Педагогический проект "Новый взгляд на мою семью"
проект (8 класс) на тему

Санникова Наталья Владимировна

Педагогический проект предназначен для использование в работе классных руководителей. Разработан для 8-9 классов. Можно использовать и ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novyy_vzglyad_na_moyu_semyu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Новый взгляд на мою семью»

Пояснительная записка

На протяжении длительного времени в нашем обществе складывалась тенденция перехода от семейного воспитания к общественному (школьному). Родители переложили все свои проблемы по воспитанию детей на плечи школ, организаций дополнительного образования, забывая, что в первую очередь ребенок воспитывается в семье. Именно в семье закладывается начало взаимоотношений между людьми, любовь к трудолюбию, к окружающим людям. Отсутствие семейного воспитания приводит все к большему оттеснению детей на улицу, влиянию на их мышление групп террористической и суицидальной направленности. Дети ищут общение и находят его на стороне.

Работа классного руководителя должна основываться на тесном взаимодействие с родителями. Классный руководитель (учитель) должны быть партнерами в воспитании и образовании детей, в поиске решения проблем. Единые согласованные требования семьи и школы являются залогом правильного воспитания в семье. Нравственные ценности, привитые в школе, зачастую стираются негативным воздействием родителей.

Работа классного руководителя состоит не в проведении назидательных родительских собраний, где поучаются родители, выслушивая о недостатках своих детей, не в упреках и наставлениях, а в общении с родителями как с полноценными участниками образовательного процесса, помощи в воспитании подрастающего поколения.

Общение родителей с детьми через разнообразные формы деятельности помогает им понять своего ребенка, его интересы, привычки и осознать важность взаимодействия со школой.

В прошлом учебном году я выпустила 11 класс и первого сентября на линейке познакомилась с новым классом. Это уже частично сформированный коллектив, развивающийся 8 лет под воздействием педагогов-предметников, классных руководителей. Коллектив очень сложный, многонациональный с разным интеллектуальным развитием. Но тяжелым оказалось не тот факт, что на пороге моего класса оказались дети 8 класса, а то что с первых же дней было замечено отстраненность родителей в вопросах воспитания детей. Разрозненность родительского коллектива.

Актуальность

В 2012 году с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ происходит признание государством приоритета семейного воспитания. Статья 44 предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, возникает потребность развития взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, сотрудничества, доверительности, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

В ФГОС также указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды».

Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

Цель проекта: использование разнообразных форм взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  1. создание и развитие оптимальных условий для конструктивного взаимодействия между родителями и детьми;
  2. проведение систематического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации;
  3. формирование у родителей системы ценностных отношений;
  4. проведение мероприятий по вовлечению родителей в деятельность учебного коллектива, как полноправных участников образовательного процесса.

Партнеры проекта:

  1. учителя-предметники, психолог;
  2. музеи и парки города;
  3. спортивные организации;
  4. предприятия города.

Предполагаемый результат

  1. Повышение мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами, к участию в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях учебного коллектива - 70%);
  2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (90% родителей имеют активную позицию по воспитанию и образованию детей);
  3. Повышение заинтересованности обучающихся к получению образования, средний уровень развития коллективных взаимоотношений (30-40% обучающихся учатся на 4 и5, 70% проявляют собственную позицию, интерес при подготовке к школьным мероприятиям; 30% обучающихся участники районный, городских и всероссийских конкурсов).

Основные направления работы с родителями

Направление работы

Направление деятельности

Повышение педагогической компетентности родителей

  1. анкетирование и тестирование родителей и детей;
  2. составление характеристики семей;
  3. индивидуальное и групповое консультирование по вопросам воспитания и образования детей;
  4. индивидуальные беседы.

Вовлечение в учебно-воспитательный процесс

  1. проведение совместных мероприятий по организации досуга;
  2. проведение спортивных мероприятий с участием родителей;
  3. проведение открытых уроков для родителей;
  4. организация родительских собраний в творческой форме;
  5. участие в творческих делах.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания

  1. обобщение семейного опыта, приобщение к культуре и выработку семейных традиций;
  2. формирование традиции проведения семейного праздника «Соберемся у очага».

Участие родителей в управлении

  1. активизация деятельности родительского комитета;
  2. участие в совете отцов;
  3. привлечение к посещению районных и городских родительских собраний.

Принципы реализации проекта

1. Обеспечение  эмоциональной  безопасности  родителей.  Создание  спокойной,  доброжелательной  атмосферы,  располагающей  к  диалогу; взаимное  доверие  во  взаимоотношениях  между  педагогом  и  родителями; учет  личных  проблем  и  затруднений  родителей  в  воспитании  детей; внимание  к  просьбам  и  предложениям  со  стороны  родителей; способность  к  оказанию  психологической  поддержки.

2. Социального  партнерства.  Формирование  общего  воспитательного  «поля»  вокруг  ребенка,  обеспечивающего  согласованность  действий  родителей  и  педагогов; эмоциональный  отклик  на  события,  происходящие  как  со  школьником,  так  и  с  семьями  отдельных  учеников; единство  требований  и  стиля  отношения  к  ребенку; исполнение  просьбы  педагогов  со  стороны  семьи  и  исполнение  просьбы  родителей  в  адрес  учителей,  оказание  взаимных  услуг.

