Профориентация в школе.
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Начиная с первого класса в школе-интернате №27 ОАО «РЖД» города Облучье ЕАО реализуется программа по профориентации школьников.
Целью этой программы является ориентация школьников на дальнейшее приобретение железнодорожных профессий.
Воспитанники школы знакомятся с железнодорожными профессиями, с историей железных дорог России и железнодорожного транспорта. Традиционным в нашей школе стало мероприятие «Посвящение первоклассников в железнодорожники».
В старших классах делался упор на тему: «Куда пойти учиться».
В младшем звене – «В мире профессий», в среднем – беседы о том, как правильно выбрать будущую профессию, как не ошибиться в выборе.
Совместно с учебными заведениями железнодорожной направленности проводится методическая дистанционная работа, курсы углубленного изучения физики, элективные курсы, курс ОКЖД, вебинары, родительские собрания, научно практические конференции с педагогами школ - интернатов ДВЖД.
Школа поддерживает тесную связь с предприятиями ж/д транспорта ст. Облучье. Проводятся экскурсии на предприятия, в музей локомотивного депо, организовываются встречи с ветеранами и представителями ж/д предприятий.
Воспитанники школы проходят летнюю практику на МЖД г. Хабаровска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конкурс:
«Профориентационная работа в школе»
Номинация:
классный час
Название конкурсной работы:
«Дорога железная, а профессия – золотая»
Автор работы:
Васильченко Елена Петровна
Должность и место работы:
Воспитатель частного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Облучье 2018 год
Аннотация: Данное мероприятие направлено на решение воспитательных и практических задач: побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию; обогащать словарный запас детей; формировать активный познавательный интерес к профессии железнодорожник; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы. Воспитанники приучаются самостоятельно принимать решения, повышается чувство ответственности. Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией, музыкальным и эстетическим оформлением класса.
Актуальность: Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. В настоящее время очень сложно выбрать будущую профессию. Многие ребята в классе это дети железнодорожников и поэтому очень важно и актуально сформировать правильное представление об этой профессии.
Описание материала: воспитательное мероприятие: «Дорога железная, а профессия золотая» подготовлено для применения в профориентационной работе среди воспитанников 5класса.
Форма проведения: воспитательное мероприятие с элементами игры.
Тема: «Дорога железная, а профессия – золотая»
Цель: Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
Задачи:
- побуждать детей к поиску информации о различных видах железнодорожных профессий, к самовоспитанию и саморазвитию;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать активный познавательный интерес к профессии ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК;
- развивать кругозор, любознательность;
- учить анализировать, делать выводы.
Роль воспитателя: воспитатель организует обучающихся для подготовки мероприятия.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с воспитанниками, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Участники: воспитатель, воспитанники 5 класса – участники мероприятия
Ход мероприятия:
Классный руководитель: Без знания истории, культуры и прошлого своей страны не может быть будущего. Каждый уважающий себя человек хочет знать, как глубоко уходят его родовые корни, как развивался и жил народ страны, гражданином которой он является. А знание истории своей малой родины делает каждого из нас духовно богаче, заставляет уважать, любить и ценить то место, где мы живем. Мы живём в городе железнодорожников. Облучье можно назвать и городом трудовых династий железнодорожников. «Дорога», «железнодорожники»: все это очень тесно связано между собой и не может существовать по отдельности. Ребята, вами была проделана большая поисковая работа. Вы готовили фотографии, собирали материал о железнодорожных династиях. И вот сегодня мы подведем итог этой проделанной работе – пролистаем страницы из нашего электронного альбома под названием “Дорога железная, а профессия золотая”. Прежде чем мы начнем, хотелось бы задать вам один вопрос: почему именно о железной дороге пойдет наш разговор?
Ребята: Трудно представить историю моего родного города без железной дороги.
Наши родители работают на железнодорожных предприятиях.
Многие из нас собираются работать на железной дороге.
А я думаю, что не было бы и города, если бы не было железной дороги.
Классный руководитель: Все верно. И так начнем. Открываем страницы “Из истории нашей железной дороги…” Информацию для этой страницы ребята черпали в библиотеке, в СМИ, в музее, общались непосредственно с теми, кто работает на железной дороге.
