Классные часы
классный час на тему

Черняева Кристина Владимировна

Классные часы: « Международный день толерантности», «Этика и культура поведения», «# СТОП ВИЧ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chasy.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Международный день толерантности»

Ход мероприятия

1 Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро! - Солнцу и птицам.

Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Учитель:

- Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность".

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников)

Для русского языка слово "толерантность" относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет.

Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному.

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

"…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Учитель:

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Толерантность - путь к миру и согласию.

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все - мы разные, все мы - равные!

Учитель

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

     В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

   Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

   Давайте ребята послушаем внимательно  отрывок, а потом ответим на вопросы:

           3.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

-  У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности толерантный и интолерантный

4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

  Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом - описывает  черты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантной  личности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

 

Цинизм

 

Немотивированная агрессивность

 

 Вывод (формулируется вместе с детьми)

   Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

   Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий  себя в окружающей среде, понимающий  других людей и готовый  всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

  5.Китайская притча «Ладная семья»

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*любовь;

*прощение;

*терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

 Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

 6.Составить с учащимися правила толерантного общения.

Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

   

7.Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

 8. Заключительное действие — «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

 Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Классный час на тему: «Этика и культура поведения».

Цели:

  • Продолжить формирование культуры поведения обучающихся;
  • Развивать умения обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
  • Профилактика спорных ситуаций среди обучающихся, предотвращение конфликтных ситуаций между преподавателями и учениками.
  • воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения в повседневной жизни.

Задачи:

Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Познакомить учащихся с правилами мобильного этикета.

Подготовка к классному часу

Предварительно проводится анкетирование учащихся:

Анкета

  1. Какими качествами должен обладать культурный человек?
  2. Считаешь ли ты себя культурным человеком? А) да, б) нет, в) не знаю.
  3. Нравится тебе общаться с культурными людьми? А) да, б) нет, в) не знаю, г) не всегда
  4. Соблюдаешь ли Правила поведения обучающихся в техникуме? А) да, б) нет, в) не всегда.
  5. Соблюдаешь ли правила поведения в общественных местах? А) да, б) нет, в) не всегда.
  6. Соблюдают ли в вашей семье правила культуры поведения? А) да, б) нет, в) не всегда.
  7. Кого из вашего ближнего окружения ты считаешь культурным человеком?
  8. Нравится ли тебе, когда дают прозвища? А) да, б) нет, в) не знаю, г) не всегда
  9. Как ты реагируешь на грубое выяснение отношений?
  10. Как часто ты грубишь окружающим? а) иногда   б) часто   в) никогда
  11. Я могу выругаться на несправедливые замечания в мой адрес.

а) да  б) нет  в) иногда г) часто д) никогда

  1. Я могу дразнить человека, если его дразнят окружающие.

а) да  б) нет  в) иногда г) часто д) никогда

  1. Я считаю себя вежливым.

а) да  б) нет  в) иногда г) часто д) никогда

Вводное слово преподавателя.

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

Александр Межиров

Кто такой человек? ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Если говорить о биологической классификации, то стоит упомянуть о том, что люди относятся к классу хордовых, их подтип – позвоночные, принадлежат они к классу млекопитающих, входят в отряд приматов. Семейство человека – гоменид. Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. А что же отличает нас от животных? Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Значит, нас отличает от животных, прежде всего, воспитание и поведение.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и учебная группа. Что такое группа? Это - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться. Что же такое – поведение?

Выступление уч-ся: Поведение – это образ жизни и действий.

Раньше понятие культуры поведения включала в себя то, что вырабатывало человечество в области поведения, т.е. обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, а так же связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

В XVII веке во времена Людовика XIV, который стремился к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировал придворный этикет, как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Такой же порядок поведения существовал и при других монархических дворах Европы. Франция дала этому порядку определение – Этикет. Главным его требованием было – стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей.

В России слово «Этикет» распространилось в XVIII веке во времена Петра I. Именно в его правление начал складываться дворцовый этикет, который сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции в европейских правилах поведения.

