Классный час на тему «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ»
классный час на тему

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна
  • сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;
  • развивать речь обучающихся, умение работать с литературой – выделять главное;
  • воспитывать гордость за своё Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vmf.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Классный час на тему

«ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ»

Составитель: Атавова Р.Ш.,

преподаватель математики

ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»

Салехард 2016


Цели:

  • сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;
  • развивать речь обучающихся, умение работать с литературой – выделять главное;
  • воспитывать гордость за своё Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву.

«Всякий потентат, который едино войско сухопутно имеет,

одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Петр I

Вступительное слово преподавателя:

–        Даже без оформления доски, только потому, что я принесла  бескозырку и тельняшку, я думаю, вы догадались, что сегодня у нас пойдет речь о ВМФ. Обратите внимание на высказывание Петра I, его он вписал в предисловие к «Морскому уставу». И ещё. При общем обзорном знакомстве ВМФ может записываться как ВМФ и ВМС. Начнём знакомство с атрибутами ВМФ.

Уполовников Игорь: Тельня́шка (просторечное тельник) -флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками. В российском ВМФ состоит на снабжении матросов и старшин, курсантов военно-морских институтов, военнослужащих морской пехоты. Первые тельняшки появились во времена парусного флота. Поначалу полосы тельника были цветными и потому хорошо заметными на фоне белых парусов. Часто матросы сами вязали тельняшки крючком. Этот процесс хорошо успокаивал нервы и позволял разнообразить время вне вахты. В российском Военно-морском флоте введена Великим Князем Константином Николаевичем Романовым 19 августа1874 году. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки. Отличительная особенность тельняшки - чередующиеся горизонтальные бело-синие полосы. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе с парусами на реях, а затем стало просто традицией. Изначально на снабжение личного состава ВМФ ВС России и СССР поступали тельняшки с полосками тёмно-синего цвета. Ношение тельняшек революционными матросами в Гражданскую войну и бойцами морской пехоты в Великую Отечественную сделало тельняшку весьма популярной в качестве романтического символа моря, морской службы, храбрости и удали. Тельняшка получила прозвище «морская душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». В начале 18 века практически во всех европейских флотах ввели единую форму одежды. Моряки стали носить казенное белье, узкие короткие брюки с чулками, форменные кафтаны и высокие шляпы. За ношение полосатой тельняшки матросов наказывали. Отношение к тельняшке изменилось только в середине 19 века, когда в моду вошёл голландский морской костюм. Он состоял из короткого бушлата, синей фланелевой куртки с глубоким вырезом на груди, тельняшки и расклёшенных чёрных брюк. В настоящее время полосатые нательные рубашки различных видов носят военные и гражданские моряки в разных странах мира. В России традиция ношения тельняшек начала формироваться по одним данным с 1862, по другим данным, с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка. Есть сообщения, что поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.[6]

Чиркова Наталья: - В нашем кубрике с честью, в почёте

        Две заветные вещи лежат: Это спутники жизни на флоте -

        Бескозырка да верный бушлат… Если надо в атаку, ребята,

        Если сердце горит, как в огне, К моему дорогому бушлату

        Бескозырку подайте вы мне.

Бескозырке исполнилось 200 лет. А ведь бескозырке уже исполнилось ровно… 200 лет! Она была введена для нижних чинов флота как «повседневный будничный головной убор» в ноябре 1811 года. Цвета она была тогда темно-зеленого с тремя белыми кантами: один по верху и два по краям околыша. Без лент и надписей. Первые надписи на околышах появились через 20 лет, да и то не для всех судов. Причём наносились только номера экипажей и заглавные буквы части или команды. Что же касается ленточек, то они появились лишь в 1857 году. Фуражка-бескозырка чёрного цвета с белым кантом и чёрного же цвета лентами, с обозначением на канте названия корабля или номера экипажа на нём и кокардой, укреплявшейся на тулье, устанавливается в августе 1874 года приказом «начальника всего флота и Морского ведомства, генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича» (в истории русского флота было всего шесть высших военных чинов с таким званием). С 8 июля 1878 года матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на бескозырках чёрно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж». После 1917 года, естественно, большевики не могли оставить без изменения старую, «царскую» форму одежды военморов. В 1921 году утверждён новый образец обмундирования для военных моряков, впрочем, почти не затронувший бескозырку: только и всего, что немного были сужены околыш и канты, а также сокращена длина ленты. Самым существенным было то, что названия кораблей на лентах заменены названием флотов. В настоящее время в Российском флоте возрождается обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля. Важно заметить: в отличие, скажем, от тельняшки бескозырка не была нигде заимствована. Этот головной убор чисто русского происхождения, он всегда был предметом гордости наших моряков. Известно, что в годы войны матросы, сражавшиеся на берегу в армейской форме, в решающий момент атаки надевали бескозырку, зажав её ленты в зубах. Первоначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (1949г.) ради сохранения секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ). Затем вообще оставили лишь надпись «Военно-морской флот». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. [6]

Кто же является основателем Российского флота.