Классный руководитель: Я думаю, что не будет и города, если не будет железной дороги. Ведь здесь нет ни одной семьи, которая не была бы связана с профессией железнодорожника. И у каждого из вас, ребята, и мамы, и папы, и бабушки и дедушки, а у многих и прабабушки и прадедушки работали и работают на железной дороге. Многие из них и не представляют себя вне другой профессии. Среди наших одноклассников есть много ребят, чьи отцы, деды, братья посветили свою жизнь железной дороге. Они приготовили для нас очень интересные презентации.
(Выступают с презентациями: Момот Полина, Беспалова Арина, Брагина Виктория).
Приложение к классному часу
Классный руководитель: Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии. А сегодня мы поговорим о профессиях, с которыми мы встречаемся каждый день – это профессии на железной дороге. Вот мы говорим: железная дорога... железная дорога... А что она вмещает в себя? Что относится к железной дороге? (Ответы детей.)
Железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, состоящее из многих частей. Сюда относятся и насыпь, рельсы, шпалы, из чего, собственно, и состоит железнодорожный путь; а также тоннели, мосты, виадуки; железнодорожная магистраль немыслима без вокзалов, станций, полустанков, перронов; ей для работы необходимы семафоры, стрелки, платформы; да и такие понятия, как «разъезд», «билет», «полка», «скорость», «расписание», вполне применимы к железной дороге. И конечно же, железная дорога – это вагоны, уголь, пар и электричество.
Сегодня в гостях у нас представитель Облученской дистанции пути, Астахова Д.В. Она расскажет о профессиях, без которых не может обойтись железная дорога.
(Рассказ Астаховой Д.В.)
Видеоролик
Приложение к классному часу
Классный руководитель: Познакомимся с другими железнодорожными профессиями. (Использую к презентации приложение №1)
Презентация
Приложение к классному часу
Классный руководитель: Ребята, а почему профессию эту можно назвать золотой?
Ответы детей: стабильность, надежность, уверенность в завтрашнем дне, востребованность, престиж, почетная работа, дисциплина, хорошая заработная оплата труда, нужная профессия, незаменимая.
(Ребята добавляют свои версии)
Классный руководитель: В заключение же хочется сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд и свободный выбор работы. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.
Викторина
Приложение к классному часу
В заключении ребята оставляют на парте красный круг, если вечер им понравился и синий круг, если не понравился.
Список используемой литературы
- viki.rdf.ru/list-all-presentations/
- www.moeobrazovanie.ru/puteshestvie_v_mir_professiy.html
- festival.1september.ru/articles/634402/
- railway.kanaries.ru › ... ›
- www.izmerov.narod.ru/rsong/rrsongs1.html
- ru.wikipedia.org/wiki
- tyndacity.ru/video
- bam.railways.ru/history.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессия железнодорожник
.
Электромеханик СЦБ
Осмотрщик
Проводник
Путеец
Машинист
Диспетчер
Кассир
Счастливого пути вместе с ОАО «РЖД », ведь наш девиз: «ЗАБОТА – КАЧЕСТВО – БЕЗОПАСНОСТЬ!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(ЧУГУНКА, ЖЕЛЕЗЯНКА)
Как в давние времена называли паровоз? а ) Пароход; б ) Самоход; в ) Дымоход; г ) Пролётка.
ПАРОХОД ( Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)
Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России. а ) Иван VI ; б ) Пётр I ; в ) Николай I ; г ) Александр II .
(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.
В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника? а ) В 1896 году; б) В 1917 году; в ) В 1936 году; г ) В 1985 году.
(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог . В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)
Как в позапрошлом веке называли железнодорожников? а ) Ямщиками; б) Возницами; в) Путейцами; г ) Подорожниками.
Путейцами
Какая из этих профессий существует? а ) Облётчик магистралей; б ) Обходчик путей; в ) Надзиратель дорог; г ) Контролёр перронов.
( Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)
Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто? а ) Носитель; б ) Несун; в ) Носильщик; г ) Передвижник.
