Воспитательная система класса
рабочая программа (9 класс) на тему

Цель программы:

         Цель программы:

       - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vs.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы:

 Наименование программы

Семь Я

 Основания для разработки программы (нормативно-правовая база)

Программа разработана с учетом

1.Конвенции о правах ребѐнка. /Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06. 1990 г.

 2.Конституции Российской Федерации.- М., 1993 г.

3. Федерального закона № 14 «Об образовании» (в редакции 2010 г.)

 Заказчик

 Разработчик программы

Котова Елена Владимировна, классный руководитель 9б класса, учитель 1-ой квалификационной категории МБОУ ТСОШ№3

 Цели и задачи программы

 Цель:

 - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

 - формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

 - повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

 - формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;

 - развитие стремления к непрерывному 

 Сроки и этапы реализации программы

5-9 класс ,2011-2015гг.

 Планируемые результаты

Воспитание личности:

  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформулированными навыками учебной деятельности:
  •  творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину;
  • знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;
  • свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства.  

Пояснительная записка

Имея за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.

        Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.

      И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость (своё Я) и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Только тогда в коллективе будут добрые взаимоотношения, только тогда коллектив будет жить дружной семьёй. Поэтому я и назвала программу «Семь Я».

      Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

                                        Цель программы:

         Цель программы:

       - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

                                                 Задачи:

     - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

    - формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

   - повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

   - формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;

   - развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;

   - организация исследовательской деятельности учащихся;

   - формирование системы управления в классе.

                           Формы реализации задач:

   - изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);

   - дискуссии, диспуты, конференции;

   - «круглые столы», ток – шоу…;

   - соревнования;

   - викторины;

   - проектные игры;

   - уроки в музее;

  - классный час;

  -  беседа;

  -  обсуждение;

  -  консультации;

  -  презентации;

  - тренинги, занятия, курсы;

  - конкурсы;

  - игры;

  -  праздники;

  -  мероприятия;

  - представления, выступления, балы, карнавалы;

  - фестивали;

  - встречи с интересными людьми.

       Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

       Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:

  1.Гуманизм во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

  2.Демократиз, уважение ученика;

  3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

  4.Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;

  5.Принцип индивидуальности;

  6.Принцип развития;

  7.Принцип творчества и успеха;

  8.Принцип поддержки и доверия;

  9.Принцип ответственности;

 10.Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).

                           Программа осуществляется:

  - через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  - через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  - через систему дополнительного образования;

  - через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  - в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  - в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);

  - через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музей, библиотеки, ФОК, ДДТ)

                                        Методы:

  - научно-исследовательский;

  - метод проектов;

  - коммуникативная методика;

  - личностно-ориентированный метод;

  - метод креативного мышления;

  - репродуктивный метод;

  - метод критического мышления;

             4. Концепция программы

       ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

       Школа- один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

        Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

      Правовой базой для составления программы являются:

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.

Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).

Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

       В основе воспитательной программы «СемьЯ» лежат следующие педагогические теории:

*  педагогика гуманизма (В.А. Сухомлинский);

*  гуманно–личностная технология (Ш.А Амонашвили);

*  личностно-ориентированная педагогика:

*  концепция поликультурного образования (З.М. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова);

*  педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский)

*  педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);

*  технология коллективно-творческих дел;

*  игровые технологии

       7. Контрольная часть

.

      Для исследования эффективности программы воспитания «СемьЯ» целесообразно использовать следующие критерии:

 1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

 2. Уровень воспитанности;

 3. Сформированность ценностных отношений учащихся;

 4. Формирование мотивации к обучению;

 5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

 6. Творческая активность учащихся;

 7. Уровень развития классного коллектива.

       Для изучения эффективности программы воспитания используются:

 • различные методики диагностики;

 • беседы с учащимися;

 • наблюдения;

 • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

План воспитательной работы.

  1.  Программа «Здоровье».

Цель:

  • создание условий для полноценной учебной деятельности, здоровья учащихся, профилактики и предупреждения заболеваний.
  • Увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроках и вне школы.
  • Активная и широкая пропаганда и организация здорового образа жизни.
  • Поддержание чистоты в помещении, формирование осанки, проведение физкультминуток на уроках.
  • Общественно-полезный труд на свежем воздухе.

2.   Программа «Учение».

Цель:

  • помочь каждому ученику в учении, приобретении знаний в меру своих способностей, развитие познавательных интересов, кругозора учащихся.
  • Продолжить изучение индивидуальных способностей учащихся (совместно с психологом).
  • Ежемесячно проводить 1-2 кл.часа  в форме ученических собраний «Учеба, посещаемость, дисциплина».(Учком, староста, зам.старосты)
  • Принимать участие в проведении предметных недель, олимпиад (уч.ком)
  • Постоянно с уч.комом информировать родителей о состоянии успеваемости и посещаемости в классе.

