"Смерть и жизнь - во власти языка"
классный час (9 класс) на тему

Леонтьева Марина Васильевна

В подростковом возрасте проблема нецензурной речи стоит особенно остро. Подростки считают сквернословие символом взрослости. Данный классный час посвящён информированию учащихся по проблеме нецензурной брани и влиянии мата на здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий классного часа26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Красногорская гимназия

Разработка классного часа для учащихся 9-х  классов

«Смерть и жизнь – во власти языка»

Автор: Леонтьева Марина Васильевна

учитель физики первой        

квалификационной категории

2017 - 2018 у. г.

Пояснительная записка

   В подростковом возрасте проблема нецензурной речи  стоит особенно остро. Подростки считают сквернословие  символом  взрослости.  Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. А значит, если так открыто сквернословие идет с экрана, то почему эти слова нельзя произносить публично подростку? Для них, это обычная речь, они даже порой не замечают этих произнесенных слов и на замечание искренне удивляются: «А что я сказал?»  Крайне редко мы задумываемся, что матерная брань — это не только набор непристойностей. Слово не просто набор звуков, выражающих мысль, это энергия. Оно способно очень многое рассказать о душевном состоянии человека. Ещё Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Данный классный час посвящён информированию учащихся по проблеме нецензурной брани и влиянии мата на здоровье человека.  Ребята приглашаются в мастерскую построения знаний под названием «Смерть и жизнь – во власти языка» не случайно. В мастерской каждый из них трудится, частая смена видов деятельности не вызывает переутомления, ведь ценности передать нельзя, они формируются в деятельности.

Данная разработка классного часа ориентирована на учащихся  9-х классов, так как  на уроках физики  в первом полугодии они знакомятся с темой «Механические волны.  Звук». Они знают, что звук это механическая волна, и она переносит энергию, поэтому просмотр видеоматериала по теме классного часа будет для них более осознанным.    

Тема: «Смерть и жизнь – во власти языка».

Цель: повысить информированность учащихся по проблеме нецензурной брани и влиянии мата на здоровье человека.

Задачи:

  • расширить знания школьников о проблеме нецензурной брани;
  • воспитывать отрицательное отношение к сквернословию;
  • побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Оборудование:  компьютер, проектор, фломастеры,  листы бумаги,  карточки с пословицами, три коробочки с надписями «Я задумался», «Я исправлюсь», «Мне всё равно» для рефлексии в конце занятия.  

Ход классного часа:

  Добрый день, ребята. Для каждого из вас на парте лежит  карточка с частью пословицы. Ваша задача отыскать недостающие части, и объединиться в группы для дальнейшей работы.

Социализация в классе. Ребята зачитывают получившиеся пословицы.

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?  (Учащиеся быстро догадываются, что классный час будет о словах, которые мы говорим ).  

Сегодня я приглашаю вас в мастерскую «Смерть и жизнь – во власти языка» (Слайд 1)

Индуктор. Продолжите, пожалуйста, эту фразу  Смерть и жизнь – во власти языка, потому что …».

Социализация в группе, а затем в классе.

Разделите листочек на две части и нарисуйте с одной стороны «Любовь», а с другой стороны «Скверное слово».

Социализация в группе, а затем в классе. (Скверное слово не смогли нарисовать многие.)

Объясните причины, по которым было сложно нарисовать скверное слово. (Мастер записывает их на доске.)

Вдумайтесь в цифры. (Слайд 2)

   450 миллионов человек во всем мире страдают расстройствами психики, еще 20 лет назад только 20% детей имели отклонения при рождении, сегодня 60% новорожденных имеют зачастую серьезные заболевания, вплоть до мутационных изменений, абсолютно здоров лишь каждый 10 выпускник школы.

   На эту беду есть много причин, но не последнюю роль здесь играет наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизора.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Кто считает, что сквернословить это безобидная привычка встаньте слева от меня, а кто считает, что эта привычка вредит вам и окружающим, встаньте справа от меня.

Объясните свой выбор. ( Мастер записывает на доске аргументы в сторону пользы и вреда сквернословия).  Займите свои места.

Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Возникла ли  необходимость дополнить список аргументов в сторону пользы или вреда нецензурной брани после просмотра видео фрагмента?

Социализация в группе, а затем в классе.  (Ребята подходят к доске и выражают мнение группы, записывая аргументы на доске.)

Посмотрите на эти произведения искусства  «Писающий мальчик»,  Венера Милосская,  Геракл,   Давид - мраморная статуя работы Микеланджело, Гетера Фрина - эталон женской красоты в Древней Греции IV века. (Слайд 3)

Запишите, что вы чувствовали, рассматривая эти произведения искусства.

Социализация в классе.  (Ребята пишут, что возникает чувство неудобства, смятения, стыда, желание быстро пролистать слайды, желание отвести глаза, не смотреть, посмеяться).

Разрыв. И это не случайно.

Если посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик» громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – «ма» и «мя» - в брачный период. Произнесение матерных слов может расцениваться, как, если бы человек открыл свои срамные части и демонстрировал их бесстыдно, как скот. Произносить это – всё равно, что прилюдно спускать штаны или задирать подол. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

   Когда вы признаётесь в любви девушке или маме, соболезнуете, кому то, утешаете, кого то, произносите ли вы скверные слова?  

А это и есть высшее проявление человеческих чувств. Это лучшее состояние внутри человека. Есть ли место для скверного слова в этом состоянии?

Наверное, нет.  Давайте будем равняться на высшие проявления своей души.

Завершить работу нашей мастерской предлагаю песней. (Звучит песня Марины Рогозы «Слова» на фоне фильма).

Ребята, сделайте, пожалуйста, свой выбор.  Положите карточку с частью пословицы  в ту коробочку,  на которой отражено ваше состояние после мастерской.  («Я задумался»,  «Я исправлюсь», «Мне всё равно»)

Достигнутые результаты

  Во всех заданиях занятия ребята были свободны. Они пропустили через себя тему классного часа, чувствовалось, что она им близка.  Эмоциональный всплеск у ребят наблюдается во время этапа «Разрыв».  Когда идёт сравнение человека, разговаривающего матом, с животным во время брачного периода.  

Рефлексия показала, что 15 ребят задумались над этой проблемой, 5 человек  исправятся, 1 человеку всё равно. Поставленные задачи были решены частично.

Список использованных источников

  1. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008. №20
  2. Турлакова Т. В. Сквернословие и здоровье. // Открытый урок. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/214364/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слово не воробей,         вылетит -           не пойм          аешь.

Недоброе          слово больней             огня                     жжёт.

 В умной        беседе        ума набраться,        в глупой - свой      растерять.

От гнилого          сердца                       и слова                          гнилые.

Умный человек             слово на             ветер                  не бросает. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)

Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти"  поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...

Урок по книге С.Галицкого "Из смерти в жизнь"

Цели  урока:         1. Познакомить  учащихся  с биографией С.Г.Галицкого и его книгой «Из смерти в жизнь»  развивать речь (умения обосноват...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Урок литературы для учащихся 7 класса...

«Смерть ради жизни».

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» (учебник Г.С. Меркина)...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)

Технологическая карта урока по литературе "Смерть ради жизни" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")" урок внеклассного чтения 7 класс...

Про отвагу в бою и про смерть ради жизни.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню Героев Отечества....