День ВВС - День Воздушного флота РФ Столица Российской империи Санкт-Петербург и Санкт-Петербургская губерния по праву могут считаться родиной отечественного воздухоплавания и авиации. Именно здесь в 1803 году поднялся в небо России первый воздушный шар с человеком на борту. Полет был совершен французским воздухоплавателем г. Гарнером. Однако активное завоевание воздушной стихии началось лишь восемьдесят лет спустя. В 1880 году при Императорском Русском Техническом обществе был открыт Воздухоплавательный отдел, осуществивший в 1886 году первый подъем воздушного шара в научных целях. 7 августа 18887 года полет на аэростате для наблюдения солнечного затмения совершил сам организатор отдела химик Д.И. Менделеев. Практически в то же время была создана Комиссия по военному воздухоплаванию, которая 6 октября 1885 года провела первый полет военных воздухоплавателей. (слайд №2) Первый отечественный управляемый аэростат под названием "Учебный" был сконструирован и построен 1908 году. Летом 1910 года на Ижорском заводе по проекту Найденова был создан знаменитый большой аэростат "Кречет". (слайд №3)
Настоящую революцию в покорении воздушного океана произвело создание аппарата тяжелее воздуха. В России такая конструкция была разработана изобретателем А.Ф. Можайским. В 1882 году состоялось первое испытание этого самолета. Первый самолет А.Ф. Можайского представлял собой моноплан весом 950 кг. Он приводился в движение двумя паровыми машинами, которые вращали три воздушных четырехлопастных винта. (слайд №4)
В 1910 году в России появились первые авиашколы - при Одесском аэроклубе и в Санкт-Петербурге. Через год особым указом Николая II было утверждено звание "военного" летчика Российской империи". Вскоре в столице возникает воздухоплавательная школа под командованием генерал-майора А.М. Кованько. (слайд №5)
К лету 1912 года в русской армии уже имелось 8 авиационных отрядов, сформированных при воздухоплавательных ротах. На основании положения Военного Совета, утвержденного Николаем II приказом по Военному ведомству № 397 от 30 июля (12 августа) 1912 года, вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы в созданную при Главном управлении Генштаба воздухоплавательную часть. К началу 1913 года в стране насчитывалось 11 организаций воздушного спорта и 12 аэродромов; 195 отечественных пилотов имели дипломы разрешения Международной воздушной федерации. (слайд №6)
Успехи отечественного воздухоплавания и приближавшаяся Первая мировая война со всей очевидностью ставили проблему скорейшего развития воздушного флота. В предвоенные годы над созданием отечественных моделей аэропланов работала целая плеяда авиаконструкторов. Самолеты созданные Я.М, Гаккелем, С.В. Гризодубовым, В.А. Слесаревым и А.С. Кудашевым нисколько не уступали зарубежным, а зачастую превосходили их. Наиболее выдающиеся модели были созданы И.И. Сикорским, имя которого неотделимо не только от отечественного, но и мирового самолетостроения. (слайд №7) Сегодня, в новом тысячелетии, Россия имеет все необходимое, чтобы достойно продолжить традиции своей воздушной славы. Престиж наших авиастроителей по прежнему высок, а интерес молодежи к летной профессии некогда не ослабевает. (слайд №8) Кампания 1914 года Накануне войны Россия располагала самым многочисленным воздушным флотом среди воюющих держав: 244 самолета в составе 39 авиаотрядов. Однакоздесь один из законов диалектики дал трещину: количественное преимущество не переросло в качественное, материальнаячасть была сильно изношена, отряды выступили на фронт с аэропланами и двигателями, бывшими в эксплуатации уже два года. Транспортные средства (обозы) оказались совершенно не приспособлены для перевозки авиационного имущества, а грузовых автомобилей не хватало, что отрицательно сказалось в первые месяцы маневренной войны.
(слайд №9) (слайд №10) И все же известны случаи побед русских летчиков над новым противником. Так, 23 марта экипаж 13-го КАО (летнаб поручик Барбас, пилот унтер-офицер неизвестен) во время фотографирования неприятельских позиций был атакован грозным монопланом. Несмотря на все преимущества неприятельского аппарата поручик Барбас сам перешел в наступление - он приказал резко повернуть биплан навстречу врагу. Летчик стал обходить противника кругами на виражах, держа неприятеля под огнем наблюдателя. После нескольких минут боя Фоккер был подбит: сначала он падал <листом>, потом перешел в штопор. Метрах в 40 от земли Фоккер на несколько мгновений выровнялся, но тот час же перешел в отвесную вертикаль и после страшного удара о землю загорелся. Хотя он упал в германском расположении, сам бой и падение произошли на глазах у наших войск.> После этого боя летчики стали Георгиевскими кавалерами. (слайд №11)
|