В 1717 году появился сборник поведенческих советов, который назывался «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению». Вот несколько цитат из этого сборника.

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.

Что же такое культура поведения?

Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. ), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными, с соседями; в техникуме – с преподавателями, одногруппниками; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в техникуме, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в техникуме, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”“Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый”?

ВЕЖЛИВЫЙ - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. (Толковый словарь  Ожегова)

Вежливость облегчает нашу жизнь. Но вежливость – это не просто "волшебные слова", а это в первую очередь проявление внимания к окружающим людям. Вы не сказали ни слова, а просто придержали тяжелую дверь, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких "спасибо" и "пожалуйста" понял, что вы – человек вежливый и воспитанный.

Тест "Что такое воспитанность, вежливость, тактичность?"

Предлагаю вам небольшой тест. Соотнесите данные определения из левого столбика и названия из правого столбика. Время выполнения 3 минуты.

1. Отсутствие воспитанности, грубость, брань

А) Вежливость

2. Привычка, способность владеть собой, удерживать порывы.

Б) Воспитанность

3. Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий

В) Грубость

4. Всякое грубое действие, неучтивость, дерзость, обида

Г) Чуткость

5. В дворянско-буржуазном обществе - знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего" воспитания.

Д) Сдержанность

6. Способность чутко относиться к окружающим и к окружающему, быть чутким

Е) Невежливость

7. Неучтивость, необходительность, грубость, неприличие в обхождении

Ж) Невоспитанность

А теперь проверим. Правильные ответы: 1 – Ж 2 – Д 3 – А 4 – В 5 – Б 6 – Г 7 – Е

Имя. Имя дают человеку при рождении. Растет человек, и с ним растет его имя. Каждый человек воспринимает свое имя как часть своей личности. А вы замечали, как вы обращаетесь друг другу? Я думаю, что каждому человеку хочется, чтобы к нему обращались вежливо, называя по имени. Но, к сожалению, некоторые из вас, очень грубы в общении друг с другом, с преподавателями, родителями и другими взрослыми. Так, на вопрос анкеты: "Как часто ты грубишь окружающим?", вы ответили следующим образом:

  • "иногда"- 8 человек,
  • "часто"- 2 человека,
  • "никогда"- 3 человека,

Прозвища. Но чаще всего вы обращаетесь друг к другу по прозвищам. Прозвища – это ярлыки, которыми вы наделяете друг друга, и которых многие стесняются, многие обижаются. Прозвища бывают и ласковые, но в нашей группе они грубые и обидные. В связи с этим хочу напомнить один совет бывалого человека. Знаменитый капитан Врунгель считал: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". На вопрос: "Я могу дразнить человека, если его дразнят окружающие" ваши ответы разделились примерно поровну, а именно:

  • "иногда"- 5 человек,
  • «да» - 2 человека
  • "нет"- 2 человека,
  • "никогда"- 4 человека.

Вывод напрашивается один: некоторым из вас нужно изменить свое отношение к окружающим. Ведь от того, как вы будете обращаться с другими людьми, зависит и их отношение к вам.

Ненормативная лексика. В нашей группе, к сожалению, есть ребята, которые используют в своей речи ненормативную лексику, попросту говоря, сквернословие. Известный педагог, А.С. Макаренко, которому по роду своей работы часто приходилось слышать эту самую "ненормативную лексику", сказал так: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость…".

На вопрос анкеты "Я могу выругаться на несправедливые замечания в мой адрес"- прозвучали следующие ответы:

  • "нет"- 1 человек,
  • "иногда"- 4 человека,
  • "да"- 8 человек,

Если с вашего языка нет-нет, да и слетит скверное словцо – вам может помочь метод мамы одного великого писателя: после каждого "грязного слова" она заставляла его мыть рот с мылом. Попробуйте!

Волшебные слова. Какое, по-вашему, самое главное "волшебное слово"?

Самое главное "волшебное слово"- это слово "здравствуйте". Здравствуйте – значит "будьте здоровы". Не нужно жалеть пожеланий здоровья при встрече с родственниками, друзьями, преподавателями, одногруппниками, соседями, знакомыми и вовсе незнакомыми людьми.