Тасьманов Борис: Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно-морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь на Переславском (Плещеевом) озере, где была создана «потешная» флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте «Святой Пётр» и на корабле «Святое пророчество». В 1696 г. на галере «Принципиум» командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия турецкой крепости Азов. 30 октября 1696 г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: «Морским судам быть». Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Фактически же строительство флота Петром I в Воронеже велось еще с конца 1695 г., после возвращения из неудачного похода на Азов. Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход к морю. Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Пётр нашёл простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Ещё в начале 1702 г. по его приказу Иван Татищев на р. Сясь заложил первые для Балтики русские морские суда. Так был разорван этот заколдованный круг. А ещё раньше, весной 1699 г. Пётр I впервые в истории России провёл близ Таганрога морские манёвры, а в августе того же года на вновь построенном 46-пушечном корабле «Крепость» думный дьяк Е. Украинцев отправился в Стамбул для переговоров с Портой. Его сопровождала эскадра Азовского флота. Эта демонстрация силы во многом способствовала удачному для России завершению переговоров. Уже к 1700 г. Азовский флот получил 40 парусных и более 100 гребных судов. Так было положено начало российской морской мощи. [7]

История флота знает много славных примеров, являющихся символами верности военно-морскому Флагу и Российскому Флоту. Пётр I завещал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги». Причём на флоте подвиги совершаются экипажами, потому как военный корабль – оружие коллективное. Народная поговорка гласит: «У моряка нет трудного или лёгкого пути, есть один путь – славный». Какие военные корабли, совершили подвиг, вы сейчас узнаете.

Возелов Александр сделает сообщение о подвиге крейсера «Варяг» [4], [5]: «Варяг» – бронепалубный крейсер, экипаж которого отличился во время неравного боя с японской эскадрой 27.01 (09.02) 1904 г. Построен в 1899 г. на верфях Филадельфии (США), вступил в строй в 1901 г. Самый быстроходный корабль своего класса в мире. Экипаж – 570 человек. 8 февраля 1904 г. «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» был блокирован в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхон) японской эскадрой. 9 февраля 1904 г. японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать их прямо на рейде. Командир «Варяга» В. Ф. Руднев решил принять бой. Русские корабли попытались прорвать японскую блокаду. «Варяг» и «Кореец» устремились навстречу японской эскадре, состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. На расстоянии 10 миль от Чемульпо, у острова Йодолми, произошёл бой, продолжавшийся около 1 часа. «Варяг» потопил вражеский миноносец и нанёс серьёзные повреждения 2 японским крейсерам. Потеряв почти всё: артиллерию, 7 офицеров и 115 матросов убитыми и раненными (не считая свыше 100 легкораненых), получивший 5 подводных пробоин, повреждённый «Варяг» вернулся на рейд Чемульпо. Чтобы избежать захвата кораблей японцами, их экипажи затопили «Варяг» и взорвали канонерскую лодку «Кореец». Оставшихся в живых русских моряков подобрали иностранные корабли. Крейсер «Варяг» впоследствии был поднят японцами и использован как учебный корабль, потом его разрезали на металлолом. Но российские моряки хранят память о подвиге экипажа «Варяга». И сегодня в военно-морском флоте России несёт службу боевой корабль с этим именем. Этому подвигу посвящена песня, которую, я думаю, все вы слышали: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Чупров Александр познакомит нас с другим героическим экипажем. Этот экипаж может быть всем нам менее знаком, но по значимости подвига он нисколько не уступает «Варягу» [3].

