Программа внеурочной деятельности "Алые паруса"
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneuroch_deyat_sots._napravl_semenova.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

       Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

        Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

    В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Программа  рассчитана на детей 14 – 16 летнего возраста.

    В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Цели: 

- улучшение психологического климата в классе;

- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

- преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем обучающихся;

- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и других работников школы);

-профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;

-создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

- информировать о проблеме агрессивного поведения;

- выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжёлые последствия;

- помогать обучающимся развивать социальные навыки.

- профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе;

- создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

- способствовать осознанию детьми необходимости в разных  ситуациях использовать адекватные стратегии поведения;

- познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения;

- формировать и развивать социальные навыки (через отработку в процессе моделирования и ролевой игры разных стратегий социального поведения).


Календарно-тематическое планирование

занятий по социальному направлению внеучебной деятельности

В неделю-4 часа

Всего -136 часов

ПОЧЕТВЕРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

Сроки

Направление работы

Классные мероприятия.

Название. Форма проведения.

Общешкольные мероприятия.

Название. Форма проведения.

сентябрь

1 неделя

Ученическое самоуправление; досуговое направление.

«День Рождения нашего класса»

Вводная беседа с детьми.  Игра: «Здравствуйте, это я!»

Праздничная программа: «Посвящение в пятиклассники»

День Солидарности в борьбе с терроризмом «Они хотели жить…»

2 неделя

Гражданско-патриотическое;

ученическое самоуправление.

Дискуссия: «Семь цветов радуги».

 

Выбор актива класса, организация детского самоуправления.

Международный день распространения грамотности.

150-летие Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского.

3 неделя

Художественно-эстетическое; нравственное.

Конкурс фотографий: «Мир вокруг нас».

Интерактивная беседа «Жизнь, ставшая легендой» (о судьбе и личности А.В. Суворова).

110 лет со дня рождения русского композитора Д.Д. Шостаковича.

Конкурс творческих работ «Куйбышев – запасная столица».

4 неделя

Краеведческое; спортивно-оздоровительное.

Заочное путешествие к событиям рубежа 19-20-х веков: «Историческое прошлое моего посёлка».

Викторина «Не могу не знать».

Осенний кросс  (100 м., 1000 м, 2000 м.)

Туристический поход.

октябрь

1 неделя

Экологическое.

«Жизнь леса и судьбы людей»

Экскурсия в лес, прогулка по памятным местам.

Конкурс рисунков «Мой любимый учитель»

Праздничный концерт ко Дню Учителя.

Осенняя ярмарка «Дары осени»

2 неделя

Гражданско-патриотическое; спортивно-оздоровительное.

«Наши односельчане».

Знакомство с альбомами «ВОВ 1941-1945гг», «Дети войны» и др.

Виртуальное путешествие «Города-герои»

День Здоровья.

3 неделя

Интеллектуальное; спортивно-оздоровительное.

Фестиваль: «Юные таланты».

Интерактивная беседа «Свои и чужие»

Круглый стол: «В плену вредных привычек»

День гражданской обороны.

4 неделя

Спортивно-оздоровительное направление.

Час общения: «1000 и один совет о здоровом питании».

Составление рейтинга самых полезных и самых вредных продуктов питания.

Беседа «Как победить дракона, или Удержись от вредной привычки»

Акция «Милосердие» (помощь учителям-ветеранам)

Интеллектуальное; досуговое

«Что? Где? Когда?» (развлекательная игра с участием родителей).

Составление памятки для родительского собрания «Добрые советы взрослым».

Ситуативная игра «Готов ли я…»

Развлекательная программа: «Halloween» («Хэллоуин»)

2 четверть

Сроки

Направление работы

Мероприятия в классе

Общешкольные мероприятия

ноябрь

2 неделя

Ученическое самоуправление; интеллектуальное; гражданско-патриотическое

Викторина: «Занимательная грамматика».

Участие в рейде «Подари игрушку детям»

Рейд «Внешний вид учащихся»

Рейд «Чистый класс»

3 неделя

Гражданско-патриотическое;

спортивно-оздоровительное; интеллектуальное

Час общения: «Один за всех и все за одного».

Интеллектуальное путешествие в Страну Знаний «Знание – сила!»

Праздничный концерт ко Дню сельского хозяйства

Конкурс рисунков «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

4 неделя

Спортивно-оздоровительное;

гражданско-патриотическое

Дискуссия: «Мы выбираем здоровье».

24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.

Заочное путешествие к 195-летию русского писателя Ф.М. Достоевского.

Международный день толерантности.

 декабрь

1 неделя

Ученическое самоуправление

Микропрактикум: «Мой класс».

Школа самоорганизации «Искусство успевать»

Игра «Эстафета знакомств»

Рейд «Книги в порядке»

2 неделя

Гражданско-патриотическое

Презентация: «Непобедимая и легендарная»

(о Российской армии)

Тестирование «Диагностика доброжелательности»

Тренинг «Музыка против стресса»

Торжественная линейка ко Дню Конституции РФ

День неизвестного солдата

3 неделя

Краеведческое; художественно-эстетическое

Семейный проект: «Наша родословная».

Школа интеллектуального развития «Какой у меня интеллект?»

Тестирование «Оценка склонности к конфликту»

Участие в акции «Подарки для Деда Мороза»

4 неделя

Интеллектуальное; досуговое

Новогодняя развлекательная игра: «Поле чудес».

