Критерии и показатели для измерения уровня социальности подростка
методическая разработка на тему
Критериями измерения социальности как нравственного качества личности являются структурные компоненты отношения: когнитивный (система знаний и представлений о сущности, содержании и структуре социальности, понимание необходимости принимать участие в социальной деятельности), эмоциональный (желание формировать социальный опыт, эмоциональное состояние в ситуации социального взаимодействия), деятельностный (умение данное качество личности применять творчески).
В ходе проведения исследования было выделено четыре уровня социальности: элементарный, формальный, уровень долга, уровень самореализации.
Элементарный уровень. Отсутствие знаний о социальности, её сущности, содержании, структуре данного качества. Несформированные представления о способах взаимодействия с людьми. Ранжирование социальности как второстепенного качества личности. Отсутствует потребность в эмоциональном контакте с людьми, в приобщении к духовному миру «Другого». Нет опыта работы на благо других людей. Поведение в коллективе подчеркнуто ригидное. Неспособность рефлексировать собственные поступки. Отсутствие коррекции собственной системы ценностей.
Формальный уровень. Исключается нравственный аспект социальности. Ориентация на отношение к ней как некому принуждению извне. Наличие некоторых знаний о сущности, содержании, структуре социальности как нравственного качества личности, формальный характер знаний. Гуманные чувства (отзывчивость, эмпатия и т.д.) мало выражены. Нет потребности взаимодействовать с окружающим миром на основе нравственных норм, бескорыстно служить людям. Антигуманные проявления человека не осуждаются. Способность рефлексировать собственные действия развито слабо. Неспособность учитывать интересы «Другого».
Уровень долга. Социальность как качество личности отличается ориентацией на интересы другого человека. Наличие убеждений в необходимости воспитания данного качества. Суждения о социальности в большей мере связаны с выработанными формами поведения в обществе. Желание работать на благо других людей из чувства долга. Переживание чувства удовлетворения от социальной деятельности. Совершенствование упражнений в нравственных поступках. Оказание помощи в доброжелательной форме. Осуждение антигуманных отношений между людьми. Активное участие в жизни коллектива, сочетание личных интересов с общественными на основе осознанного выбора ценностей и норм.
Уровень самореализации. Наличие убеждений в необходимости воспитания социальности как ценностного отношения к человеку. Осознание необходимости в собственном самосовершенствовании, формирование гуманистической направленности личности, развитии собственного творческого потенциала.
Наличие гуманных чувств как стимула социально ориентированных поступков. Милосердие как проявление гуманных чувств.
Умение предъявлять высокие требования как к себе, так и к членам коллектива. Способность занять непримиримую позицию к тем, кто не признает прав и свобод. Стремление оказывать безвозмездную помощь людям. Творческая социальная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_izmereniya_sotsialnosti.docx | 81.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериями измерения социальности как нравственного качества личности являются структурные компоненты отношения: когнитивный (система знаний и представлений о сущности, содержании и структуре социальности, понимание необходимости принимать участие в социальной деятельности), эмоциональный (желание формировать социальный опыт, эмоциональное состояние в ситуации социального взаимодействия), деятельностный (умение данное качество личности применять творчески).
Всю структуру реализации технологии воспитания социальности подростков можно представить в виде следующих четырех последовательных уровней социальности: элементарный, формальный, уровень долга, уровень самореализации.
Рис1. Уровни воспитания социальности: схема процесса "восхождения" по уровням
Элементарный уровень. Отсутствие знаний о социальности, её сущности, содержании, структуре данного качества. Несформированные представления о способах взаимодействия с людьми. Ранжирование социальности как второстепенного качества личности. Отсутствует потребность в эмоциональном контакте с людьми, в приобщении к духовному миру «Другого». Нет опыта работы на благо других людей. Поведение в коллективе подчеркнуто ригидное. Неспособность рефлексировать собственные поступки. Отсутствие коррекции собственной системы ценностей.
Формальный уровень. Исключается нравственный аспект социальности. Ориентация на отношение к ней как некому принуждению извне. Наличие некоторых знаний о сущности, содержании, структуре социальности как нравственного качества личности, формальный характер знаний. Гуманные чувства (отзывчивость, эмпатия и т.д.) мало выражены. Нет потребности взаимодействовать с окружающим миром на основе нравственных норм, бескорыстно служить людям. Антигуманные проявления человека не осуждаются. Способность рефлексировать собственные действия развито слабо. Неспособность учитывать интересы «Другого».
