цели и задачи:

  1. Воспитание  у учащихся патриотизма и любви к родине.
  2. Формирование гражданской позиции учащихся по важным историческим вопросам.
  3. Развитие у учащихся интереса к изучению истории своей Родины.                

                           ПЛАН.

  1. Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне:
  1. Стихотворение «День Победы» неизвестного автора
  2. Начало Вов, планы гитлеровской Германии,
  3. Продолжительность Вов,
  4. Количество погибших,
  5. Известные битвы: битва за Москву, оборона Ленинграда, оборона Севастополя, Курская битва, Сталинградская битва и т.д.
  6.  Наше отношение к данным историческим событиям и людям, прошедшим войну: ветераны, труженики тыла, блокадники, люди , прошедшие лагеря смерти( Бухенвальд, Веймарт, Освенцим и т.д.)

2.Выступления учащихся с докладами:

-Города-герои (Лукьяшко В.)

- Ленинград-город-герой (Эрли Р)

-Дорога жизни (Зорина Л. ,Дудина С.)

3.Слово учителя :

-стихотворение «Две гвоздики»,

-вывод о нашем  правильном отношении к этим великим событиям.

4. Творческая работа учащихся: «Подвиг человека на войне»

1)  Что такое подвиг? Когда и почему он совершается человеком?

2) Примеры подвигов русского народа во время Вов.

3) Каково ваше отношение к подвигу человека на войне?

День Победы

День Победы- светлый праздник, я ему так рад,

Потому что вместе с дедом еду на парад!

Я хочу в строю военном вместе с ним пройти,

Знамя красное Победы вместе с ним нести!

Пусть мой деда твердо знает: буду я в строю
Защищать, как он, смогу я Родину свою!

ДВЕ ГВОЗДИКИ.( Матюшина М., 2005год)

Две гвоздики алеют, как кровь на снегу,

Две гвоздики- знак памяти вечной,

Тем, кто пал, защищая родную страну,

Тем, кто жертвовал жизнью заветной.

Уходили на фронт, отдавали судьбу

В руки случаю- пуле жестокой,

Без причин не давали покоя врагу,

Непокорность считали достойной.

Через слезы и боль, мимо злобы слепой

Приходилось искать им дорогу,

А  когда начинали давать силы сбой,

Обращались за помощью к Богу.

Говорят: все дороги приводят домой,

Все же тысячи гибли по свету.

И хотя часть имен уже стерта слезой,

Не забудем цены за Победу!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Программа нравственного воспитания «Развитие коммуникативной и нравственной культуры»

Важнейшим аспектом воспитания личности ребёнка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носи...

Презентация у уроку по теме "Что такое нравственный поступок?" курса "Основы духовно-нравственной культуры"

Презентация к занятию курса "Основы духовно-нравственной культуры" поможет поднять один из самых важных вопросов "Что такое нравственный поступок". Занятие включаеткак разбор ситуа...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....