Опросники
тест по психологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему
Тесты -опросники по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опросник Басса-Дарки
Цель: изучение уровня агрессивности и враждебных реакций.
Описание методики:
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да»/»нет».
А. Баса разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил
Последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядочностью).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Кроме того, выделяется ещё один пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой школы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Опросник
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам, оставьте рядом с ним знак «+», если не подходит – знак «-«
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
- Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
- Я не всегда получаю то, что мне положено.
- Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
- Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
- Мне кажется, что я не способен ударить человека.
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
- Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
- Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
- другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне более дружественно, чем я ожидал.
- Я часто бываю не согласен с людьми.
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
- Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
- Меня немного огорчает моя судьба.
- Я думаю, что многие люди не любят меня.
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
- Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
- Я не способен на грубые шутки.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
- Довольно многие люди завидуют мне.
- Я требую, чтобы люди уважали меня.
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
- Я никогда не бываю мрачен от злости.
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
- Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к злостным выражениям.
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
- Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
- Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
- Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать всё, что я о нем думаю.
- Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
- С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
- Я всегда думаю, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
- Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
- Неудачи огорчают меня.
- Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её.
- Иногда я чувствую, что могу первым начать драку.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
- Я ругаюсь только от злости.
- Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
- Если для защиты моих прав, мне нужно применить физическую силу, я применяю её.
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
- Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
- Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
- Я часто думаю, что жил неправильно.
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Я не огорчаюсь из-за мелочей.
- Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
- Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
- В последнее время я стал занудой.
- В споре я часто повышаю голос.
- Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
- Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка и интерпретация данных.
Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу.
1. Физическая агрессия: «ДА» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«Нет» - № 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия: «ДА» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;
«Нет» - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«Нет» - № 11, 35, 69.
4. Негативизм: «Да» - № 4. 12, 20, 23, 36.
5. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«Нет» - № 44.
6. Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«Нет» - № 65, 70.
7. Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
«Нет» - № 39, 66, 74, 75.
8. Угрызения совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Предварительный просмотр:
Опросник «Учитель-ученик» (3-5 класс).
Цель: определить характер отношения ученика к педагогу и его деятельности.
Инструкция:
Дорогой друг! Нам очень важно твоё мнение: оно может сделать вашу жизнь в классе интереснее. Ответь, пожалуйста, на вопросы и помоги себе и товарищам.
- Какой ты видишь свою учительницу? ( Выбери и обведи в кружок)
- Какой хотел бы, чтобы была учительница? (Выбери и обведи кружок)
- С радостью ли ты идешь в школу? Почему?
- Что сделает учительница, если ты забыл тетрадь с домашним заданием дома?
- Что тебе нравится в твоей учительнице?
А что не нравится в учителе?
- Интересно ли тебе на уроках? Почему?
- Всегда ли понимает тебя учитель?
- Часто ли хвалит тебя учитель?
- Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился ли бы ты?
Большое спасибо!
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Для исследования тревожности у старших подростков и юно шей А. Д. Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч.Д. Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособле ния субъекта к жизненно значимым ситуациям.
Методика используется как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные проблемы или занимающих неблагополучное положение в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности.
Описание
Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (см. ключ и опросник Спилбергера).
Эмоция | Пункт шкалы, номер |
Тревожность Познавательная активность Негативные эмоциональные переживания | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28. 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29. 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. |
Ключ к опроснику Спилбергера
При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок:
- «Почти никогда» (1 балл)
- «Иногда» (2 балла)
- «Часто» (3 балла)
- «Почти всегда» (4 балла).
Инструкция к 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
Инструкция ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.
Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы; «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части опросника) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как делалось с основной частью опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в их балльной оценке отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй
дополнительный вопрос — о чувствах, переживаемых на уроке, — и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Опросник Спилбергера (часть 1)
№ | Самооценка | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |||||||||
1 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
2 | Мне хочется изучать то, что меня окружает | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
3 | Я несдержан | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
4 | Я доволен собой | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
5 | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 4 | ||||||||||
6 | Я вспыльчив | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
7 | Я нервничаю и беспокоюсь | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
8 | Мне интересно | 1 | 1 | 3 | 4 | |||||||||
9 | Я горячий человек | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
10 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
11 | Я любознателен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
12 | Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
13 | Я неудачник | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
14 | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
15 | Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
16 | Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
17 | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
18 | Я легко выхожу из себя | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
19 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
20 | Я легко возбуждаюсь | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
21 | Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
22 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
23 | Меня ничто не интересует | I | 2 | 3 | 4 | |||||||||
24 | Меня бесит, когда меня критикуют при других | i | 2 | 3 | 4 | |||||||||
25 | Я чувствую, что не приспособлен для жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
26 | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
27 | Когда мне мешают, мне хочется ко го-нибудь ударить | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
28 | Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
29 | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
30 | Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
Опросник Спилбергера (часть 2) | ||||||||||||||
№ | Самооценка | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |||||||||
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
2 | Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
3 | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
4 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
5 | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
6 | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
7 | Я чувствую себя совершенно свободно | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
8 | Я заинтересован | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
9 | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
10 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
11 | Мне хочется знать, понять, докопаться до сути | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
12 | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
13 | Я нервничаю | ] | 2 | 3 | 4 | |||||||||
14 | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
15 | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
16 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
17 | Я возбужден | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
18 | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
19 | Я раскован | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
20 | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
21 | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
22 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
23 | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
24 | Мне хочется кого-нибудь ударить | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
25 | Я уравновешен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
26 | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
27 | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
28 | Я испуган | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
29 | Мне не интересно | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
30 | Мне хочется ругаться | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка и интерпретация данных
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний по добных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоций, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке отмечено 12 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1.
Такими пунктами являются:
1-я часть.
По шкале тревожности: 1, 4, 19
По шкале познавательной активности: 23, 29.
2-я часть.
По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно под считать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет с читаться относительной.
Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний — и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных — среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для VII —X классов приведены в таблице (см. ниже).
Средние данные, полученные по методике Спилбергера
Уровень эмоции | Класс | Тревожность | Познавательная активность | Негативные эмоциональные переживания | |||
обычно | на уроке | обычно | на уроке | обычно | на уроке | ||
Низкий | 7 8 9 10 | 10-17 10-16 10-17 10-17 | 10-18 10-18 10-17 10-17 | 10-21 10-22 10-23 10-23 | 10-20 10-20 10-17 10-20 | 10-14 10-16 10-16 10-16 | 10 10-11 10-11 10-11 |
Средний | 7 8 9 10 | 18-23 17-24 18-24 18-25 | 19-24 19-25 18-26 18-23 | 22-29 23-28 24-30 24-31 | 21-27 21-28 18-28 21-29 | 15-22 17-25 17-27 17-25 | 11-17 12-19 12-21 12-18 |
Высокий | 7 8 9 10 | 24-40 25-40 25-40 26-40 | 25-40 26-40 27-40 24-40 | 30-40 29-40 31-40 32-40 | 28-40 29-40 29-40 30-40 | 23-40 26-40 28-40 26-40 | 18-40 20-40 22-40 19-40 |
По каждой шкале во всех возрастных группах обнаруживается значительный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чувствительности описываемой методики к индивидуальным различиям, об ее пригодности для изучения эмоциональных компонентов учебной деятельности отдельного ученика в ходе работы школьного психолога.
Данные, приведенные в этой таблице, могут быть использованы для определения уровня познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний отдельного школьника.
Предварительный просмотр:
Опросник межличностных отношений (ОМО)
Основные межличностные потребности . Первый постулат предполагает, что у человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:
1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;
2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;
3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.
Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потребностей, то, как следствие у него сформировались характерные способы адаптации. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в социальной среде.
Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.
Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:
1) от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».
На уровне эмоций потребность включения определяется, как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:
1) интерес субъекта к другим людям; 2) интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К/этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-
либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным люд ям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда – доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.
Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.
Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает:
1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей. На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.
Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» – прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» – яркий пример большой необходимости во включении и малой – в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и, при том
подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.
Межличностная потребность в аффекте. Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отношений.
Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым" до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».
На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает:
1) способность любить остальных людей в достаточной степени;
2) понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.
В детстве, если ребенок воспитывается неадекватно в эмоциональном плане, то у него может сформироваться чувство страха, которое впоследствии он может попытаться преодолеть разными способами: либо замыкание в себе, т.е. избеганием близких эмоциональных контактов, либо попыткой вести себя внешне приятельски.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение – эмоционально близким или далеким.