По тому, как поздоровался человек или вовсе не поздоровался с присутствующими, судят о его вежливости. Из ответов на вопросы анкеты выяснилось, что вежливыми себя считают:

  • "да"- 5 человек,
  • "иногда"- 6 человек,
  • "часто"- 1 человек,
  • "нет"- 1 человек.

Большинство из вас считает, что быть вежливым необходимо. Это правильно. Но бытует такое мнение, что всегда и везде быть вежливым необязательно, так как возникают такие ситуации, где приходится поступать не очень вежливо. А вы согласны с этим мнением? К грубым и невежливым подросткам отношение разное: одни относятся к ним плохо, не очень хорошо, осуждают, а есть и такие, кто их поддерживает или наоборот равнодушно относится к проявлению грубости и невежливости.

Тестирование нравственной воспитанности. Давайте оценим уровень вашей нравственной воспитанности с помощью следующего теста. Я предлагаю вам выбрать один из предложенных вариантов или предложить свой вариант ответа.

1. Ты идешь по коридору, торопишься, а на пути стоит твой товарищ. Твои действия?

а) отодвину и пройду; б) молча обойду; в) смотря какое будет настроение; г) другое

2. Твой одногруппник получил незаслуженно двойку. Твои действия?

а) ничего не делаю, мне все равно; б) поддержу его морально; в) смотря какое будет настроение; г) другое

3. Ты пришел на субботник, где уже все трудятся. Твои действия?

а) поболтаюсь немного среди работающих; б) стану работать со всеми; в) смотря какое будет настроение; г) другое

4. Куратор обращается к тебе с поручением, которое тебе не очень хочется выполнять. Твои действия?

а) обязательно выполню; б) забуду о нем, вспомню, когда нужно будет отчитаться; в) смотря какое будет настроение; г) откажусь д) другое

5. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Твои действия?

а) для меня это не имеет значения; б) отвечу тем же; в) смотря какое будет настроение; г) другое

6. Ты поссорился со своим другом из-за пустяка. Твои действия?

а) подойду первым и попрошу прощения; б) подожду, когда он попросит прощения; в) смотря какое будет настроение; г) другое

7. Ты торопишься домой и видишь пожилую соседку, несущую тяжелую сумку. Твои действия?

а) помогу донести сумку до дома; б) пробегу мимо ; в) смотря какое будет настроение; г) другое

8. Преподаватель похвалил на уроке твоего одногруппника. Твои действия?

а) радуюсь за него; б) завидую ; в) мне все равно; г) другое

9. После занятий нужно помочь ветерану труда убрать мусор со двора. Твои действия?

а) иду делать доброе дело; б) отказываюсь, т.к. дома тоже есть дела ; в) смотрю, что скажут остальные.; г) другое

10. Волшебник предлагает тебе богатую жизнь без необходимости учиться. Твои действия?

а) с радостью соглашусь; б) откажусь решительно ; в) посмотрю, что скажут остальные.; г) другое

Мобильный этикет. Сотовый телефон вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, но уже стал непременным, привычным, широко распространенным атрибутом. По последним опубликованным данным аналитических компаний, число пользователей сотовой связи в России превысило 137 миллионов, а показатель проникновения достиг 95%. Сотовая связь стала социальным явлением, ее удобства очевидны всем. Однако каждый из нас наверняка сталкивался с ситуациями, когда использование этих возможностей приносило дискомфорт или мешало окружающим.

Если вам позвонили, когда вы находитесь в общественном транспорте, сообщите собеседнику, что в данный момент вы не можете говорить и перезвоните позже. Кстати, привычка прислоняться к телефону ухом с обратной стороны (где обычно и находится антенна – источник излучения), например, когда вам хочется послушать, о чем говорит ваш знакомый со своим собеседником – это, по сути, самовольное попадание под воздействие излучения. Даже на расстоянии 5 см излучение сохраняется на уровне 75%. Другими словами, соблюдая культуру общения по мобильному телефону, вы во многом оказываете услугу не только себе, но и близким (в плане воздействия излучения) людям.

