Педагогический проект "Новый взгляд на мою семью"
проект (8 класс) на тему
Педагогический проект предназначен для использование в работе классных руководителей. Разработан для 8-9 классов. Можно использовать и ранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_novyy_vzglyad_na_moyu_semyu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Новый взгляд на мою семью»
Пояснительная записка
На протяжении длительного времени в нашем обществе складывалась тенденция перехода от семейного воспитания к общественному (школьному). Родители переложили все свои проблемы по воспитанию детей на плечи школ, организаций дополнительного образования, забывая, что в первую очередь ребенок воспитывается в семье. Именно в семье закладывается начало взаимоотношений между людьми, любовь к трудолюбию, к окружающим людям. Отсутствие семейного воспитания приводит все к большему оттеснению детей на улицу, влиянию на их мышление групп террористической и суицидальной направленности. Дети ищут общение и находят его на стороне.
Работа классного руководителя должна основываться на тесном взаимодействие с родителями. Классный руководитель (учитель) должны быть партнерами в воспитании и образовании детей, в поиске решения проблем. Единые согласованные требования семьи и школы являются залогом правильного воспитания в семье. Нравственные ценности, привитые в школе, зачастую стираются негативным воздействием родителей.
Работа классного руководителя состоит не в проведении назидательных родительских собраний, где поучаются родители, выслушивая о недостатках своих детей, не в упреках и наставлениях, а в общении с родителями как с полноценными участниками образовательного процесса, помощи в воспитании подрастающего поколения.
Общение родителей с детьми через разнообразные формы деятельности помогает им понять своего ребенка, его интересы, привычки и осознать важность взаимодействия со школой.
В прошлом учебном году я выпустила 11 класс и первого сентября на линейке познакомилась с новым классом. Это уже частично сформированный коллектив, развивающийся 8 лет под воздействием педагогов-предметников, классных руководителей. Коллектив очень сложный, многонациональный с разным интеллектуальным развитием. Но тяжелым оказалось не тот факт, что на пороге моего класса оказались дети 8 класса, а то что с первых же дней было замечено отстраненность родителей в вопросах воспитания детей. Разрозненность родительского коллектива.
Актуальность
В 2012 году с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ происходит признание государством приоритета семейного воспитания. Статья 44 предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, возникает потребность развития взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, сотрудничества, доверительности, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
В ФГОС также указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды».
Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.
Цель проекта: использование разнообразных форм взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- создание и развитие оптимальных условий для конструктивного взаимодействия между родителями и детьми;
- проведение систематического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации;
- формирование у родителей системы ценностных отношений;
- проведение мероприятий по вовлечению родителей в деятельность учебного коллектива, как полноправных участников образовательного процесса.
Партнеры проекта:
- учителя-предметники, психолог;
- музеи и парки города;
- спортивные организации;
- предприятия города.
Предполагаемый результат
- Повышение мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами, к участию в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях учебного коллектива - 70%);
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей (90% родителей имеют активную позицию по воспитанию и образованию детей);
- Повышение заинтересованности обучающихся к получению образования, средний уровень развития коллективных взаимоотношений (30-40% обучающихся учатся на 4 и5, 70% проявляют собственную позицию, интерес при подготовке к школьным мероприятиям; 30% обучающихся участники районный, городских и всероссийских конкурсов).
Основные направления работы с родителями
Направление работы | Направление деятельности |
Повышение педагогической компетентности родителей |
|
Вовлечение в учебно-воспитательный процесс |
|
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания |
|
Участие родителей в управлении |
|
Принципы реализации проекта
1. Обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей; внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей; способность к оказанию психологической поддержки.
2. Социального партнерства. Формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов; эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников; единство требований и стиля отношения к ребенку; исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг.
3. Гуманизации во взаимодействии с семьей. Опора на положительные качества родителей и детей; осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Сроки реализации
Проект рассчитан на два года (8-9 класс)
1 этап: подготовительный — сентябрь-ноябрь 2017 года
Цель: изучение родительского и детского коллектива, определение целей и задач взаимодействия между участниками проекта, подбор материала, заключение договоров о сотрудничестве.
2 этап: основной — ноябрь 2017 по март 2019 года
Цель: реализация совместных мероприятий проекта.
3 этап: заключительный — март 2019 по май 2019 года
Цель: подведение итогов реализации проекта. Отчетная концертная программа «Мы талантливы».