Уровень долга. Социальность как качество личности отличается ориентацией на интересы другого человека. Наличие убеждений в необходимости воспитания данного качества. Суждения о социальности в большей мере связаны с выработанными формами поведения в обществе. Желание работать на благо других людей из чувства долга. Переживание чувства удовлетворения от социальной деятельности. Совершенствование упражнений в нравственных поступках. Оказание помощи в доброжелательной форме. Осуждение антигуманных отношений между людьми. Активное участие в жизни коллектива, сочетание личных интересов с общественными на основе осознанного выбора ценностей и норм.
Уровень самореализации. Наличие убеждений в необходимости воспитания социальности как ценностного отношения к человеку. Осознание необходимости в собственном самосовершенствовании, формирование гуманистической направленности личности, развитии собственного творческого потенциала.
Наличие гуманных чувств как стимула социально ориентированных поступков. Милосердие как проявление гуманных чувств.
Умение предъявлять высокие требования как к себе, так и к членам коллектива. Способность занять непримиримую позицию к тем, кто не признает прав и свобод. Стремление оказывать безвозмездную помощь людям. Творческая социальная активность.
Содержательные характеристики уровней сформированности социальности представлены в таблице 1.
Таблица № 1.
Уровни сформированности социальности
Уровни сформированности социальности | Структурные компоненты социальности как интегративного качества личности подростка | ||
Когнитивный компонент | Эмоциональный компонент | Деятельностный компонент | |
Элементарный | Отсутствие знаний о социальности, её сущности, содержании, структуре данного качества. Несформированные представления о способах взаимодействия с людьми. Ранжирование социальности как второстепенного качества личности. | Отсутствует потребность в эмоциональном контакте с людьми, в приобщении к духовному миру «Другого». | Нет опыта работы на благо других людей. Поведение в коллективе подчеркнуто ригидное. Неспособность рефлексировать собственные поступки. Отсутствие коррекции собственной системы ценностей. |
Формальный | Исключается нравственный аспект социальности. Ориентация на отношение к ней как некому принуждению извне. Наличие некоторых знаний о сущности, содержании, структуре социальности как нравственного качества личности, формальный характер знаний. | Гуманные чувства (отзывчивость, эмпатия и т.д.) мало выражены. Нет потребности взаимодействовать с окружающим миром на основе нравственных норм, бескорыстно служить людям. | Антигуманные проявления человека не осуждаются. Способность рефлексировать собственные действия развито слабо. Неспособность учитывать интересы «Другого». |
Уровень долга | Социальность как качество личности отличается ориентацией на интересы другого человека. Наличие убеждений в необходимости воспитания данного качества. Суждения о социальности в большей мере связаны с выработанными формами поведения в обществе. | Желание работать на благо других людей из чувства долга. Переживание чувства удовлетворения от социальной деятельности. Совершенствование упражнений в нравственных поступках. Оказание помощи в доброжелательной форме. | Осуждение антигуманных отношений между людьми. Активное участие в жизни коллектива, сочетание личных интересов с общественными на основе осознанного выбора ценностей и норм. |
Уровень самореализации | Наличие убеждений в необходимости воспитания социальности как ценностного отношения к человеку. Осознание необходимости в собственном самосовершенствовании, формирование гуманистической направленности личности , развитии собственного творческого потенциала. | Наличие гуманных чувств как стимула социально ориентированных поступков. Милосердие как проявление гуманных чувств. | Умение предъявлять высокие требования как к себе, так и к членам коллектива. Способность занять непримиримую позицию к тем, кто не признает прав и свобод. Стремление оказывать безвозмездную помощь людям. Творческая социальная активность. |
Итак, опираясь на теоретическое исследование, на основе избранных нами критериев было выделено четыре уровня социальности как нравственного качества личности подростков: элементарный, формальный, уровень долга, уровень самореализации. Структурными компонентами являются когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Каждый компонент характеризуется определенными показателями, которые свидетельствуют о сформированности качества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели уровня социально – экономического развития стран мира
Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны
Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профильному обучению
Материал для администрации школ, практикующих профильное обучение...
Критерии и показатели профессиональной компетентности.
Эта таблица предназначена для заполнения критериев оценивания....
Критерии и показатели культуры здоровья личности
Критерии и показатели культуры здоровья личности...
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
"Диагностический инструментарий. Критерии и показатели уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"
Диагностический инструментарий – это механизм или инструмент, а в расширенном смысле процедура или схема реализации метода педагогической диагностики, используемая для определения состояния того...