педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»
учебно-методический материал

Шухлина Людмила Александровна

«Взгляд со стороны или как предотвратить синдром

эмоционального выгорания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_gostinnaya.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Сценарий проведения педагогической гостиной  

(с элементами тренинга)

для педагогов дополнительного образования и методистов

«Взгляд со стороны или как предотвратить синдром

эмоционального выгорания».

                                Подготовила:

                                                                          Шухлина  Людмила Александровна

                                             методист 1кв. категории

Кувандык 2018г

Мероприятие: педагогическая гостиная

Дата проведения: 20.11.2018г

Место проведения: методический кабинет.

Организаторы: методист Шухлина Людмила Александровна

Участники: педагогический коллектив МБУДО «ДПШ».

Продолжительность: 1час.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, бумага, анкеты, памятки.

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Задачи:

- познакомить с понятием «эмоциональное выгорание»

- познакомить с методами и приемами , позволяющими поднять свое настроение и настроение окружающих;

- познакомить с комплексом упражнений для повышения самооценки педагога.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД №1   

I. Введение в тему                                          

- Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Я рада Вас приветствовать в нашей педагогической гостиной.

        Тема сегодняшней встречи «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания педагога». Мы попробуем взглянуть с противоположной стороны на рутинные педагогические проблемы и научимся способам снятия эмоционального напряжения.                                  
        Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей  профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы стоите рядом с тем человеком, который вам знаком. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые чувства по отношению к соседу справа и сказать ему приятное пожелание.  

СЛАЙД № 2 

Необходимо сказать ему эти слова тактильным способом: дотрагиваясь своими ладошками до его ладошек. Например: Ирина Николаевна, Я желаю Вам хорошего настроения на весь день». (Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего).

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? Поднимите руку,  у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед? (если много рук — у нас получился замечательный результат.  Если мало — к сожалению, результат оказался ниже наших ожиданий).

- Для того, чтобы перейти непосредственно к раскрытию темы нашей сегодняшней встречи, я предлагаю Вам  выполнить  небольшое упражнение которое называется «Шумовой круг».

СЛАЙД № 3

Для этого нужно распределиться на 4 группы. Каждая группа встает в круги получает свой текст стихотворения. По моей команде все одновременно начинают громко вслух читать эти стихотворения. Важно, что помимо чтения своего, Вы должны постараться услышать стихотворения, которые читают  другие группы.

Повернитесь лицом к центру своего круга. Приготовились. Начали! (После прочтения:

- Молодцы. Закончили. А теперь ответьте на мои вопросы:

Вопрос к 1 команде: какое стихотворение читала 3-я команда? (и так всем по очереди. Потом всем:

- Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения этого задания?

- Сложно ли было одновременно рассказывать стихотворение и слушать другие команды?

- Да, при выполнении этого упражнения некоторые из Вас испытывали состояние тревоги, беспокойства о том, что не справитесь с предложенным заданием. Подобные чувства мы периодически испытываем и в профессиональной деятельности. Их постепенное накопление, проживание внутри себя в конечном итоге приводит к эмоциональному выгоранию.

Займите места за столами согласно своему цвету.

II. Теоретическая часть

- А что в вашем понимании обозначает фраза «Эмоциональное выгорание»

СЛАЙД № 4(обсуждение).

Представьте себе, что в вашей квартире, доме  одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки.

        С эмоциональным выгоранием ситуация похожая: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время.

Психологи дают такое определение термину «Эмоциональное выгорание»

СЛАЙД № 5 

Эмоциональное выгорание- это:

  • состояние физического, эмоционального, умственного истощения;
  • это выбранный личностью механизм психологической защиты в форме своеобразного ухода;
  • это психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование;

        В целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах не в лучшую сторону. Он становится раздражительным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает. Нередко от этого страдают и окружающие.

- Что же так напрягает и отрицательно воздействует на педагога?

СЛАЙД № 6

Психологи выделяют несколько причин, влияющих на эмоциональное выгорание человека.  Рассмотрим некоторые из них:

  • Особая ответственность за выполнение своих профессиональных функций;
  • Загруженность рабочего дня;
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • Чувствительность к имеющимся трудностям;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения;

СЛАЙД № 7

- Как вы думаете, какие факторы могут влиять на эмоциональное выгорание педагога?

Факторы, влияющие на эмоциональное

выгорание педагога.

СЛАЙД № 8

Исследования  психологов показывают, что:

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство  педагогов ставят на первое место  начало  своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с родителями. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания.

Небольшой процент педагогов выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

        - Давайте рассмотрим этот вопрос с практической точки зрения.

III. Практическая часть

Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряжённостью. Педагог – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека - ребенка. Мы должны уметь регулировать свои эмоции. И насколько мы с этим справляемся покажет небольшой тест и комплекс специальных  упражнений.

