Статья "Перспективное планирование процесса воспитания в школе".
статья по теме

Изделиева Татьяна Анатольевна

Сборник материалов XV Межрегиональной научно-практической педагогической конференции 13 мая 2015 г. "Воспитательная деятельность в образовательных организациях: подходы, содержание, результативность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

         Перспективное планирование  процесса воспитания в школе.

                                  Изделиева Татьяна Анатольевна

           Астраханская область Наримановский район с.Разночиновка

МБОУ «СОШ № 8» Наримановского района Астраханской области, учитель.

                                           izdeliewa2014@yandex.ru

      Опираясь на то, что воспитание – это, по определению доктора педагогических наук Щурковой Н.Е., целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека, приходишь к выводу о необходимости долгосрочной перспективы планирования процесса воспитания в школе. Именно долгосрочная перспектива позволяет избежать случайных,  стихийных обстоятельств в жизни классного и школьного коллектива и сосредоточить усилие педагога на решении наиболее важных воспитательных проблем. Долгосрочное планирование направлено на системное развитие в личностной структуре ребенка наивысших человеческих ценностей.

           Как практик, имеющий опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста, как действующий  классный руководитель 5 класса в одной из сельских  школ    Астраханской области  я пришла к необходимости  построения воспитательной системы класса, рассчитанной на несколько лет, а именно с 5 по 9 класс.  Цель:  воспитание в каждом ребенке современного Человека с бережным отношением  к жизни во всех ее формах.

           Как в российской, так и зарубежной  педагогической теории и практике представлено множество воспитательных систем  с различным  характером отбора ценностей, определяющих содержание воспитательного процесса. Ближе всего для меня, сельского учителя, оказались педагогические идеи  профессора Московского института открытого образования Надежды Егоровны Щурковой. Они отражены в абстрагированных категориях: «человек», как носитель и творец культуры, «жизнь», в ее лучших проявлениях и активное взаимодействие с миром, «общество», как зависимость людей друг от друга,  «природа», как дом человечества и «Я»- внутренний мир каждого человека.

           Представляемая мною  воспитательная система класса имеет линейно-концентрический принцип построения, т.к. основана на том, что ни одно качество личности не формируется сразу и окончательно. Система отвечает растущим потребностям детей, углубляя предъявляемые ценности. Но каждый учебный год имеет свое главное направление, свою цель и название. Зная тему года, учащиеся активно принимают участие в процессе воспитания, что позволяет детям видеть в своей деятельности нечто значимое и личностно-ценное.

             Приблизительное содержание воспитательной системы класса выглядит так.

5 класс – «Я и мое окружение».

Закладывается понимание того, что Человек – это целый мир, который необходимо понять, осваиваются правила человеческих взаимоотношений,  формируется умение внешнего проявления отношения к окружающим людям, развивается умение вести диалог с другими  и ведется работа с этой целью над развитием  речевой культуры.

 6 класс – «Мои истоки».

Учащиеся знакомятся с историей семьи, школы, села, города и области,  узнают о событиях и достижениях страны, жизни и деятельности великих людей Астраханского края и России. Воспитывается любовь к своему народу и земле,  гордость за героев родной земли и желание служить Отечеству. Дети осваивают понятия «близкие», в числе которых попадают  одноклассники, учащихся своей школы, граждане отечества и терминологию родства в языке народов родного села,  знакомятся с некоторыми традициями народов, проживающих в селе.

 7 класс – «Я и природа».

 Дети получают представление о зависимости всех живущих на земле от состояния нашей планеты. Развивается умение наблюдать окружающий мир, оценивать, размышлять, искать ответы на вопросы в природе. Воспитывается любовь к природе, способность сопереживать всем живым существам на земле, наслаждаться красотой природы. Дети участвуют в традиционных сезонных работах и праздниках народов своего села, знакомятся с крупнейшими библиотеками города Астрахани, как с хранилищами знаний, что способствует развитию интереса к книге, как источнику знаний. Знакомятся с художественными промыслами Астраханского края и России. Приобщаются  к здоровому образу жизни, гигиене и физкультуре.

8 класс – « Я и культура».

Получают представление о человеке как создателе культуры и продукте культуры, о языке поведения человека, усваивают правила человеческих взаимоотношений и умение внешнего проявления отношения к окружающим людям. Углубляется понятие языковой культуры, понимание значения правильной речи для социальной роли человека. Развиваются культурные привычки ухода за собой, этика поведения.  Формируется представление о культуре как продукте созидательной деятельности общества. Развивается интерес к событиям в стране и мире, формируется привычка просмотра информационных программ СМИ.  Воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру, природе, искусству.  Учащиеся овладевают культурой человеческого труда, в т.ч. учебного, открывают для себя  роль науки, искусства, техники в жизни современного человека.

9 класс – « Я и общество».

Подростки учатся различать общественное поведение человека и  поведение животного, получают представление о макро группах человеческого общества (нация, государство, регион) и  микро группах (школьный и классный коллектив), осмысливают значение системы образования в обществе, знакомятся  с социальными нормами жизни, сложившимися в ходе исторического развития, различают социальные роли женщины и мужчины, приходят к осознанию общества как единственно возможного условия существования человека, труда как средства существования общества, а исполнение общественных законов как формы выражения отношения к обществу. Расширяются знания о выдающихся людях. Воспитывается уважение к людям разного  материального положения, негативное отношение к жестокости, нечестности, подлости.  Подростки учатся оценивать асоциальное поведение человека как его неспособность справляться с трудностями жизни.

           Следуя данной воспитательной системе класса  и стремясь к поставленной цели, педагог должен помнить, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов как семейное воспитание, социальная среда, личная история жизни, а также природные задатки воспитанника. И нельзя форсировать его развитие , не учитывая всего этого. Поэтому последовательная, перспективная система воспитания в классе является оптимальной для формирования в каждом ребенке современного Человека с бережным отношением  к жизни во всех ее формах.

                                              Список литературы.

1.Желаннова А.В., Мухин М.И., Щуркова Н.Е. Новое воспитание в новой школе. – М.: АРКТИ, 2012. – 264 с.

2.Щуркова Н.Е. Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности. - Народное образование №4/ 2014  с. 189

3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.  – М.: «Педагогический поиск», 2010. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский  коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...

Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе

Из опыта работы. Проектная  деятельность в рамках процесса  духовно-нравственного воспитания в школе. ...

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога   с учащимися классов коррекционного обучения  по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...

Технология планирования физического воспитания в школе.

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-...