Бриг «Меркурий» был заложен в январе 1819 г. на верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г. Тактико-технические характеристики: длина – 29,5 м, ширина – 9,4 м, осадка – 2,95 м. Вооружение – 18 и 24-фунтовых пушек. Шла Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. В мае 1829 г. «Меркурий» в составе небольшого отряда под флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского совместно с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» нёс дозорную службу в районе Босфора. Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство противника было неоспоримым, и поэтому Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв все паруса, «Штандарт» и «Орфей» ушли от погони. «Меркурий», построенный из тяжелого крымского дуба, а потому значительно уступавший в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню быстроходные корабли турецкого флота, 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный «Реал-Бей», вскоре настигли русский бриг. Видя неизбежность боя с врагом, командир брига капитан – лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. Выступивший по традиции первым самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев выразил общее мнение – принять бой, а в случае угрозы захвата корабля – взорвать его, для чего возле крюйт-камеры оставить заряженный пистолет. Бриг первым дал залп по противнику. Казарский умело маневрировал, не давая туркам вести прицельный огонь. Когда «Селимие», пытаясь дать бортовой залп по рангоуту русского корабля, стал подходить с правого борта, Казарский сумел оставить противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее «Реал-Бей» всё же смог занять огневую позицию с левого борта и «Меркурий» попал под перекрёстный обстрел. Турки осыпали «Меркурий» ядрами и брандскугелями. Во многих местах начался пожар. Часть команды принялась тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести столь существенные повреждения «Сумилие», что турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но «Реал-Бей» продолжал обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание ядром в переднюю мачту и стал отставать. Около четырёх часов длился этот беспримерный бой. «Меркурий», несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трёхсот в такелаж и рангоут, вышел из него победителем и на следующий день присоединился к Черноморской эскадре. Адмирал А.С. Грейг, командующий флотом, позднее доносил императору о том, что «столь необыкновенное происшествие, доказывающее в чрезвычайной степени твёрдость духа … всех чинов, обрекших себя на смерть для спасения чести флага, ими носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды». Капитан – лейтенант А. И. Казарский был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и произведён в капитаны 2 ранга, а корабль награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в императорском рескрипте говорилось, что «когда бриг сей будет приходить в негодность, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве таковое же судно, наименованное «Меркурием», приписав к тому же экипажу, на который перенести и Георгиевский флаг с вымпелом». Эта традиция, сложившаяся в русском флоте, продолжается и поныне. На широких просторах морей и океанов несут российский флаг морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память «Меркурия».

Есть ещё один всем известный корабль, который стал символом социалистической революции 1917 г. и на сегодняшний день находится на стоянке в городе на Неве – Санкт-Петербурге. Назовите этот корабль. С ним нас познакомит Айнулин Руслан. [8]

Начало строительства бронепалубного крейсера «Аврора» - 22.5.1897 г., окончание - 11.5.1900 г. на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. 24.5.1900г. спущен на воду со стапелей Адмиралтейских верфей. В 1904-1905 годах в составе Тихоокеанского флота «Аврора» участвовала в Цусимском сражении. Избежав гибели, прорвалась на Филиппинские острова и в 1906 году вернулась в Кронштадт. Перед революцией крейсер находился в Петрограде, но в октябре 1917 года Временное правительство приняло решение о выводе его из революционного города. Однако судьба распорядилась по-другому. На «Авроре» был избран судовой комитет, во главе которого оказались большевики. На мачте крейсера был поднят красный флаг. Большевики отказались вывести корабль из Петрограда. 25.10.1917 г. в 21 час 40 минут холостой выстрел носового орудия дал сигнал к штурму Зимнего дворца. Сразу после октября 1917 года «Аврора» статусом символа революции ещё не обладала. С 1918 года крейсер просто находился в резерве военно-морского флота, а его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920-х годов крейсер вновь был вооружён. На нём установили новые орудия, и он вошёл в состав действующей эскадры. В то время «Аврора» часто упоминается вместе с учебным кораблём «Комсомолец». Они совершают совместное заграничное плавание. Принимают участие в учениях. В 1940 году «Аврора» ошвартовалась в Ораниенбауме, где и простояла в течение всей Отечественной войны. 24.8.1944 г. было принято решение об установке крейсера «Аврора» на вечную стоянку, как памятника активного участия моряков Балтийского флота в Октябрьской революции. С 1949 года до 1956-го на «Авроре» находилась учебная база Нахимовского училища. В 1956 года на крейсере «Аврора» был создан филиал Центрального военно-морскою музея. В 1960 году крейсер был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник. За 50 лет в нём побывали более 5 млн. человек. 22.2.1968 г. крейсер награждён орденом Октябрьской Революции. С этого момента на корабле развевается дважды орденоносный Военно-морской флаг. Первый свой орден - орден Красного Знамени - крейсер получил 6.11.1927 г. В настоящее время на «Авроре» служат 45 человек. Из них 4 офицера, 6 мичманов и матросы срочной службы, призванные в ряды Вооружённых сил России из разных уголков страны. Все они прошли жёсткий отбор. Ведь служить на корабле-музее считается очень почётным. «Аврора» - корабль №1 Военно-морского флота России. Кроме того, это ещё и музей, который посещают до 15 тысяч человек в день, причём из разных стран мира. Поэтому каждый член экипажа несёт определённую дипломатическую миссию. Любой матрос крейсера должен уметь поддержать беседу, быть разносторонне образованным, опрятным. Приветствуется знание иностранных языков. Основная работа всего экипажа - содержать корабль в хорошей форме, соблюдать чистоту и поддерживать морской шик.

