Опросник «Ориентация»
план-конспект на тему
Опросник (анкета) "Ориентация" предназначена для выявления профессиональных склонностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_orientatsiya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «Ориентация»
Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовлетворение?
Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением “Я хочу”.
Способности - это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами “Я могу».
Анкета “Ориентация” предназначена для выявления профессиональных склонностей, а также Вашего представления о своих профессиональных способностях.
Эта анкета позволит Вам быстро и просто определить Вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии.
Для правильного выбора профессии Вам надо сориентироваться в трех вещах:
1. Определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.
2. Оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счете Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у Вас “Могу”.
3. Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня “Надо”.
В том случае, если Вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо’, то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна л привлекательна для Вас.
- соответствует Вашим способностям,
-пользуется спросом на рынке труда.
Анкета состоит из двух частей: “Я Хочу’’ и “Я могу”.
В первой части (“Я хочу”) Вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы Ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части (“Я могу’) Вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения Ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности Ваших профессиональных способностей, сколько то, что Вы о них думаете, как Вы их оцениваете, для того, чтобы получить точную и объективную информацию о Ваших профессиональных способностях, Вам необходимо воспользоваться более сложными психологическими тестами.
Анкета «Ориентация»
Инструкция:
Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности.
(0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)
Я хочу
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0123 |
Заниматься лечением | 0123 | |
Обучать, воспитывать | 0123 | |
Защищать права, безопасность | 0123 | |
Управлять людьми | 0123 | |
2 | Управлять машинами | 0123 |
Ремонтировать оборудование | 0123 | |
Собирать и налаживать технику | 0123 | |
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи | 0123 | |
Заниматься строительством | 0123 | |
3 | Обрабатывать тексты и таблицы | 0123 |
Производить расчеты и вычисления | 0123 | |
Перерабатывать информацию | 0123 | |
Работать с чертежами, картами и схемами | 0123 | |
Принимать и перерабатывать сигналы и сообщения | 0123 | |
4 | Заниматься художественным оформлением | 0123 |
Рисовать, фотографировать | 0123 | |
Создать произведения искусства | 0123 | |
Выступать на сцене | 0123 | |
Шить, вышивать, вязать | 0123 | |
5 | Ухаживать за животными | 0123 |
Заготавливать продукты | 0123 | |
Работать на открытом воздухе | 0123 | |
Выращивать овощи и фрукты | 0123 | |
Иметь дело с природой | 0123 | |
А | Работать с руками | 0123 |
Выполнять решения | 0123 | |
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0123 | |
Получать конкретный практический результат | 0123 | |
Воплощать идеи в жизнь | 0123 | |
Б | Работать головой | 0123 |
Принимать решения | 0123 | |
Создавать новые образцы | 0123 | |
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать. | 0123 | |
Планировать, консультировать, проектировать, разрабатывать, моделировать. | 0123 |
Я могу
(способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0123 |
Быть чутким и доброжелательным | 0123 | |
Выслушивать людей | 0123 | |
Разбираться в людях | 0123 | |
Хорошо говорить и выступать публично | 0123 | |
2 | Искать и устранять неисправности | 0123 |
Разбираться в технических устройствах | 0123 | |
Ловко обращаться с инструментами | 0123 | |
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0123 | |
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0123 |
Хорошо считать в уме | 0123 | |
Кодировать информацию | 0123 | |
Оперировать знаками и символами | 0123 | |
Искать и исправлять ошибки | 0123 | |
4 | Создавать красивые со вкусом сделанные вещи | 0123 |
Разбираться в литературе и искусстве | 0123 | |
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0123 | |
Сочинять стихи, писать рассказы | 0123 | |
Рисовать | 0123 | |
5 | Разбираться в животных или растениях | 0123 |
Разводить растения или животных | 0123 | |
Бороться с болезнями, вредителями | 0123 | |
Ориентироваться в природных явлениях | 0123 | |
Работать на земле | 0123 | |
А | Быстро выполнять указания | 0123 |
Точно следовать инструкциям | 0123 | |
Работать по заданному алгоритму | 0123 | |
Выполнять однообразную работу | 0123 | |
Соблюдать правила и нормативы | 0123 | |
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0123 |
Принимать нестандартные решения | 0123 | |
Легко придумывать новые способы деятельности | 0123 | |
Брать на себя ответственность | 0123 | |
Самостоятельно организовывать свою работу | 0123 |
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе Вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
• человек - человек.
• человек - техника,
• человек - знаковая система.
• человек - художественный образ,
• человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:
• А - исполнительские,
• Б - творческие.
Обозначения типов и классов профессий такие же, как и па психологической карте профессий. Поэтому, зная координаты своих профессиональных предпочтений можно определить наиболее подходящую для Вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5). Вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется Ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Наиболее удачным является случай, когда Ваши склонности лежат в той же группе профессий, что и Ваши способности. В этом случае Вам нравится делать именно то, что Вы умеете делать. Поэтому можно ожидать, что выбрав ту или иную профессию, Вы не только можете добиться в ней достаточно высоких успехов, но это будет доставлять Вам удовольствие.
Результаты:
Типы профессий:
1. «человек- человек”.
2. «человек - техника”,
3. “человек - знаковая система”,
4. “человек - художественный образ”.
5. “человек - природа”.
Классы профессий:
А - исполнительский.
Б - творческий,
левая сторона - А+Б / 30 * 100% степень активности,
правая сторона А+Б /30 * 100% степень уверенности в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник
В файле Вы найдёте материалы для тестирования школьников и педагогов...
Опросники
Тесты -опросники по психологии...
Анкеты и опросники, рекомендации
Небольшая подборка тестов, опросников, анкет необходимая в работе социального педагога. Даны небольшие рекомендации...
Опросник для изучения мнения родителей
Опросник используется администрацией для изучения мнения родителей о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитан...
Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране....
Анкета-опросник для одиннадцатых классов
В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...