Опросник «Ориентация»
план-конспект на тему

Горбунова Наталья Геннадьевна

Опросник (анкета) "Ориентация" предназначена для выявления профессиональных склонностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_orientatsiya.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Ориентация»

        Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовлетворение?

        Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением “Я хочу”.

Способности - это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами “Я могу».

Анкета “Ориентация” предназначена для выявления профессиональных склонностей, а также Вашего представления о своих профессиональных способностях.

        Эта анкета позволит Вам быстро и просто определить Вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии.

        Для правильного выбора профессии Вам надо сориентироваться в трех вещах:

1. Определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.

2. Оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счете Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у Вас “Могу”.

3. Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня “Надо”.

В том случае, если Вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо’, то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

        - интересна л привлекательна для Вас.

        - соответствует Вашим способностям,

        -пользуется спросом на рынке труда.

Анкета состоит из двух частей: “Я Хочу’’ и “Я могу”.

В первой части (“Я хочу”) Вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы Ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части (“Я могу’) Вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения Ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную  степень выраженности Ваших профессиональных способностей, сколько то, что Вы о них думаете, как Вы их оцениваете, для того, чтобы получить точную и объективную информацию о Ваших профессиональных способностях, Вам необходимо воспользоваться более сложными психологическими тестами.

Анкета «Ориентация»

Инструкция:

Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности.

(0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)

Я хочу

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей

0123

Заниматься лечением

0123

Обучать, воспитывать

0123

Защищать права, безопасность

0123

Управлять людьми

0123

2

Управлять машинами

0123

Ремонтировать оборудование

0123

Собирать и налаживать технику

0123

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

0123

Заниматься строительством

0123

3

Обрабатывать тексты и таблицы

0123

Производить расчеты и вычисления

0123

Перерабатывать информацию

0123

Работать с чертежами, картами и схемами

0123

Принимать и перерабатывать сигналы и сообщения

0123

4

Заниматься художественным оформлением

0123

Рисовать, фотографировать

0123

Создать произведения искусства

0123

Выступать на сцене

0123

Шить, вышивать, вязать

0123

5

Ухаживать за животными

0123

Заготавливать продукты

0123

Работать на открытом воздухе

0123

Выращивать овощи и фрукты

0123

Иметь дело с природой

0123

А

Работать с руками

0123

Выполнять решения

0123

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0123

Получать конкретный практический результат

0123

Воплощать идеи в жизнь

0123

Б

Работать головой

0123

Принимать решения

0123

Создавать новые образцы

0123

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать.

0123

Планировать, консультировать, проектировать, разрабатывать, моделировать.

0123

Я могу

(способен, умею, обладаю навыками):

1

Знакомиться с новыми людьми

0123

Быть чутким и доброжелательным

0123

Выслушивать людей

0123

Разбираться в людях

0123

Хорошо говорить и выступать публично

0123

2

Искать и устранять неисправности

0123

Разбираться в технических устройствах

0123

Ловко обращаться с инструментами

0123

Хорошо ориентироваться в пространстве

0123

3

Быть сосредоточенным и усидчивым  

0123

Хорошо считать в уме

0123

Кодировать информацию

0123

Оперировать знаками и символами

0123

Искать и исправлять ошибки

0123

4

Создавать красивые со вкусом сделанные вещи

0123

Разбираться в литературе и искусстве

0123

Петь, играть на музыкальных инструментах

0123

Сочинять стихи, писать рассказы

0123

Рисовать

0123

5

Разбираться в животных или растениях

0123

Разводить растения или животных

0123

Бороться с болезнями, вредителями

0123

Ориентироваться в природных явлениях

0123

Работать на земле

0123

А

Быстро выполнять указания

0123

Точно следовать инструкциям

0123

Работать по заданному алгоритму

0123

Выполнять однообразную работу

0123

Соблюдать правила и нормативы

0123

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0123

Принимать нестандартные решения

0123

Легко придумывать новые способы деятельности

0123

Брать на себя ответственность

0123

Самостоятельно организовывать свою работу

0123

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе Вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.        

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

• человек - человек.

• человек - техника,

• человек - знаковая система.

• человек - художественный образ,

• человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют  двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:

• А - исполнительские,

• Б - творческие.

Обозначения типов и классов профессий такие же, как и па психологической карте профессий. Поэтому, зная координаты своих профессиональных предпочтений можно определить наиболее подходящую для Вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5). Вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется Ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачным является случай, когда Ваши склонности лежат в той же группе профессий, что и Ваши способности. В этом случае Вам нравится делать именно то, что Вы умеете делать. Поэтому можно ожидать, что выбрав ту или иную профессию, Вы не  только можете добиться в ней достаточно высоких успехов, но это будет доставлять Вам удовольствие.

Результаты:

Типы профессий:

1. «человек- человек”.

2. «человек - техника”,

3. “человек - знаковая система”,

4. “человек - художественный образ”.

5. “человек - природа”.

Классы профессий:

А - исполнительский.

Б - творческий,

левая сторона - А+Б / 30 * 100% степень активности,

правая сторона  А+Б /30 * 100% степень уверенности в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник

В файле Вы найдёте материалы для тестирования школьников и педагогов...

Опросники

Тесты -опросники по психологии...

Анкеты и опросники, рекомендации

Небольшая подборка тестов, опросников, анкет необходимая в работе социального педагога. Даны небольшие рекомендации...

Опросник для изучения мнения родителей

Опросник используется администрацией для изучения мнения родителей о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитан...

Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране....

Анкета-опросник для одиннадцатых классов

В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...