Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе
статья на тему

Замышляев Владимир Александрович

   

   

         События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению  престижа рабочих  профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут  найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно  ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно  без  изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

          Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость  импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих  восполняют мигранты из  ближнего зарубежья, но  уровень  их квалификации не соответствует  современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать  учеников школ на получение профессий, которые будут  пользоваться спросом на рынке труда, приносить  стабильный материальный достаток. Нужно  воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу  и стабильный доход.

       Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно  на государственном уровне. Одно  из  важнейших  условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных  условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать  в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно  изменить  сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

        По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно  обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно  быть уделено  должное внимание.

        Работа по  профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по  выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью  школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут  ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд  рабочего.

           Экскурсии на производство  для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень  широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность  узнать  историю  развития предприятия, увидеть  сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать  в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст  возможность  увидеть как делается  фарфор и посетить Галерею  фарфорового искусства, или в гончарную  мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и  поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят  часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят,  как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность  поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную  фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

         Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только  к профессиональным, но  и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их  профессионального выбора во  многом зависит будущее нашей экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Повышение престижа рабочих  профессий и профориентация в школе

         События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению  престижа рабочих  профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут  найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно  ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно  без  изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

          Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость  импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих  восполняют мигранты из  ближнего зарубежья, но  уровень  их квалификации не соответствует  современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать  учеников школ на получение профессий, которые будут  пользоваться спросом на рынке труда, приносить  стабильный материальный достаток. Нужно  воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу  и стабильный доход.

       Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно  на государственном уровне. Одно  из  важнейших  условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных  условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать  в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно  изменить  сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

        По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно  обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно  быть уделено  должное внимание.

        Работа по  профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по  выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью  школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут  ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд  рабочего.

           Экскурсии на производство  для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень  широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность  узнать  историю  развития предприятия, увидеть  сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать  в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст  возможность  увидеть как делается  фарфор и посетить Галерею  фарфорового искусства, или в гончарную  мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и  поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят  часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят,  как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность  поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную  фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

         Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только  к профессиональным, но  и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их  профессионального выбора во  многом зависит будущее нашей экономики.

.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в школе

Материал для организации профориентационной работы в школе....

Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида

В рамках  реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...

"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие

Разработка по системе профориентационной работы в школе...

Профориентация в школе

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ....

«Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс их профессионального развития и повышения престижа образовательного учреждения»

Выступление на республиканском семинаре - совещание "Стратегия развития образования РД. Педагогический поиск. Сотрудничество. Качество"...

Программа повышение престижа военно-инженерных и рабочих профессий, через систему трудовой подготовки в образовательной организации

Программа повышение престижа военно-инженерных и рабочих профессий, через систему трудовой подготовки в образовательной организации...

Повышение престижа учителя адыгейского языка и литература

Повышение престижа учителя адыгейского языка и литература...