Соревнование-игра между двумя классами по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Жаркова Светлана Александровна

Эта игра была подготовлена в системе мероприятий, направленных повысить интерес учащихся к чтению художественной литературы. Приобщение детей к чтению - необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науки, искусстве и в др.сферах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pik.dama_i_gramoty.pptx2.48 МБ
Файл pikovaya_dama.docx647.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Драматическое произведение «Пиковая дама» А.С.Пушкин

Слайд 7

Б У Д О Ч Н И К

Слайд 9

Д Е Н Щ И К

Слайд 11

Ш В Е Й Ц А Р

Слайд 13

А Р Х И Е Р Е Й

Слайд 14

Лизавета Ивановна Анна Федотовна Германн

Слайд 15

Лизавета Ивановна была домашней …………… мученицею Она разливала ……… чай и получала выговоры за лишний расход …………… сахара Она вслух читала ……… романы и виновата была во всех ошибках…

Слайд 16

Германн был сын обрусевшего …………… немца Он был скрытен и ……… честолюбив Будучи в душе ……… игрок Никогда не брал он карты ………… в руки

Слайд 18

Почему Германн требовал свидание? А) Влюбился Б) Тайный умысел В) Хотел жениться

Слайд 20

Когда Германн пробрался в дом графини, он направился… А) в спальню графини Б) в кабинет графини В) в спальню барышни

Слайд 22

Что попросил у графини Г ерманн ? А) денег Б) открыть тайну В) руку и сердце её воспитанницы

Слайд 24

Что о тветила графиня? А) Не скажу, хоть убей Б) Это шутка В) Ничего

Слайд 26

Как умерла графиня? А) Убил Германн из пистолета Б) Умерла от испуга В) Умерла от старости

Слайд 31

Награждается команда 9 А класса, з анявшая ____ место в конкурсе читательской грамотности по произведению А.С.Пушкина « Пиковая Дама » Директор школы: __________ Л.В.Попова Организатор мероприятия: ___________ С.А.Жаркова МАОУ СОШ №49 г.Улан -Удэ 21 декабря 2017 г

Слайд 32

Награждается команда 9 Г класса, з анявшая ____ место в конкурсе читательской грамотности по произведению А.С.Пушкина « Пиковая Дама » Директор школы: __________ Л.В.Попова Организатор мероприятия: ___________ С.А.Жаркова МАОУ СОШ №49 г.Улан -Удэ 21 декабря 2017 г



Предварительный просмотр:

Прагматическое  отношение  к  литературе  влечет

за собой  нравственную деградацию...

Сценарий  игры    «Пиковая Дама»

Автор сценария: Светлана Александровна Жаркова.

C:\Users\Света\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\а 001.jpg

Эта игра была подготовлена в системе мероприятий, направленных повысить интерес учащихся к чтению художественной литературы. Приобщение детей к чтению - необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науки, искусстве и в др.сферах.

Пояснительная записка:  За месяц до проведения мероприятия учащимся 9-х классов было дано задание прочитать произведение А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Целью проведения данного мероприятия является, во-первых, повышение читательской грамотности у учащихся, во-вторых, пропаганда рекламы чтения книг.

Форма  мероприятия: соревнование - игра между 9А и 9Г классами.

Необходимое оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, карточки, мел.

Ход игры:

Команды рассаживаются напротив друг друга и автор включает презентацию и начинает разговор:

- Представим себе, что вы попали в то время, события которого описывает А.С.Пушкин в произведении «Пиковая дама». 19 век, люди одеты в шитые кафтаны, на ногах ботфорты, полосатые чулки… (чит стр 259), девушек наз. Мамзель, а почтенных дам – гранд маман, ездили в каретах, одним из увлечений была  игра в карты на деньги (с этого и начинается само произведение – стр 252)

В произведении очень много описывается вышедшего из обихода, из современного языка. Например, профессии...

1 конкурс профессий. (5 баллов) + 5 баллов за пояснение профессии

Ответы: (БУДОЧНИК) (ДЕНЩИК) (ШВЕЙЦАР) (АРХИЕРЕЙ)

В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл.

        Главные герои произведения? Лизавета Ивановна, Анна Федотовна, Германн.

2 конкурс Главные герои (10 баллов)

Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор не так однозначен в описании героя. Он сообщает читателю своеобразное кредо героя — «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”, говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но помогает ли ему это, способен ли он достичь того, к чему стремится?