Таким образом, включение можно охарактеризовать словами «внутри - снаружи», контроль – «вверху - внизу», а аффекцию – «близко - далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция – это всегда отношения в паре, включение – это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.
Предыдущие формулировки подтверждают межличностный характер этих потребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы существовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним и окружающими людьми.
Типология межличностного поведения . Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межличностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительными. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения потребностей. Для каждой области также описано патологическое поведение.
Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое – к социально дефициентному поведению; слишком много контроля – к автократическому, слишком мало – к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному; а слишком слабая – к чувственно дефициентному поведению. Позже Шутц пришел к мнению, что слишком
большое или, наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.
Для каждой из областей межличностного поведения Шутц описывает следующие типы поведения:
1) дефицитное – предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
2) чрезмерное – индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;
3) идеальное – потребности адекватно удовлетворяются;
4) патология.
Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Инструкция: Здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Опросный лист ОМО
Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________
Возраст ________ Дата обследования______________________________________
Дополнительные сведения _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
(1) Обычно | (2) Часто | (3) Иногда | (4) По случаю | (5) Редко | (6) Никогда |
1. Стремлюсь быть вместе со всеми. | |
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. | |
3. Становлюсь членом различных групп. | |
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп. | |
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. | |
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. | |
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. | |
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. | |
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах. | |
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. | |
11. Стараюсь быть среди людей. | |
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения. | |
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно. | |
14. Легко подчиняюсь другим. | |
15. Стараюсь избегать одиночества. | |
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.
Относится к:
(1) Большинству людей | (4) Нескольким людям |
(2) Многим | (5) Одному двум людям |
(3) Некоторым людям | (6) Никому |
17. Стремлюсь относиться к другим приятельски. | |
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. | |
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное. | |
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события. | |
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными. | |
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. | |
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими. | |
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю. | |
25. С другими веду себя холодно и безразлично. | |
26. Легко подчиняюсь другим. | |
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.
Относится к:
(1) Большинству людей | (4) Нескольким людям |
(2) Многим | (5) Одному двум людям |
(3) Некоторым людям | (6) Никому |
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. | |
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. | |
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других. | |
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. | |
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. | |
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий. | |
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. | |
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. | |
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. | |
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). | |
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски. | |
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности. | |
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
(1) Обычно | (4) Случайно |
(2) Часто | (5) Редко |
(3) Иногда | (6) Никогда |
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль. | |
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. | |
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. | |
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. | |
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. | |
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно. | |
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. | |
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. | |
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. | |
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий. | |
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности. | |
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. | |
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. | |
54. В обществе руковожу ходом событий. |
Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)
Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.
Iw | Cw | Aw |
1. 1,2,3,4 | 2. 1,2,3,4,5 | 4. 1, 2 |
3. 1, 2, 3, 4, 5 | 6.1,2,3 | 8. 1, 2 |
5. 1, 2, 3, 4, 5 | 10. 1, 2, 3, | 12. 1 |
7. 1,2,3 | 14. 1,2,3 | 17. 1,2,3 |
9.1,2,3 | 18.1,2,3,4 | 19. 3,4,5,6 |
11. 1, 2 | 20. 1, 2, 3, 4 | 21. 1 |
13.1 | 22. 1, 2, 3, 4 | 23. 1 |
15. 1 | 24. 2 | 25. 3, 4, 5, 6 |
16.1 | 26. 2 | 27. 1 |
Iw | Cw | Aw |
28. 2 | 30. 2,3,4 | 29. 1 |
31. 2 | 33. 2,3,4,5 | 32. 1,2 |
34. 2 | 36. 2,3 | 35. 5,6 |
37.1 | 41. 2,3,4,5 | 38. 1,2,3 |
39.1 | 44. 2,3,4 | 40. 5, 6 |
42. 2,3 | 47. 2345 | 43. 1 |
45. 2,3 | 50. 2 | 46. 4, 5, 6 |
48. 2,3,4 | 53. 1, 2, 3, 4 | 49. 1 |
51. 1,2,3 | 54. 1, 2, 3 | 52. 5,6. |
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением
Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;
б) контроль.
Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw – высокое – отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
в) аффект.
Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw – высокое – типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.
Предварительный просмотр:
Опросник профессиональной готовности (ОПГ)
В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они пре д являют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:
- Ч-З (Человек – знак)
- Ч-Т (Человек – техника)
- Ч-П (Человек – природа)
- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
- Ч-Ч (Человек – человек)
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла
- делаю средне - 1 балл
- делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов
2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
- положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла
- нейтральные (все равно) – 1 балл
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов
3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да – 2 балла
- все равно – 1 балл
- нет – 0 баллов
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно, не спешите!
Порядок работы с опросником.
Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:
1) отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.
2) Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать ( т.е. пробовал, но не получалось);
3) Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.
Фиксация результатов
В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.
Обработка результатов
Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:
1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П 4. Ч-Х.о. 5. Ч-Ч
В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:
1. Оценка своих умений
2. Оценка своего эмоционального отношения
3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.
Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Оценка результатов
Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере. Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.о. и Ч-Т) и т.д.
Выводы
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.
ТЕКСТ ОПГ
Умею , могу (часто , легко, систематически, нравится, хочу)
1 . Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг , светильник, велосипед, мотоцикл).
3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы , обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
5. При общении с людьми одерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.
11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
12.По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие - кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
16 . Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
17.Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и
взрослых.
20.Заниматься с детьми младшего возраста: играть, читать и пр.
21.Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т.п) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т.е. понимать причины его поступков, видеть "истинное лицо", часто скрытое за внешним поведением.
26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности. 27.Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.
29.Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ ре-шения задачи: логической, технической, конструкторской, и т.п.
33.Изучать строение "живой ткани" и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
35. Организовывать коллективные вечера , походы и другие мероприятия.
36. Запоминать правила , законы , теоремы , условные обозначения , формулы.
37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
38.При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
40.Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
46.Тщательно выполнять " бумажную работу " : писать, чертить, вычислять, проверять и т.п.
47. Работать на ЭВМ, решать какие либо задачи с помощью дисплея.
48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
49.Настойчиво и терпеливо "отделывать", обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без "бумажки") .
Предварительный просмотр:
Опросник самомониторинга (автор М. Снайдр)
Ф.И.О. участника _______________________________________________________________________
Цель: выявить индивидуальную способность отслеживать и изменять свое поведение в соответствии с реакциями окружающих людей.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое высказывание. Если вы считаете, что утверждение верно, то поставьте напротив номера данного утверждения знак «+», если высказывание не подходит к описанию вашего поведения или в основном не подходит, поставьте знак «-«.
- Мне трудно подражать поведению других людей.
- На встречах, вечеринках, в компании я пытаюсь сделать или сказать то, что должно нравиться другим людям.
- Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
- Я могу импровизировать речь даже по такой теме, в которой совсем не разбираюсь.
- Я думаю, что у меня есть способность оказывать впечатление на других людей и развлекать их.
- Я, вероятно, мог бы стать хорошим актером.
- В группе я редко являюсь центром внимания.
- В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя самым разнообразным образом.
- Вряд ли я достигаю успеха, когда пытаюсь понравиться другим людям.
- Я не всегда тот человек, каким кажусь другим людям.
- Я не изменю своего мнения или поведения, чтобы понравиться другим людям.
- Я согласился бы быть тамадой на вечеринке.
- Я никогда не был удачен в играх, требующих импровизации.
- Мне трудно изменить своё поведение, чтобы соответствовать определенной ситуации или подстроиться под определенного человека.
- На вечеринке и в компании я предоставляю другим людям возможность рассказывать шутки, анекдоты.
- Я чувствую себя немного скованным в группах и компаниях, и не могу в полной мере выразить себя.
- Я могу смотреть в глаза другому и невозмутимо лгать, если это необходимо для дела.
- Я могу обмануть других людей тем, что кажусь дружелюбным по отношению к ним, когда в действительности они мне вовсе не симпатичны.
Обработка: за каждый ответ, совпадающий с ключом – 1 балл.
Ключ:
«+» - вопросы 4, 5, 6, 8, 10, 12, 17, 18;
«-« - вопросы 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16.
Уровни самомониторинга:
1). Низкий уровень – 1-5 баллов;
2). Средний – 6-10 баллов;
3). Высокий – 11-16 баллов.