Носильщик
Как именуется главный проводник пассажирского поезда? а ) Старшина; б) Прораб; в ) Бригадир; г ) Сверхпроводник.
Бригадир
Чем железнодорожники стопорят вагоны а ) Башмаками; б) Сапогами; в) Пятками; г ) Каблуками.
Башмаками (Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)
У железнодорожных вагонов есть тормозные... Что? а ) Рукава; б ) Карманы; в) Пояса; г ) Лампасы.
(Соединительные тормозные рукава, образующие тормозную магистраль – систему воздухопровода, находящегося под днищем вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда)
Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие? а) Стрелка; б ) Шлагбаум; в) Семафор; г) Башмак.
Стрелочный перевод
Какого из этих понятий НЕ существует? а ) Железнодорожный узел; б) Железнодорожная ветка; в ) Железнодорожное полотно; г ) Железнодорожные спицы.
Железнодорожные спицы
Как называется конец железнодорожного пути а ) Узел; б ) Разъезд; в ) Перегон; г ) Тупик.
Тупик
Как называется специалист, управляющий локомотивом? а ) Машинист; б ) Моторист; в ) Диспетчер; г ) Тренер.
Машинист
Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году а ) «Гудок»; б ) «Сирена»; в ) «Свисток»; г) «Гонг».
Гудок
Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»? а ) Москва – Санкт-Петербург; б ) Москва – Нижний Новгород; в ) Москва – Владивосток; г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута – 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)
Какое птичье имя получил высокоскоростной электропоезд Москва – Санкт-Петербург? а ) «Ястреб»; б) «Стриж»; в ) «Сапсан»; г) «Сокол».
Сапсан
Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»? а ) Игрушечные; б) Детские; в ) Юниорские; г ) Студенческие.
(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников.)
Какая ДЖД (детская железная дорога ) является самой длинной в России? а ) Свободненская ДЖД; б ) Красноярская ДЖД; в) Хабаровская ДЖД; г ) Челябинская ДЖД.
(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги . Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это мой папа. Он работает в ДЕПО машинистом электровоза .
До армии мой папа закончил наше ПТУ№6 на профессию помощник машиниста
Через некоторое время он сам стал машинистом и позже закончил институт ДВГУПС по специальности «Электрический транспорт железных дорог»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диспетчер
Кассир
Другие профессии И многие, многие другие машинист и помощник машиниста дежурный по станции составитель поездов проводница
Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мой папа работает на железной дороге Сначала мой папа работал помощником машиниста электровоза, тепловоза с 1996-2001г. Затем с 2001-2008 машинистом электровоза . В мае 2008 его назначили машинистом-инструктором локомотивных бригад. В октябре 2010 г. участвовал в конкурсе лучший по профессии в городе Хабаровске, где занял 1-е место и был признан лучшим машинистом-инструктором на Дальневосточной железной дороге. В марте 2011 г. его назначали заместителем начальника депо по эксплуатации . В июне 2015 г. коллектив депо избрал его председателем профсоюзного комитета.
Помощник машиниста- работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады.
Машинист - лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами.
Машинист инструктор локомотивных бригад- Руководит закрепленной колонной локомотивных бригад ,обучает навыкам вождения поездов, контролирует их работу
Заместитель начальника депо по эксплуатации
Председатель профсоюзного комитета- Защищает интересы работников в части выполнения работодателя трудового кодекса, коллективного договора, контролирует своевременную выплату зарплаты, предоставление отпусков , организует культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1-2
Работа на железной дороге — ответственное и почетное дело. Российские железные дороги — целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя.
Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо — именно они координируют движение пассажирских и грузовых потоков на железной дороге, следят за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.
СЛАЙД 3
Железнодорожником называют человека, который задействован в сфере железнодорожного транспорта. Различают такие виды деятельности как путевой обходчик, машинист локомотива, поездной диспетчер, часовой на станции, механик СЦБ - это все включает в себя профессия железнодорожника.