Для начала, сравним его с тем обществом, в котором он существует, с персонажами, близкими ему по возрасту. Германн отличается от них, в том числе от Томского, так как остальным все дается легко. Германн же обречен на трудности, так как его достаток невелик. Для него деньги — символ успеха и власти, а не веселья и кутежа. Здесь так же важно обратить внимание на социальное положение Германна — он всего лишь военный инженер, по отношению к графине его статус очень низок. Поэтому карточная игра для него способ молниеносно взлететь вверх. Казалось бы, здесь нет места чувствам. Но автор намеренно вводит в сюжет Лизу. Ее характер тоже раскрывается в сопоставлении, по принципу антитезы с образом графини. Принцип антитезы прослеживается и в описании комнат. У графини пышная гостиная с китайскими обоями, золотыми лампадами, диванами и креслами. У Лизы крашеная кровать и сальная свеча. Все это заставляет нас сочувствовать героине. Поэтому Германн становится для нее не просто таинственным возлюбленным. Это надежда на освобождение от зависимости от властной графини, надежда на счастье.

А что она для Германна? Только лишь орудие, способ пробраться к графине. Это тоже игра — один из главных мотивов всей повести. И карточная игра, и игра чувствами, любовные игры — все это пронизывает произведение.

3 конкурс Своя игра (10 баллов)

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

Что же случилось после смерти графини?

Вообще вся повесть наполнена определенными образами, помимо игры можно отметить и значение числа три. Тройка очень часто встречается в тексте.

Вопрос: КАКИЕ?

Томский говорит Лизе, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства. Кроме того три карты, в которых кроется секрет, три главных героя, даже кредо Германна состоит из трех слов — расчёт, умеренность и трудолюбие. Даже жертвы у Германна три. Первая жертва — графиня, вторая — Лиза. Она, конечно, вышла замуж в финале повести, но, тем не менее, она пала жертвой своей любви к Германну, его предательства и обмана. И третья жертва — сам Германн.

Ф.М. Достоевский считал, что “Пиковая Дама” — это верх художественного совершенства. В повести переплелась реальность и фантастика. В художественный мир вводится мир человеческих страстей, ценностей и ориентиров человеческого поведения.

Подведение итогов игры, вручение грамот, рефлексия.

Закончить мероприятие можно так:

Библиотекари всерьез обеспокоены тем, что интерес к чтению стремительно падает: подрастающее поколение совершенно не любит читать. Заходя в библиотеку, большинство требует краткое содержание русской классики или сборники готовых сочинений. Произведения в пересказе стали просить и ученики младших классов. Прагматическое отношение к литературе влечет за собой и нравственную деградацию. Культура чтения уходит из семей. Если в прежние времена имена писателей и героев их произведений были на слуху, то сегодня от посетителей библиотек можно услышать всё, что угодно. Безжалостно коверкаются великие имена. Старуха Изергиль стала Извергиль, Эзергиль и даже Израиль. Своими любимыми писателями читатели называют Фенимора Куприна, Гюго де Мопассана и некоего автора по фамилии Достолюбов.

Падает культура речи. Современные школьники не могут описать свои чувства, потому что не знают им названий. Откуда, как не из художественной литературы, можно почерпнуть, что из себя представляют грусть, печаль, тревога, сострадание, сопереживание, томление, предательство, покорность?L:\9Г\Пиковая Дама Жаркова СА\Грамота\Слайд1.JPG

Далее предлагается выступить со своим мнением по этому поводу учащимся двух классов. И в итоге сделать вывод о необходимости обязательного чтения художественной литературы.L:\9Г\Пиковая Дама Жаркова СА\Грамота\Слайд2.JPG

В качестве рефлексии можно также дать ребятам высказаться о проведённом мероприятии и ответить на вопросы:

  • понравилась ли им игра?
  • что не понравилось?
  • хотели бы они поучаствовать в подобном мероприятии?

Спасибо за внимание.

21.12.2017 г

С.А.Жаркова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории мира в 9 классе "Франция в период между двумя войнами"

Презентация содержит иллюстрации, схемы, текстовый материал, которые помогут в организации урока....

Практическое занятие №5. Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; условие компланарности двух прямых.

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Математика». Практическое занятие №5.  Угол между двумя прямыми; условие параллельности и перпендикулярности прямых; у...

Расстояние между двумя точками. Масштаб.

Урок математики в 5 классе по повторению  понятий расстояния между двумя точками, длины пути, масштаба изображения. Урок -путешествие в столицу XXII зимних Олимпийских игр. Для работы на уроке ис...

Методическая разработка урока математики для 5 класса по теме "Расстояние между двумя точками. Масштаб"

Урок  по математике в 5 классе на тему «Расстояние между двумя точками. Масштаб»    представлен на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогич...

Конспект урока "Расстояние между двумя точками в системе координат".9 класс

Конспект урока по геометрии для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении....

Формулы длины векторов, угла между векторами, расстояния между двумя точками

Формулы длины векторов, угла между векторами, расстояния между двумя точками...

Презентация по математике в 5 классе "Расстояние между двумя точками . Масштаб"

Урок усвоения и применения новых знаний. Применение  на практике с использованием карты Республики Бурятия....