Низкий уровень самомониторинга: не внимательны к социальной информации, менее гибки в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Во взаимодействии с другими людьми склонны демонстрировать поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорно отстаивают свое мнение. Самодостаточны по натуре и в меньшей степени подвержены влиянию ситуации. Не хотят или не могут управлять впечатлением о себе окружающих. Нередко они искренне отрицают существование такого феномена, как «имидж», и важность личных усилий по его построению.
Высокий уровень самомониторинга: могут эффективно и убедительно демонстрировать нужные черты характера и поведенческие реакции. Особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопрезентации других. Адаптивны, гибки а прагматичны. Свойственна социальная смелость и активность, жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируют только лучшие качества.
Предварительный просмотр:
Опросник самомониторинга (автор М. Снайдр)
Ф.И.О. участника _______________________________________________________________________
Цель: выявить индивидуальную способность отслеживать и изменять свое поведение в соответствии с реакциями окружающих людей.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое высказывание. Если вы считаете, что утверждение верно, то поставьте напротив номера данного утверждения знак «+», если высказывание не подходит к описанию вашего поведения или в основном не подходит, поставьте знак «-«.
- Мне трудно подражать поведению других людей.
- На встречах, вечеринках, в компании я пытаюсь сделать или сказать то, что должно нравиться другим людям.
- Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
- Я могу импровизировать речь даже по такой теме, в которой совсем не разбираюсь.
- Я думаю, что у меня есть способность оказывать впечатление на других людей и развлекать их.
- Я, вероятно, мог бы стать хорошим актером.
- В группе я редко являюсь центром внимания.
- В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя самым разнообразным образом.
- Вряд ли я достигаю успеха, когда пытаюсь понравиться другим людям.
- Я не всегда тот человек, каким кажусь другим людям.
- Я не изменю своего мнения или поведения, чтобы понравиться другим людям.
- Я согласился бы быть тамадой на вечеринке.
- Я никогда не был удачен в играх, требующих импровизации.
- Мне трудно изменить своё поведение, чтобы соответствовать определенной ситуации или подстроиться под определенного человека.
- На вечеринке и в компании я предоставляю другим людям возможность рассказывать шутки, анекдоты.
- Я чувствую себя немного скованным в группах и компаниях, и не могу в полной мере выразить себя.
- Я могу смотреть в глаза другому и невозмутимо лгать, если это необходимо для дела.
- Я могу обмануть других людей тем, что кажусь дружелюбным по отношению к ним, когда в действительности они мне вовсе не симпатичны.
Обработка: за каждый ответ, совпадающий с ключом – 1 балл.
Ключ:
«+» - вопросы 4, 5, 6, 8, 10, 12, 17, 18;
«-« - вопросы 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16.
Уровни самомониторинга:
1). Низкий уровень – 1-5 баллов;
2). Средний – 6-10 баллов;
3). Высокий – 11-16 баллов.
Низкий уровень самомониторинга: не внимательны к социальной информации, менее гибки в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Во взаимодействии с другими людьми склонны демонстрировать поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорно отстаивают свое мнение. Самодостаточны по натуре и в меньшей степени подвержены влиянию ситуации. Не хотят или не могут управлять впечатлением о себе окружающих. Нередко они искренне отрицают существование такого феномена, как «имидж», и важность личных усилий по его построению.
Высокий уровень самомониторинга: могут эффективно и убедительно демонстрировать нужные черты характера и поведенческие реакции. Особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопрезентации других. Адаптивны, гибки а прагматичны. Свойственна социальная смелость и активность, жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируют только лучшие качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опросник
В файле Вы найдёте материалы для тестирования школьников и педагогов...
Анкеты и опросники, рекомендации
Небольшая подборка тестов, опросников, анкет необходимая в работе социального педагога. Даны небольшие рекомендации...
Опросник для изучения мнения родителей
Опросник используется администрацией для изучения мнения родителей о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитан...
Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране....
Анкета-опросник для одиннадцатых классов
В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...
Опросник "Подверженность наркотикам"
Анкета...
опросник креативности Девиса
Для определения степени выраженности креативности как качества личности можно взять легкий в использовании и обработке опросник Девиса как специалисту, так и учителю....