Воспитательная система класса
рабочая программа (9 класс) на тему
Цель программы:
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vs.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы:
Наименование программы
Семь Я
Основания для разработки программы (нормативно-правовая база)
Программа разработана с учетом
1.Конвенции о правах ребѐнка. /Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06. 1990 г.
2.Конституции Российской Федерации.- М., 1993 г.
3. Федерального закона № 14 «Об образовании» (в редакции 2010 г.)
Заказчик
Разработчик программы
Котова Елена Владимировна, классный руководитель 9б класса, учитель 1-ой квалификационной категории МБОУ ТСОШ№3
Цели и задачи программы
Цель:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному
Сроки и этапы реализации программы
5-9 класс ,2011-2015гг.
Планируемые результаты
Воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформулированными навыками учебной деятельности:
- творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
- гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
- любящей свою малую и большую Родину;
- знающей и хранящей традиции;
- ведущей здоровый образ жизни;
- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства.
Пояснительная записка
Имея за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость (своё Я) и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Только тогда в коллективе будут добрые взаимоотношения, только тогда коллектив будет жить дружной семьёй. Поэтому я и назвала программу «Семь Я».
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Цель программы:
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);
- дискуссии, диспуты, конференции;
- «круглые столы», ток – шоу…;
- соревнования;
- викторины;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- классный час;
- беседа;
- обсуждение;
- консультации;
- презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- представления, выступления, балы, карнавалы;
- фестивали;
- встречи с интересными людьми.
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1.Гуманизм во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
2.Демократиз, уважение ученика;
3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4.Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5.Принцип индивидуальности;
6.Принцип развития;
7.Принцип творчества и успеха;
8.Принцип поддержки и доверия;
9.Принцип ответственности;
10.Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музей, библиотеки, ФОК, ДДТ)
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
4. Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа- один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
В основе воспитательной программы «СемьЯ» лежат следующие педагогические теории:
* педагогика гуманизма (В.А. Сухомлинский);
* гуманно–личностная технология (Ш.А Амонашвили);
* личностно-ориентированная педагогика:
* концепция поликультурного образования (З.М. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова);
* педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский)
* педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
* технология коллективно-творческих дел;
* игровые технологии
7. Контрольная часть
.
Для исследования эффективности программы воспитания «СемьЯ» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
6. Творческая активность учащихся;
7. Уровень развития классного коллектива.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
План воспитательной работы.
- Программа «Здоровье».
Цель:
- создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний.
- Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроках и вне школы.
- Активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни.
- Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках.
- Общественно-полезный труд на свежем воздухе.
2. Программа «Учение».
Цель:
- помочь каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся.
- Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (совместно с психологом).
- Ежемесячно проводить 1-2 кл.часа в форме ученических собраний «Учеба, посещаемость, дисциплина».(Учком, староста, зам.старосты)
- Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад (уч.ком)
- Постоянно с уч.комом информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе.
3. Программа «Общение».
Цель:
- воспитание культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми.
- Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми.
- Постоянно работать над культурой речевого общения.
4. Программа «Образ жизни».
Цель:
- создание сферы материального бытия, оказывающей благоприятное влияние на формирование личности учащихся в школе и дома.
- Регулярно проводить родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями с целью совместной работы по воспитанию учащихся.
- Постоянно заботиться о красивой, уютной обстановке в классе (дежурные, староста, родительский комитет).
5. Программа «Досуг».
Цель:
- выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, внешкольных учреждений.
- Анкетирование учащихся об их увлечениях.
- Участие во всех школьных и поселковых внеклассных мероприятиях.
6. Работа с «трудными» детьми.
Постоянный контакт с учителями-предметниками.
Индивидуальные беседы с родителями «трудных» детей.
Индивидуальная работа с «трудными» детьми.
Посещение «трудных» на дому.
Регулярный учет посещаемости и успеваемости «трудных» детей.
Пропаганда здорового образа жизни среди «трудных» детей.
Вовлечение во внеклассную работу, кружки, секции.
Принимать участие в совете по профилактике правонарушений (по необходимости).
7. Работа с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей.
Развитие способностей одаренных детей путем вовлечения ребят во внеклассную работу.
Посещение одаренными детьми внешкольных учреждений дополнительного образования.
Вовлечение одаренных детей в участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях.
Создать нравственную и духовно-эмоциональную среду для развития положительных качеств личности одаренных детей.
Осуществлять индивидуальный подход воспитательной работе с одаренными учащимися.
Совместно с родителями следить за сохранением здоровья одаренных детей, не допускать перегрузок учащихся.
8.Работа с родителями.
- Регулярный контакт с родительским комитетом.
- Участие родителей в общешкольных родительских собраниях.
- Проведение индивидуальных бесед с родителями.
- Проведение родительских собраний 1 раз в четверть:
- Организационное. Отчет и выборы родительского комитета. «Безопасное поведение детей на дорогах и во время пожара».
- «Поощрение и наказание в семье».
- «Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе».
- Итоги учебного года. «Безопасное поведение детей в летний период».
Планирование воспитательной работы по месяцам
Сентябрь | |
Тема мероприятия | Дата |
День Знаний. Беседа «Знакомство.Урок Мира». | 1.09 |
Инструктаж Операция «Внимание, дети!» | 12.09 |
Классный час: «Выборы актива, распределение поручений». | 19.09 |
Классный час «Гимн, герб, флаг России». | 26.09 |
День Здоровья. | 12.09 |
Октябрь | |
День Учителя. Участие в концерте. | 3.10 |
Выпуск газеты, посвященный Дню Учителя. | 2.10 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 10.10 |
Нравственный кл.час: «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». | 24.10 |
Ноябрь | |
Декада правовых знаний. Кл.час: «Мои права и обязанности». | 7.11 |
Кл. час: «Как уберечься от гриппа?» | 14.11 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 21.11 |
Участие в предметных олимпиадах. | |
Кл.час День Единства. (Посвященный Дню России). | 28.11 |
Декабрь | |
День борьбы со СПИДом. | 5.12 |
КВН: «Новогодние сюрпризы». | 12.12 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 19.12 |
Информационный кл. час: «Время, события, люди» | 26.12 |
Январь | |
Подготовка к конкурсу военной инсценированной песни. | |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 16.01 |
Кл.час: «Как научиться управлять собой» | 23.01 |
Февраль | |
Соревнования «А ну-ка, мальчишки!» | 20.02 |
Кл. час: «Есть ли у юных идеалы?! | 13.02 |
Конкурс военной инсценированной песни. | |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 27.02 |
Март | |
Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?» | 20.03 |
Конкурс «Юные дарования». | 13.03 |
Кл. час: «Искусство быть красивым», посвященный Международному женскому дню. | 6.03 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 23.03 |
Апрель | |
Выпуск плаката на экологическую тему. | 10.04 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 17.04 |
Кл.час: «Компьютер в жизни человека» | 24.04 |
Май | |
Дни воинской славы. Кл.час: «Никто не забыт, ничто не забыто» | 7.05 |
Участие в митинге, посвященный 9 мая. | 9.05 |
Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина». | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...