- Первое из них — это тест под неожиданным названием «Вкусный пончик».
- Вы заходите в булочную и покупаете
пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

СЛАЙД № 9  

Выберите один, наиболее приемлемый для вас, вариант ответа из четырех:
        1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

        2. Говорите себе: «Бывает» – и съедаете пустой пончик.

        3. Съедаете что-то другое.

        4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

А теперь, благодаря выбранному ответу, мы узнаем кто из вас наделен какими качествами в профессиональной сфере. Итак, (СЛАЙДы):

Слайд № 10. 

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Слайд № 11.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Слайд № 12.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми, требуете четкости и ответственности.

Слайд № 13.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

        - На примере этого упражнения вы увидели стороны своего характера и профессиональные качества своих коллег, которым есть чем с вами поделиться.

- И вот следующее упражнение как раз называется «Я учусь у Вас!» (его цель: поддержание положительно эмоционального настроя друг к другу).

СЛАЙД № 14

- Приглашаю всех встать в круг (встают). Я бросаю в руки мяч любому педагогу со словами: «Я учусь у Вас…», при этом называя профессиональное или личностное качество человека, которое действительно мне в нем нравится, и я хотела бы этому научиться. Задача  принявшего мяч – подтвердить высказанную мысль словами: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Например: «Алия Максатовна, я учусь у Вас  работоспособности». Алия Максатовна: «Да, у меня можно этому научиться».

- Вот мы уже видим, чему можно научиться друг у друга. Теперь занимайте свои места, мы переходим к позитивному упражнению «Солнышко» (его цель: развить умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимо наблюдателя по отношению к самому себе).

СЛАЙД № 15.

- Перед вами листочки с изображением круга. Напишите в этом кругу свое имя (ждем). А теперь подрисуйте лучики, чтобы получилось солнышко. Напишите на каждом лучикесвои чувства или эмоции, за которые вы благодарны судьбе в настоящий момент.  Проследите,    чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности:  солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир, любые положительные эмоции.

(После того, как педагоги выполнили задание, следуют вопросы).
        – Готовы? Теперь скажите: кто из вас нашел 10 вещей, за которые вы сегодня благодарите судьбу? Поднимите руки.

        – Кто нашел 5? (руки).

        – Кто не нашел ни одной!

- Мы с вами видим, что каждому из нас есть за что благодарить судьбу. Я хочу напомнить вам историю о двух людях, которые испытывали жажду и которым показали полстакана воды.

СЛАЙД № 16

Один сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Другой же сказал, что стакан наполовину полон, и он благодарен за это.

- Доказано, что люди, владеющие чувством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты. Говоря иными словами: позитивный человек всегда счастлив.

СЛАЙД № 17

(обложка книга Андерсена. Упражнение «Шляпа счастья»).

- У великого Андерсена есть сказка «Калоши счастья». Если вы помните, в этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать бедным людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. А я предлагаю вам

СЛАЙД № 18

условно надеть «Шляпу счастья» и попробовать стать счастливым человеком. У каждой команды на столе лежит шляпа с какой-то ситуацией, а ваша задача — образно надев шляпу, найти выход из нее с позитивной стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

        (Ожидаемый результат: участники игры, надев «Шляпу счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. Карточки с предлагаемыми ситуациями:

1.Друг продолжает долгое время занимать Вас разговорами, а Вы уже хотите уйти. Вы говорите:

2. Собака Вашего соседа помяла траву на Вашем газоне. Вы подходите  к соседу и говорите ему:

3.Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают Вам  громким разговором. Вы обращаетесь к ним:

4. Ваш товарищ устроил Вам встречу с незнакомым, но важным для Вас человеком, не предупредив Вас об этом. Вы заявляете ему:

- Мы видим, что в любой ситуации можно найти позитивное — верное для обеих сторон решение.

Настоящий педагог всегда найдет выход из сложившейся ситуации.

СЛАЙД № 19

И сейчас я предлагаю вам составить символический портрет современного педагога дополнительного образования, используя данный материал

СЛАЙД № 20

(рисование Портрета современного педагога дополнительного образования , работа в группах).

- Затем, через несколько минут каждая группа защитит свою творческую работу.

После защиты. Вывод:

СЛАЙД № 21

        IV.  Рефлексия

- Педагог – это, прежде всего, профессионал и, несомненно, душевный человек. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, и опустите его в коробочку на столе.

СЛАЙД № 22(с обозначениями цветов).

Когда вы определитесь с цветом, напишите на них своё мнение (мысли, пожелания или рекомендации), которые мы постараемся учесть в дальнейшей с вами работе. (После выполнения задания сердечки собираются и вставляются в кармашки большого сердца на доске).

- Вот сейчас мы наглядно видим каково душевное состояние нашего коллектива на сегодняшний момент (без комментариев).