СЛАЙД 4
Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837 году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Впоследствии она была проложена еще и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просо царской прихотью, она стала точкой опоры для развития всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железнодорожной дороги родилась данная профессия.
От середины восемнадцатого века и до наших дней протяжность железнодорожных дорог увеличилась с 30 до 80 тысяч километров. Без железных дорог нельзя представить современную жизнь, ведь они соединяют разные города, страны. Стоит отметить, что передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, сравнительно с авиатранспортом и автомобилями.
Профессия железнодорожник включает в себя самые разнообразные обязанности. Все зависит от квалификации, уровня профессиональных навыков, ответственности. Кроме приличной заработной платы, работники-железнодорожники награждаются путевками в детские санатории, бесплатным проездом на поездах.
СЛАЙД 5
Электромеханик СЦБ
Эти сотрудники железных дорог делают всё возможное для того, чтобы движение в стране оставалось непрерывным. Они обслуживают устройства сигнализации, централизации и блокировки. И не удивительно, что профессия «электромеханик» на железной дороге -- одна из самых необходимых.
СЛАЙД 6
Осмотрщик
Он первым встречает поезд и принимается за работу. За отведенное на осмотр небольшое количество времени он должен убедиться, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Осмотрщик вагонов как врач. Он ставит диагноз и лечит своих подопечных. Перед началом работы он проверяет разнообразные приборы для выявления дефектов, после чего принимается за проверку вагонов.
СЛАЙД 7
Проводник
Он, а чаще всего, она на протяжении всего маршрута создает условия для комфортного времяпрепровождения путешественников. Почему? Ответ прост -- такая у него работа. Приветствие и прощание проводника -- по сути, это первый и последний аккорд путевых воспоминаний. Проводник проверяет документы, производит посадку и высадку, сообщает о приближении к той или иной станции. Даже в чрезвычайных ситуациях проводники обязаны, в первую очередь, заботится о пассажирах.
СЛАЙД 8
Путеец
На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Каждый километр дороги -- персональная экзаменационная полоса. Безопасное движение -- результат их кропотливой работы. Кувалда, лом, лапа для выдергивания костылей, автономная электростанция -- эти инструменты верные спутники дорожных стражей. При любых погодных условиях, в любое время суток путейцы максимально быстро решают поставленные перед ними задачи. Они занимаются строительством новых дорог, ремонтом и обслуживанием старых. Профессия «монтер пути» существует ради безопасности перевозок.
СЛАЙД 9
Машинист
В их руках тысячи судеб. Работать приходится буквально в автоматическом режиме. Ведь ошибок дорога не прощает. Быть машинистом железнодорожного транспорта серьезное испытание, к которому готовы не все. В доли секунды они должны принимать сложнейшие решения. Без соколиного зрения, молниеносной реакции и фундаментальных знаний здесь точно не обойтись.
СЛАЙД 10
Диспетчер
Одним движением руки, одним нажатием кнопки - быстро и уверенно этот человек руководит передвижением множества поездов. Его работа - обеспечить выполнение графика и полную безопасность при маневрах. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты для предотвращения аварийной ситуации, разводить поезда.
СЛАЙД 11 Кассир
Любая поездка начинается с выбора маршрута и покупки билета. И вот тут без кассира, одного из самых важных работников на железных дорогах, не обойтись. Кассир не только продает билеты пассажирам, но ещё и занимается оформлением и проверкой документов. В его обязанности входит учет, если работа связана с грузами, в частности он ведет кассовую книгу.
За этими вполне обыденными для железнодорожника словами скрывается высокая степень ответственности, прежде всего материальной. Сегодня среди обязанностей билетного кассира основные – распределение мест и продажа билетов, полный контроль пассажирооборота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация в школе
Материал для организации профориентационной работы в школе....
Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида
В рамках реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...
"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие
Разработка по системе профориентационной работы в школе...
Профориентация в школе
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ....
Программа по профориентации воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы. Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентацион...
Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе
События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчез...
Профориентация в школе
Сегодня основной проблемой для школы стало изучение профориентационной работы. В своей работе, постарались осветить, то что нового введено на уроках профориентации, а также включение в эту работу и уч...