Для звонков по телефону существует приемлемое и неприемлемое время. Лучше отложить звонки, которые приходятся на время до половины восьмого утра и после половины одиннадцатого вечера. Исключением является ситуация, когда вы точно знаете привычки собеседника и уверены, что не разбудите его домочадцев. Кстати, звонки на домашний или личный мобильный номер недопустимы в случае отсутствия дружеских личных отношений.

Разговаривать по телефону громко – это признак недостаточного воспитания. Никогда не кричите в трубку, если плохо слышите вы – пожалейте уши вашего собеседника и просто нормальным голосом попросите говорить громче.

Мобильный телефон должен быть отключен в учебном заведении во время занятий, в общественных местах, как театры, на таких важных событиях, как совещания или семейные праздники, если это предусматривается этикетом конкретной семьи, а также в самолетах в целях безопасности.

Перед вами «чаша мудрости». Я предлагаю вам «испить» данную чашу ( необходимо ответить на несколько вопросов).

  1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
  2. Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
  3. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
  4. Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
  5. Почему некультурно приходить в учебное заведение в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?(Потому что это неуважение к одноклассникам и к преподавателям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
  6. Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

Задание учащимся: Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения (время 3 мин)

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Ответы:

  1. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
  2. Не дорог подарок – дорога любовь.
  3. О пустяках спорить – дело упустить.
  4. По одежде не суди, по делам гляди.
  5. Слово – серебро, молчание – золото.
  6. Хоть не богат, а гостям рад.
  7. От слова спасенье, и от слова погибель.
  8. На незваного гостя не припасена и ложка.
  9. В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
  10. От одного слова, да навек ссора.

«В мире мудрых мыслей»

Грязная муха может испачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело. А. Чехов

Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. Н. Чернышевский

Вежливость стоит мало, но покупает многое. Мари Монтегью

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Мигель Сервантес

 Поведение – это зеркало, в котором  каждый показывает свой лик. Гете

Никто не становится хорошим человеком случайно. Луций Анней Сенека

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую. Ф. Бэкон

В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш мерзостей. Ф. Шиллер.

Подведение итогов

Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А о том хорошем, что появится в вашем поведении, и отношениях между вами мы поговорим в следующий раз. Наш классный час закончен. Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от классного часа. Интересна ли вам была тема классного часа? Что понравилось вам сегодня на занятии? А что – не понравилось? Какой вывод сделал каждый из вас лично для себя?

Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям.

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

В некоем классе учились бараны:

Шумны, вертлявы и очень упрямы.

Нету от них никакого покоя

Ни педагогам, ни прочим героям.

Сами не учат, другим не дают…

Всех за собою как стадо ведут.

Время идет и годы проходят.

Знания, словно сквозь пальцы, уходят

Преподавателей доблестный труд

Пускают на ветер. Другим не дают

Учиться с охотой, стараться, творить,

Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.

Мораль этой басни заключается в том,

Ты станешь бараном – коль будешь глупцом! Т.Матвийчук

Классный час на тему: «# СТОП ВИЧ»

Цель:1.Сформировать представления о болезни века;2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ – инфекции;3. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Форма :  час общения с использованием интерактивных методик

                                        Ход урока:

Этот сказ мы о СПИДе сейчас поведём,

 Вам в стихах и картинках расскажем о нём.

 Вы узнаете всё – всё об этой беде!

 СПИД не спит!!! СПИД спешит!

 Он вокруг! Он везде!

 И понятно без слов, что природа нам мстит –

 И за это никто нас, никогда не простит!

 И чтобы жизнь твоя не обратилась в прах!

 Ты молодой!.. Борись! Ведь всё в твоих руках!!!

 Что такое ВИЧ?

В – вирус        

И – иммунодефицита        

Ч – человека

Вирус ВИЧ – возбудитель болезни СПИД

Что такое СПИД?

С – синдром

П – приобретённого

ИД – иммунодефицита

СПИД – это комплекс заболеваний, поражающих иммунную систему человека, возникающих у ВИЧ-инфицированных людей.