        - Есть одна интересная притча про осла и колодец, послушайте ее.

        Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

        Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого ослика. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

        Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как можно скорее.

        Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал копытами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

        - Наверняка, в вашей жизни случались всякие неприятности и в будущем, как правило, жизнь будет преподносить их снова. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его, подобно ослику, и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

        Пусть, условно, каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням, мы можем перейти бурный поток, встретившийся на нашем пути. Но нельзя забывать, что движение вверх должно быть в единственно правильном направлении.

        VI. Заключение по теме

- Результатом совместных действий сегодня могут стать методические рекомендации

СЛАЙД № 23 (читаю)

СЛАЙД № 24 (читаю)

 и  памятки,

СЛАЙД № 25

которые лежат у вас на столах,  с простыми правилами,  которые призваны помочь нам всегда находиться в гармонии с собой и окружающими. Прочитайте их.

        1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

        2. Освободите  свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

        3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

        4. Отдавайте больше.

        5. Ожидайте меньше.

        - Думаю, что каждый, прочитав эти рекомендации, приломил их к своей жизни и понял, над чем ему стоит задуматься сегодня.

        - А сейчас я предлагаю вам достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет, что вас сегодня ожидает или что вам  нужно сделать в ближайшее время. (Варианты пожеланий: Вам сегодня особенно повезет! Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете! Любите себя такой, какая Вы есть, — неповторимой! Сделайте себе подарок, Вы его заслужили! Сегодня с Вами вместе радость и спокойствие! Сегодня Ваш день, успехов Вам! Все Ваши  желания и мечты реализуются, поверьте в это!).

- Мне бы хотелось, чтобы вы создали такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставали из нее по одной записке, так как эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают их, придают уверенности. Дополните ее своими пожеланиями, которые вам хотелось бы слышать каждый день. И начинайте день с улыбки! Даже если она будет натянутой и только для себя, все равно обеспечит вам позитивный настрой на весь рабочий день и предотвратит эмоциональное выгорание в нашем профессиональном сообществе.

СЛАЙД № 26

Приложение №1

АНКЕТА

        Уважаемые коллеги! Прошу вас ответить на ряд вопросов по итогам участия в сегодняшнем мероприятии. Это необходимо для улучшения качества проведения методических мероприятий в дальнейшем.

Ваше впечатление от участия в гостиной? (нужное подчеркните)

отличное         хорошее          плохое            другой ответ _________________________________________________________

Какое задание запомнилось  вам   больше?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое задание вам не понравилось? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Было ли вам удобно выполнять задания в группе? (нужное подчеркните)

Да, это оптимально.        Да, но лучше в парах.      Нет, лучше индивидуально

Другое_______________________________________________________________

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

С какими проблемами вы столкнулись при участии в мероприятии?

Вашими: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

общими: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Хотели ли бы принять участие в подобном мероприятии ещё раз? (подчеркните)

Да           Нет          Другое_______________________________________________

_____________________________________________________________________

Приложение 2

Рекомендации профилактики стресса и выгорания

  1. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.
  2. Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.
  3. Не откладывайте на долго важные дела, ибо стресс “ незавершенного действия” будет истощать ваши ресурсы.
  4. Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.
  5. Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешеной собакой.
  6. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
  7. Начинайте день с улыбки самому себе!


Литература:

1.Батаршев А.В. Психология управления персоналом. – М.:2007.

2.Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

3.Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб.:2009.

4.Митина Л.М. Психология развития и здоровье педагога.  «Про-пресс»

5. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов.- СПб.:2009.

6 .Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

7. Погуляева Н.А. Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «помоги себе сам» // Методист. 2014. – № 4.

8.Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.

9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – Аркти. М., 2005

10.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.

http://www.trepsy.net/world


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель. Краевед. Писатель. или … «Нескромный» взгляд со стороны.

Взгляд на себя со стороны ...  или  "Творческий путь автора сайта"....

Современный урок: взгляд со стороны семьи.

Родительское собрание по теме "Современный урок: взгляд со стороны семьи."...

Педагогическая гостиная «Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС».

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе...

Управление и продвижение – взгляд со стороны

Придя в систему дополнительного образования детей из коммерческой сферы, я с удивлением обнаружила, что ЦДЮТТ «Охта» (тогда еще – просто ЦТТ) каким-то непостижимым образом существует вне рыночных зако...

педагогическая гостинная «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»

материал предназначен для педагогов дополнительного образования.Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгоранияЗадачи:- познакомить с понятием «эмоциональное выгорание». - познакомить...

Трудности дистанционного обучения: взгляд со стороны учителя

В рамках данной статьи будут рассматриваться два вопроса: трудности дистанционного формата обучения с точки зрения учителя и актуализация проблемы эмоционального выгорания педагога в период дистанцион...