3.   Программа «Общение».

Цель:

  • воспитание культуры общения, поведения, норм нравственности во взаимоотношениях детей с другими людьми.
  • Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в классе, корректировать формы общения между детьми.
  • Постоянно работать над культурой речевого общения.

4.      Программа «Образ жизни».

Цель:

  • создание сферы материального бытия, оказывающей благоприятное влияние на формирование личности учащихся в школе и дома.
  • Регулярно проводить родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями  с целью совместной работы по воспитанию учащихся.
  • Постоянно  заботиться о красивой, уютной обстановке в классе (дежурные, староста, родительский комитет).

5.        Программа «Досуг».

Цель:

  • выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, внешкольных учреждений.
  • Анкетирование учащихся об их увлечениях.
  • Участие во всех школьных и поселковых внеклассных мероприятиях.

6.        Работа с «трудными» детьми.

         Постоянный контакт с учителями-предметниками.

         Индивидуальные беседы с родителями «трудных» детей.

         Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

         Посещение «трудных» на дому.

         Регулярный учет посещаемости и успеваемости «трудных» детей.

         Пропаганда здорового образа жизни среди «трудных» детей.

         Вовлечение во внеклассную работу, кружки, секции.

         Принимать участие в совете по профилактике правонарушений (по необходимости).

7.        Работа с одаренными детьми.

         Выявление одаренных детей.

         Развитие  способностей одаренных детей путем вовлечения ребят во внеклассную работу.

         Посещение одаренными детьми внешкольных учреждений дополнительного образования.

         Вовлечение одаренных  детей в участие в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях.

         Создать нравственную и духовно-эмоциональную среду для развития положительных качеств личности одаренных детей.

         Осуществлять индивидуальный подход воспитательной работе с одаренными учащимися.

         Совместно с родителями следить за сохранением здоровья одаренных детей, не допускать перегрузок учащихся.

8.Работа с родителями.

  • Регулярный контакт с родительским комитетом.
  • Участие  родителей в общешкольных родительских собраниях.
  • Проведение индивидуальных бесед с родителями.
  • Проведение родительских собраний 1 раз в четверть:
  1. Организационное. Отчет и выборы родительского комитета. «Безопасное поведение детей на дорогах и во время пожара».
  2. «Поощрение и наказание в семье».
  3. «Книга в жизни школьника. Отношение ученика  к учебной и художественной литературе».
  4. Итоги учебного года. «Безопасное поведение детей в летний период».

Планирование воспитательной работы по месяцам

Сентябрь

Тема мероприятия

Дата

День Знаний.

 Беседа «Знакомство.Урок Мира».

1.09

Инструктаж Операция «Внимание, дети!»

12.09

Классный час: «Выборы актива, распределение поручений».

19.09

Классный час «Гимн, герб, флаг России».

26.09

День Здоровья.

12.09

Октябрь

День Учителя. Участие в концерте.

3.10

Выпуск газеты, посвященный Дню Учителя.

2.10

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

10.10

Нравственный кл.час: «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».

24.10

Ноябрь

Декада правовых знаний. Кл.час: «Мои права и обязанности».

7.11

Кл. час: «Как уберечься от гриппа?»

14.11

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

21.11

Участие в  предметных олимпиадах.

Кл.час День Единства. (Посвященный Дню России).

28.11

Декабрь

День борьбы со СПИДом.

5.12

КВН: «Новогодние сюрпризы».

12.12

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

19.12

Информационный кл. час: «Время, события,  люди»

26.12

Январь

Подготовка к конкурсу военной инсценированной песни.

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

16.01

Кл.час: «Как научиться управлять собой»

23.01

Февраль

Соревнования «А ну-ка, мальчишки!»

20.02

Кл. час: «Есть ли у юных идеалы?!

13.02

Конкурс  военной инсценированной песни.

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

27.02

Март

Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?»

20.03

Конкурс «Юные дарования».

13.03

Кл. час: «Искусство быть красивым», посвященный Международному женскому дню.

6.03

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

23.03

Апрель

Выпуск плаката на экологическую тему.

10.04

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

17.04

Кл.час: «Компьютер в жизни человека»

24.04

Май

Дни воинской  славы.

Кл.час: «Никто не забыт, ничто не забыто»

7.05

Участие  в митинге, посвященный 9 мая.

9.05

Уч. собрание: «Учеба, посещаемость, дисциплина».

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...