Примерное тематическое планирование
1 этап
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Деятельность родителей |
Знакомство с родителями и детьми 1 сентября. Наблюдение за детьми в непринужденной обстановке, беседа с родителями с благодарностью о готовности детей к школе. | Встреча на линейке, общение с одноклассниками. | Заочное знакомство с классным руководителем по телефону. |
Диагностика семьи и семейного воспитания. Сбор сведений о семье. | Кинетический рисунок семьи | Анкетирование «Стиль семейного воспитания» |
Подготовка материалов для проведения родительского собрания, составление плана работы на год | Совместное обсуждение плана работы на год по организации и проведению культурного просвещения детей. | |
Анализ учебного коллектива | Участие в социометрическом исследовании | Анкетирование «Способности моего ребенка» |
Подготовка материалов для проведения родительского собрания в форме вечера вопросов и ответов, выдача плана работы родительского собрания за неделю. Приглашение учителей-предметников. | Анализ учебной деятельности. Все ли способности я отражаю в учебе. | Анализ успеваемости детей и составление вопросов для родительского собрания. |
Стендовый доклад Давайте познакомимся». | Анализ материалов стендового доклада, участие в дискуссии «Что нам мешает стать лучше». | Подготовка вопросов для обучающихся по проблемам обучения и воспитания. |
2 этап
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Деятельность родителей |
Подготовка материалов для проведения консультаций, составления памяток: - Как избавиться от гнева; - Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания. - Семейные традиции – нужны ли они. - Послушание, повиновение или доверительные отношения. - Общаемся ли мы? - Индивидуальные консультации по запросам детей и родителей. | Обсуждение тем на классном часу, выдвижение собственной позиции. | Изучение предлагаемых материалов и составление вопросов по теме. |
Практикум: решение проблемных ситуаций. | Участие в игре «Черный ящик». Анонимное отражение семейных, учебных проблем. | Обсуждение семейных, учебных проблем, поиск пути их решения. |
Проведение родительских собраний в нетрадиционных формах. | Вынесение вопросов на обсуждение для родителей. | Активные участники диспутов, конференций. |
Участие в дне открытых дверей, проведение уроков для родителей и при помощи родителей. | Приглашение родителей на день открытых дверей, подготовка к дню открытых дверей. | Активное участие в уроках, беседах с учителями. |
Творческие мастерские «Праздник в нашем доме» «Рецепты маминого стола» «Этикет в нашем доме» | Помощь в организации мастерской, проведение мероприятия. | Творческая активность в подготовке к открытию мастерской. |
Организация экскурсий по историческим местам Санкт-Петербурга. | Подготовка отчета об экскурсии для родителей. | Участие в экскурсии, подготовке вопросов для учеников об истории, интересных событиях связанных с экскурсионным объектом. |
Проведение спортивных состязаний. «Померимся силами», «Баскетбол», «Масленица», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Комический футбол». | Подбор участников команд, активное участие. | Участие в написании сценария игр, подготовка нетрадиционного оборудования. Активное участие команд родителей. |
Подготовка стендового доклада «Моя семья» | Совместное обсуждение генеалогического дерева семьи, знакомство с историей и традициями своей семьи, представление. | |
Знакомство детей с представителями разных профессий, организация экскурсий на предприятия города и учебные заведения. | Анкетирование «Моя будущая специальность». | Презентация профессий, помощь в организации экскурсий на предприятия. |
3 этап
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Деятельность родителей |
Организация конкурса «Семья года». | Совместная подготовка выставки семейных фотографий «По памятным местам», рассказ о восстановлении семейных традиций, подготовка игр, конкурсов. | |
Организация концерта «Мы талантливы». | Совместная разработка сценария концерта, участие всех участников образовательных отношений в творческих номерах. | |
Проведение детско-родительского собрания. | Анализ деятельности «Как я добился успеха». | Анализ деятельности «Как я помог своему ребенку». |
Основные риски от внедрения проекта
- Трудность привлечения родителей к активному участию в мероприятиях.
- Неготовность педагогов к плодотворному сотрудничеству.
- Низкая мотивированность детей на достижение результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"
Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...
Современный урок: взгляд со стороны семьи.
Родительское собрание по теме "Современный урок: взгляд со стороны семьи."...
Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»
laquo;Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»....
педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»
материал предназначен для педагогов дополнительного образования.Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгоранияЗадачи:- познакомить с понятием «эмоциональное выгорание». - познакомить...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...