За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. 513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями. Флот имеет очень много отличий от других видов Вооруженных Сил. Это связано, безусловно, со спецификой водной среды, и, наверное, с тем, что человек – существо сугубо сухопутное, и поэтому мы по особому относимся к тем, кто осваивает эти 5/6 Земного шара. Итак, начнём с формы одежды. Я называю то, что есть во всех других Видах Вооруженных Сил, а вы то, что отличает именно ВМФ, что характерно для него:

Пилотка
Гимнастерка
Парадные брюки
Сапоги
Цвет оливковый
Воинские звания
Капитан
Прапорщик
Сержант

Бескозырка
Тельняшка
Клеш
Ботинки
Чёрный (белый)

Капитан-лейтенант
Мичман
Старшина 1-й статьи

Даже расстояние:

Километры
Скорость – км / час

Мили (1миля = 1,852 км)
Узел (1 миля / час)

        Обратите внимание на таблицу, на которой дано соотношение военно-морских сил ведущих морских держав мира на начало 2010 года. Проанализируем данную таблицу и попробуем сделать вывод, что на указанное время по основным показателям ВМФ России находится на 3-м месте в мире. [1]

Таблица «Кто на море всех сильнее»

Страна

Количество личного состава

Авианосцы

Подводные лодки (атомные / дизельные)

Корабли

Самолеты морской авиации

Англия

44 тыс. чел.

3

16 / 17

81

96

Германия

26 тыс. чел.

14

128

74

Китай

220 тыс. чел.

7 / 65

280

685

Россия

180 тыс. чел.

36 / 20

220

150

США

550 тыс. чел.

13

75

300

1661

Франция

50 тыс. чел.

1

10 / 2

100

114

        Во все времена служба на флоте считалась одной из самых престижных. Требования к призывникам, которые идут служить в ВМФ, очень высокие – как по состоянию здоровья, так и по образовательному уровню. Это связано с особыми условиями флотской службы: и сам по себе боевой корабль представляет из себя сложнейшую конструкцию, и зачастую этот корабль выполняет свою задачу автономно, вдали от берегов, от баз, так что каждый моряк должен в совершенстве знать свою специальность, свою часть обслуживаемой техники.

«Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда.

Морские медленные воды – не то, что рельсы в два ряда …”

(Слайд 11) Краткие итоги. Я хочу услышать от вас на какую тему вы хотели бы поговорить на следующем классном часе.


Список использованной литературы:

  1. Аверин А.И., Выдрин И.Ф. и др. Начальная военная подготовка. Учебник для учащихся 9 – 10 классов. М., Просвещение, 1985.
  2. Бриг «Меркурий». Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995. с. 43 – 44.
  3. «Варяг». Школьная энциклопедия. 20 век. М.: «Олма-Экспресс Образование», 2003. с. 58.
  4. Подвиг «Варяга». Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М., АСТ, 1999, с. 427.
  5. Рождение Российского флота. Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995, с. 94.
  6. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг. М., Центрком, 1997, с. 510.
  7. Создатель флота Российского. Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995, с. 51–52.
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крейсер_«Аврора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - День воздушного флота РФ

Этот материал можно использовать на классном часе....

Классный час "Славная победа русского флота. Синопская битва"

Сценарий часа общения «Славная победа русского флота», посвященного Синопской Битве, разработан на основе использования технологии коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов) и педагогики сотру...

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...

Классный час к дню Армии и военно-морского флота

Классный час к дню Армии и военно-морского флота...

классный час посвященный дню воинской славы России. 1 декабря 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова разгромила турецкий флот у мыса Синоп.

        18 (30) ноября 1853 года произошло Синопское сражение, в нём русский Черноморский флот под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова в течение нескольких час...