3. Гуманизации  во  взаимодействии  с  семьей. Опора  на  положительные  качества  родителей  и  детей; осуществление  действий,  направленных  на  укрепление  и  повышение  авторитета  родителей; учет  своеобразия  условий  жизни  каждой  семьи,  возраста  родителей,  уровня  подготовленности  в  вопросах  воспитания; опора  на  сильные  стороны  семейного  воспитания,  ориентация  на  успешное  развитие  личности.

Сроки реализации

Проект рассчитан на два года (8-9 класс)

1 этап: подготовительный — сентябрь-ноябрь 2017 года

Цель: изучение родительского и детского коллектива, определение целей и задач взаимодействия между участниками проекта, подбор материала, заключение договоров о сотрудничестве.

2 этап: основной — ноябрь 2017 по март 2019 года

Цель: реализация совместных мероприятий проекта.

3 этап: заключительный — март 2019 по май 2019 года

Цель: подведение итогов реализации проекта. Отчетная концертная программа «Мы талантливы».

Примерное тематическое планирование

1 этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Деятельность родителей

Знакомство с родителями и детьми 1 сентября. Наблюдение за детьми в непринужденной обстановке, беседа с родителями с благодарностью о готовности детей к школе.

Встреча на линейке, общение с одноклассниками.

Заочное знакомство с классным руководителем по телефону.

Диагностика семьи и семейного воспитания. Сбор сведений о семье.

Кинетический рисунок семьи

Анкетирование «Стиль семейного воспитания»

Подготовка материалов для проведения родительского собрания, составление плана работы на год

Совместное обсуждение плана работы на год по организации и проведению культурного просвещения детей.

Анализ учебного коллектива

Участие в социометрическом исследовании

Анкетирование «Способности моего ребенка»

Подготовка материалов для проведения родительского собрания в форме вечера вопросов и ответов, выдача плана работы родительского собрания за неделю. Приглашение учителей-предметников.

Анализ учебной деятельности. Все ли способности я отражаю в учебе.

Анализ успеваемости детей и составление вопросов для родительского собрания.

Стендовый доклад Давайте познакомимся».

Анализ материалов стендового доклада, участие в дискуссии «Что нам мешает стать лучше».

Подготовка вопросов для обучающихся по проблемам обучения и воспитания.

2 этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Деятельность родителей

Подготовка материалов для проведения консультаций, составления памяток:

- Как избавиться от гнева;

- Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания.

- Семейные традиции – нужны ли они.

- Послушание, повиновение или доверительные отношения.

- Общаемся ли мы?

- Индивидуальные консультации по запросам детей и родителей.

Обсуждение тем на классном часу, выдвижение собственной позиции.

Изучение предлагаемых материалов и составление вопросов по теме.

Практикум: решение проблемных ситуаций.

Участие в игре «Черный ящик». Анонимное отражение семейных, учебных проблем.

Обсуждение семейных, учебных проблем, поиск пути их решения.

Проведение родительских собраний в нетрадиционных формах.

Вынесение вопросов на обсуждение для родителей.

Активные участники диспутов, конференций.

Участие в дне открытых дверей, проведение уроков для родителей и при помощи родителей.

Приглашение родителей на день открытых дверей, подготовка к дню открытых дверей.

Активное участие в уроках, беседах с учителями.

Творческие мастерские «Праздник в нашем доме»

«Рецепты маминого стола»

«Этикет в нашем доме»

Помощь в организации мастерской, проведение мероприятия.

Творческая активность в подготовке к открытию мастерской.

Организация экскурсий по историческим местам Санкт-Петербурга.

Подготовка отчета об экскурсии для родителей.

Участие в экскурсии, подготовке вопросов для учеников об истории, интересных событиях связанных с экскурсионным объектом.

Проведение спортивных состязаний.

«Померимся силами», «Баскетбол»,

«Масленица», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Комический футбол».

Подбор участников команд, активное участие.

Участие в написании сценария игр, подготовка нетрадиционного оборудования. Активное участие команд родителей.

Подготовка стендового доклада «Моя семья»

Совместное обсуждение генеалогического дерева семьи, знакомство с историей и традициями своей семьи, представление.

Знакомство детей с представителями разных профессий, организация экскурсий на предприятия города и учебные заведения.

Анкетирование «Моя будущая специальность».

Презентация профессий, помощь в организации экскурсий на предприятия.

3 этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Деятельность родителей

Организация конкурса «Семья года».

Совместная подготовка выставки семейных фотографий «По памятным местам», рассказ о восстановлении семейных традиций, подготовка игр, конкурсов.

Организация концерта «Мы талантливы».

Совместная разработка сценария концерта, участие всех участников образовательных отношений в творческих номерах.

Проведение детско-родительского собрания.

Анализ деятельности «Как я добился успеха».

Анализ деятельности «Как я помог своему ребенку».

Основные риски от внедрения проекта

- Трудность привлечения родителей к активному участию в мероприятиях.

- Неготовность педагогов к плодотворному сотрудничеству.

- Низкая мотивированность детей на достижение результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...

Современный урок: взгляд со стороны семьи.

Родительское собрание по теме "Современный урок: взгляд со стороны семьи."...

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»

laquo;Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»....

педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»

материал предназначен для педагогов дополнительного образования.Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгоранияЗадачи:- познакомить с понятием «эмоциональное выгорание». - познакомить...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...