 

 «Чума XX века»

Еще 30 лет назад все врачи были уверены, что массовые эпидемии для человечества остались в далеком прошлом. Но вот в июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос-Анджелесе сразу 5 молодых людей заболели редкой формой пневмонии (воспалением легких), возбудитель которой для здорового человека не опасен, а вызывает болезнь лишь у людей с ослабленной иммунной системой).

В США был отмечен также рост числа заболеваний одной из форм рака — саркомой Капоши. Этот вид саркомы был описан венгерским врачом Моришем Капоши в 1872 г. как заболевание кожи, при котором она утолщается, покрывается новообразованиями, шишками. Это заболевание в течение 100 лет отмечалось только у пожилых мужчин после 60 лет. Позже было выяснено, что тяжелая форма саркомы сопровождается снижением иммунитета. Очень скоро появились первые научные публикации, в которых высказывались подозрения,

что и пневмония, и саркома — лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека и влекущей за собой тяжелые последствия, а затем смерть. Спустя несколько лет весь мир узнал аббревиатуру из четырех букв — СПИД.

В России о первом случае заражения стало известно в 1987 г.

Ежедневно в мире инфицируются 16 тысяч человек.

Почему “Чума XX века”? Почему так много внимания уделяется проблеме СПИда? Это первая вирусная инфекция, распространившаяся по всему миру.

Проследим этапы распространения этой заразы.

  • 1979-1981 г.г. — врачи в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе заметили необычные иммунные нарушения у ряда пациенток: рак кровеносных сосудов и редкую форму пневмонии. Заболевания закончились смертью;
  • В 1982 г. Центры по контролю заболеваний ввели в реестр болезней новое заболевание — СПИД;
  • 1983 г. — были получены первые сведения о возбудителе болезни
  • 1984 г. — возбудитель выделен в чистой культуре, созданы тест-системы для его обнаружения;
  • 1987 г. — в Советском Союзе официально объявлено о первом случае заболевания СПИДом мужчины, ранее работавшего переводчиком в одной из стран Африки (умер в 1992 г.);
  • 1988 г. — СПИДом охвачено 136 стран мира на всех континентах; число больных – 250 тыс. человек, ещё 5-10 млн. – носители;
  • 1989 г. — в России заражается – 250 детей при переливании крови;
  • спустя 10 лет — СПИДом охвачено уже 190 стран;

 Мировая статистика 

Количество людей, живущих с ВИЧ в мире, в 2006 г.

Всего — 39,5 млн. чел.;

Взрослых — 37,2 млн. чел.;

Женщин — 17,7 млн. чел.;

Детей моложе 15 лет — 2,3 млн. чел.;

Болезнь, которую назвали «чумой XX века», не обошла стороной и людей, ставших кумирами миллионов…

В 1984 г. болезнь была обнаружена у великого балетного танцора Рудольфа Нуриева. Не помог и курс лечения экспериментальным препаратом — азидотимидином. 6 января 1993 года в возрасте 54 лет Рудольф Нуриев умер.

В списке погибших от СПИДа звезд 80-х — лидер группы «QUEEN» Фредди Меркьюри, который несколько лет боролся с болезнью и скрывал ее от

окружающих. Известный хит «Show must go on» он записывал уже на последней

стадии болезни.

В 1992 году от СПИДа умер знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. В 1983 году, когда о СПИДе было очень мало известно, писателю делали операцию на сердце, и он был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Это выяснилось только тогда, когда через несколько лет ему потребовалась повторная операция.

В 1993 году погиб от СПИДа знаменитый теннисист Артур Эш, первый афроамериканец, выигравший чемпионат США. Вероятно, заражение ВИЧ-инфекцией произошло во время переливания крови, когда ему в 1983 г. делали операцию на сердце.

В числе жертв СПИДа — супермодель Гия Каранджи , ритм-гитарист Том Фогерти

 Гипотезы о происхождении СПИДа

За эти годы было выдвинуто несколько гипотез, откуда появилось это заболевание.

