Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе
статья на тему
Из опыта работы. Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_ramkakh_protsessa_dukhovno-nravstvennogo_vospitaniya_v_shkole_.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельник В.О.
Тема: Проектная деятельность в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.
Моя деятельность направлена на: а) формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры; б) воспитание патриотизма и гражданственности;
Цели и задачи духовно-нравственной культуры я реализую через сочетание разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности моих учащихся на основе проектной деятельности.
Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление.
Проектная деятельность
Реализовывается через все направления внеурочной деятельности.
Учебные проекты, конкурсы, выставки, участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, края и России.
Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход, поддержку одаренных детей.
Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята и я работали
Проекты «Моя родословная»
При работе над проектом мною было предложено каждому ребенку составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью. И каждый с большим удовольствием и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы. Изучая свой род, свою семью, дети с большим интересом воссоздавали «живую» историю о своих предках. Работа над проектом шла с опорой на личный опыт учеников, их пап и мам, бабушек и дедушек. Например, составляя рассказ о жизни бабушек и дедушек, выясняли, что у многих детей дедушки или прадедушки прожили интересную жизнь, а их дела и поступки становятся примером для мальчишек и девчонок. Хочется надеяться, что для детей жизненный опыт их родителей, бабушек и дедушек станет ориентиром в поведении, будет способствовать воспитанию в них чувства любви, уважения, внимания и заботы по отношению к своим близким
Одним из результатов этой работы стали следующие проекты
- Городная Ксения «Моя родословная»
- Сахапов Максим «Мой дед – ветеран труда»
- Сидоренко Ольга «История жизни русского врача»
- Подкапаева Анна «Я помню всё, что с прадедами было»
- Селезнёв Леонид «История жизни моего деда»
- Селюков Аркадий «Мои корни»
Проекты «Моя малая родина».
Здесь мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Обсудив данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание. Самым увлекательным и трудоёмким для учеников стала работа по систематизации собранных материалов и оформлению своих проектов. С интересом работали в краеведческих архивах Переяславки и Хабаровска, находили материалы о своей малой Родине и её истории. Результатом стали работы
- Мельник Валерии «Продолжатели «Амурского дела» графа Н.Н. Муравьёва – Амурского», «История заселения района имени Лазо в годы столыпинской аграрной реформы»,
- Проект Джуляк Анастасии «Мои земляки – семья Сафонюк»
- Проект Огаревой Анастасии и Колендо Анастасии «Мой многонациональный класс».
- Сидоренко Ольга «История жизни русского врача»
Проект «Спасибо деду за Победу»
О боевом пути прадедушек и прабабушек ученики узнавали по рассказам бабушек и дедушек, которые с особой гордостью и душевной теплотой делились своими воспоминаниями о своих близких и дорогих людях.
- Подкопаева Анна «Я помню всё, что с прадедами было» - Краевая нравственно-патриотическая акция, диплом 1 степени.
- Маркин Дмитрий «Войны священные страницы навеки в памяти моей», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
- Мельник Валерия «Сердцем прикоснись к подвигу»
Проекты « Российские и национальные праздники»
Изучение истории государственных и национальных праздников направлено на формирование российской идентичности, уважения к истории своего государства. Параллельно это решает задачи нравственного развития обучающихся, формирует уважительное отношения к своему историческому прошлому, развивает коммуникативные умения и навыки, расширяет опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром.
- Романюк Наталья «История праздника Масленица в истории, музыке и изобразительном искусстве»
- Городная Ксения «История праздника 8 марта»
- Телепнева Регина «Как не любить мне эту землю!» (история становления геральдики России)
Социальные проекты
Целью клуба «Подросток и закон» было:
1) Правовое просвещение сверстников.
2)Выработка навыков гражданского участия в решении актуальных социальных проблем. Участники клуба проводили «Круглые столы», практические тренинги, деловые игры «Юридическая консультация», конкурсы, викторины, День правовых знаний.
Команда школы стала дипломантом VI Краевого этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом «Подросток и закон»
Деловая игра «Выборы»
В школе также накоплен большой опыт работы с будущими избирателями. Команда старшеклассников школы ежегодно участвует в районном конкурсе знатоков избирательного права. На занятиях клуба «Юные избиратели» изучаются теоретические вопросы избирательного права, разбираются практические задания. В ходе проведения деловых игр школьники знакомятся с механизмом участия в выборах, со стадиями избирательного процесса. Учащиеся, работали в группах, анализировали информацию с точки зрения определенной ролевой позиции избирателя, кандидата в депутаты, члена избирательной комиссии, агитатора за кандидата в депутаты. Именно эти ролевые позиции являются ключевыми при проведении избирательной кампании.
В форме интересной и активной дискуссии прошел парламентский урок, посвященный истории становлении парламентаризма в России и Хабаровском крае с участием Мовчан Татьяны Николаевны, члена депутатской фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Законодательной Думе Хабаровского края и Короленко Валентины Николаевны - Председателя Собрания депутатов муниципального района имени Лазо. Такое живое общение показала востребованность данных встреч среди старшеклассников, что в конечном итоге способствует повышению гражданской зрелости и политической культуры учащихся – будущих избирателей.
Проекты, которые создали школьники и представленные мною, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется творческая личность. Такие проекты активизируют познавательную деятельность, формируют гражданскую позицию школьников, преемственность от поколения к поколению и действительно способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Свой опыт работы я представила на своем сайте на портале Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением
Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...
Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе
Технология интеллектуальной воспитанности как инструмент работы на уроках естественно-научного цикла в рамках введения ФГОС в основной школе...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...
Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».
Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...
Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...
«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»
Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...