195 лет со дня рождения русского поэта

Н.А. Некрасова

250 лет со дня рождения русского историка и писателя Н.М. Карамзина

Новогодняя сказка «В гостях у Деда Мороза» -

3 четверть

Сроки

Направление работы

Мероприятия в классе

Общешкольные мероприятия

январь

3 неделя

Экологическое; досуговое

Интерактивная беседа: «Лёгкие нашей планеты»

Посиделки «Раз в крещенский вечерок…»

Операция «Чаша добра»

 Акция «Милый сердцу уголок»

4 неделя

Интеллектуальное; экологическое

Познавательная викторина: «Колесо истории».

Составление памятки «Как сказать «НЕТ!» вредным привычкам»

Участие в акции: «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек для птиц)

Дискуссия «Быть лидером, что это значит?»

февраль

1 неделя

Краеведческое; спортивно-оздоровительное

Исследовательская работа: «Тайна моего имени»

Беседа «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»

Викторина «Музыкальные инструменты»

День Здоровья. Турнир по волейболу

2 неделя

Изучение личности

Анкетирование: «Моё учение».

Тренинг «Общение с пониманием»

Конкурсная программа ко Дню Влюблённых

Военно-спортивная игра «Зарница»

3 неделя

Художественно-эстетическое;

гражданско-патриотическое

Развлекательная программа для пап:

 «Турнир рыцарей».

Час общения «О подвигах, о доблести, о славе»

Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»

4 неделя

Интеллектуальное

Познавательная игра: «Эрудит-шоу»

Информационный блок «И станет мачехой Земля»

Конкурс рисунков «Берегите планету!»

Подготовка к празднику 8 Марта

март

1 неделя

Художественно-эстетическое; гражданско-патриотическое

Развлекательная программа для девочек: «А ну-ка, девочки!».

Беседа «Природа не прощает ошибок»

Участие в праздничном концерте,

Посвящённом 8 Марта

2 неделя

Спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое

Интерактивная беседа: «Жертвы моды»

Школа жизненных навыков «Научись говорить «нет»

Участие в Празднике Масленицы

3 неделя

Краеведческое

Презентация: «Лекарственные растения нашего края»

Творческая работа «Люди нашего посёлка»

Час общения «Труд красит человека»

Операция «Чистодвор»

4 четверть

Сроки

Направление работы

Мероприятия в классе

Общешкольные мероприятия

апрель

1 неделя

Краеведческое; гражданско-патриотическое

Исследовательская работа: «Тайна моего имени»

День Юмора «Весёлые переменки»

Участие в весенней Неделе Добра

2 неделя

Экологическое; гражданско-патриотическое

Рейд «Зелёный патруль».

Акция «Аллея памяти»

Участие в акции «Жизнь дана на добрые дела»

Акция «Уют»

3 неделя

Изучение личности;

спортивно-оздоровительное

Ситуативный практикум: «Если друг оказался вдруг…»

Час общения «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»

Смотр-конкурс «В ногу с Победой!»

День единства народов Белоруссии и России

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Акция: «Милосердие» (помощь пожилым людям)

Интерактивная беседа «Творить благо»

День Победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

май

1 неделя

Ученическое самоуправление гражданско-патриотическое

Презентация: «История благотворительности в России».

Празднование Дня Победы, участие в торжественном митинге

Ассорти лидеров школьного самоуправления

2 неделя

Экологическое.

Прогулка в весенний лес: «Там на неведомых тропинках…»

Интерактивная экскурсия «По памятным местам»

Участие в окружном слёте старшеклассников

3 неделя

Художественно-эстетическое

Конкурс рисунков: «Наш класс».

День славянской письменности и культуры

Подготовка к празднику Последнего Звонка.

4 неделя

Итоговый.

Выпуск стенгазеты классной жизни.

Час общения: «Мы за чаем не скучаем».

Трудовой десант «Школа в порядке»

Последний Звонок


Виды и содержание внеучебной деятельности:

1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками. Уборка территорий двора.

4. Различные трудовые операции. Уход за памятниками.

Количество часов: 136 часов.

Категория участников: обучающиеся 8-9 классы.

Этапы реализации программы: 

  • ознакомительный;
  • практический;
  • обобщающий;
  • этап внедрения полученных навыков в повседневную жизнь.

Формы работы: беседы, моделирование, ролевые игры, групповая работа, тестирование, анкетирование, тренинги, упражнения на рефлексию, беседы, экскурсии, презентации и т.д..

Ожидаемые результаты: 

  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • умение обучающихся использовать адекватные стратегии поведения в разных ситуациях;
  • сформированность у обучающихся навыков социального поведения.

Методическое обеспечение программы.

  • библиотечный фонд учителя;
  • методические пособия;
  • интернет-ресурсы;
  • мультимедийный блок;
  • наглядные пособия;
  • технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты, включающие формирование УУД.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

Литература:

1.Ловкова Т.А., Кормилицина М.М. Основы здорового питания.- Владимир, 2008;

2.Товпинец И.П. Уроки здоровья. - Издательский дом «Федоров», 2009;

4. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова;

5. Внеклассная воспитательная работа в школе     Г.Ф.Суворова;

6. Воспитательная работа в  школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"

Клятва волонтеров  Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: - быть честными; - дисциплинированными; - не курить, не принимать алкогольные н...

Программа летнего объединения: "Парус"

Программа занятий для учащихся, участвующих в олимпиадном движении в рамках летнего школьного объединения....

программа Доо "Алый парус"

Программа ДОО "Алый парус"...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: литературный клуб "Алые паруса"

Программа  составлена с целью обучения  написания   журнальных статей....

КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"

Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества.  Это   одно    из...

Программа внеурочной деятельности "Зеленый парус" 6 класс

Цель программы: -.Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли ч...