1) Была выдвинута гипотеза о том, что прародиной инфекции является Африка. Американские исследователи установили, что около 40% зеленых обезьян, обитающих в природе, заражены вирусом, аналогичным вирусу СПИДа. Не болея сами, они являются вирусоносителями.

Может быть, человек заразился от обезьян? Жители Африки охотятся на обезьян и едят обезьянье мясо. Достаточно раненой обезьяне с кровотечением изо рта укусить охотника, и заражение обеспечено. Недаром по африканским поверьям укусы обезьян гораздо опаснее львиных.

А может быть, заражение произошло иначе. У жителей побережья озера Виктория бытовал странный обряд, согласно которому для повышения жизненной силы  кровь обезьян вводили в вену человека.

2) вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию научных достижений 20 века, таких как пересадка органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса;

3) высказывались самые невероятные предположения, например о том, что вирус вырвался на свободу из секретных лабораторий Пентагона. Однако это невозможно, т.к. наука в то время еще не была способна создать такой вирус;

4) вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Стадии развития СПИДа

Обычно выделяют несколько стадий развития ВИЧ-инфекции.

Нулевая, инкубационная. После заражения инкубационный период длится от 3х недель  до 3-х месяцев. Протекает незаметно для заболевшего. Вирусы, проникшие в клетки, никак себя не проявляют.

Первая стадия начинается с «гриппоподобного заболевания». В это время у больного может наблюдаться легкое повышение температуры, головная боль, общая усталость, повышенная потливость, лихорадка, ангина, фарингит, диарея, иногда сыпь, которая быстро проходит. Узнают о наличии ВИЧ по антителам, которые появляются в крови. Первая стадия называется бессимптомной, а заболевший человек — вирусоносителем. На первой стадии может сложиться опасная ситуация: человек заражен, а антител в крови не обнаружено.

Вторая стадия болезни — асимптомная инфекция, или преСПИД, длится 3-5 лет. Полное отсутствие клинических проявлений ВИЧ-инфекции. Больные худеют, часто потеют, у них повышается температура, появляется сыпь, возникает хроническое распухание лимфатических узлов .

Третья стадия — типичный СПИД. Продолжаются увеличение лимфатических узлов, потеря веса, развивается саркома Продолжительность типичного СПИДа около 18 месяцев. В этот период резко возрастает заражаемость организма различными инфекциями.

Четвертая стадия — острый СПИД. Протекает стремительно. Больной жалуется на общую слабость, боли в горле, сильные нервно-мышечные и головные боли, иногда тошноту и рвоту; температура поднимается до 39°С, на коже и слизистых оболочках развиваются грибковые поражения (человек «плесневеет» заживо), Через 65—70 месяцев после заражения ВИЧ обычные инфекции, не являющиеся смертельно опасными для здорового организма, приводят к смерти больного СПИДом. Это могут быть грибковые заболевания и туберкулез, менингит, пневмония, воспаление кишечника, рак — не только саркома, но и рак прямой кишки и языка, может развиться слабоумие, вплоть до потери способности к мышлению и координации движений. Иногда врачи лечат больного от этих болезней, порой добиваются временных улучшений, не подозревая, что первопричина — СПИД.

Выделены два основных пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • при половом контакте
  • через зараженную кровь.

При половом контакте заразиться можно:

  • при непостоянном половом партнёре;
  • при искусственном оплодотворении;

Заражение через кровь можно получить в следующих ситуациях:

  • совместное пользование загрязненными иглами для внутривенного введения наркотиков (до 90%);
  • переливание непроверенной крови и ее компонентов, изготовленных из инфицированной крови (до 90%);
  • при попадании зараженной крови в кровоток здорового человека или на его слизистые оболочки (до 90%);
  • при использовании недостаточно обеззараженных инструментов
  • (шприцов, игл, скальпелей) (до 5%);
  • случайный контакт мед. работников с зараженной кровью (0,5 %);
  • при передаче инфекции от матери плоду во время беременности и новорожденному во время родов (20-70%);
  • через молоко матери (20-70%).

Основной фактор риска заражения ВИЧ в нашей стране — внутривенное ведение наркотических препаратов. Наркоманы на сегодняшний день составляют абсолютное большинство всех инфицированных в нашей стране.

        Излечим ли СПИД?

Говорить о лечении СПИДа можно лишь в одном смысле — как-то затормозить развитие вируса, оттянуть смерть больного, не более. Продлить жизнь вирусоносителя можно на долгие годы. При этом человек будет оставаться работоспособным. Ему лишь запрещается иметь детей и быть донором.

Вакцины, которая защитила бы от заражения, пока нет. В такой ситуации на первое место в борьбе со СПИДом выступает профилактика этого заболевания, меры по его предупреждению.

 Распространение СПИДа через кровь можно предупредить

  • проверкой донорской крови;
  • созданием людьми банков собственной крови;
  • стерилизацией медицинских инструментов и использованием одноразовых медицинских инструментов;
  • использованием личных приборов и инструментов для маникюра, педикюра, пирсинга, бритья;
  • строгим соблюдением правил безопасного поведения и использованием средств личной защиты.

 ВИЧ не передается: 

  • при дружеских объятиях и поцелуях;
  • через рукопожатия;
  • при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
  • через предметы производственной и домашней обстановки;
  • в общественном транспорте;
  • насекомыми, в том числе кровососущими;
  • воздушно-капельным путем.

Вирус не передается через воду, пищу, посуду, предметы; к которым прикасался больной или вирусоноситель, через рукопожатие и другие бытовые контакты.

 По уголовному кодексу РФ за предумышленное заражение предусмотрено наказание —  от 5 лет лишения свободы.

 За годы эпидемии появились особые даты, которые отмечаются во многих странах мира:

1 декабря — Всемирный День борьбы со СПИДом;

Третье воскресенье мая — день памяти умерших от СПИДа.

Если на нашем жизненном пути встретятся люди, обреченные этой болезнью на смерть, мы не должны отворачиваться от них, нужно протянуть им руку помощи.

 Эмблемой, принятой в 1991 году, является красная ленточка, предложенная американским художником Франком Муром. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа

 Валера : 13 правил безопасного поведения в отношении ВИЧ/СПИДа

  1. Я не курю.
  2. Я не употребляю алкоголь.
  3. Я никогда не употребляю наркотики.
  4. Я умею справляться со стрессами.
  5. Я соблюдаю режим дня.
  6. Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом.
  7. Я стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным.
  8. Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья.
  9. Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные.
  10. Для маникюра или бритья использую только мои личные инструменты.
  11. Я всегда соблюдаю правила личной гигиены.
  12. Если у меня будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ.
  13. Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя.

 Я буду жить!

 Последние сведения (ноябрь 2010 г.). ООН: Эпидемию ВИЧ удалось остановить. Согласно докладу ООН, число новых ВИЧ-инфицированных и количество смертей от СПИДа по всему миру сокращается

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест для учащихся о проблеме СПИДа

Тест

1. Как можно заразиться ВИЧ – инфекцией?

а) при рукопожатии;

б) при прикосновении к больному;

в) при поцелуях;

г) при внутривенном введении наркотиков;

д) при переливании крови;

е) при укусах насекомых;

ж) при использовании общей бритвы, маникюрных инструментов;

з) при пользовании с ВИЧ – инфицированным общей посудой, санитарным узлом, ванной;

е) при половом контакте без презерватива.

2. Несут ли уголовную ответственность люди, заведомо распространяющие ВИЧ – инфекцию?

а)да;        б)нет.

3.СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям;

а)да;        б)нет.

4. Можно ли заразиться ВИЧ – инфекцией от человека, не имеющего признаков заболевания?

а)да;        б)нет.

5. Как человек может узнать, что у него ВИЧ – инфекция?

а)сдав кровь на специальный анализ;

б)почувствовав недомогание;

в)если человек заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы.

6. Можно ли сдать данный анализ крови анонимно?

а)да;        б)нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...