«Смерть ради жизни».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Умнова Лилия Николаевна

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» (учебник Г.С. Меркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bunin.doc51.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

«Смерть ради жизни».

Урок литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» ( учебник Г.С. Меркина).

Урок подготовили:

Асминина Ольга Давыдовна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;

Савина Татьяна Михайловна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;

Умнова Лилия Николаевна, МКОУ ООШ с. Чля;

Манарёва Ирина Зиновьевна, МБОУ ООШ с. Оремиф;

Курдюкова Юлия Сергеевна, МБОУ ООШ с. Оремиф.

Цель урока:

Постичь философскую концепцию жизни: способность человека к самопожертвованию на примере поступка героя рассказа «Лапти».

Задачи:

- проанализировать прочитанное;

- выделить наиболее важные смысловые части произведения и понять авторский замысел;

- рассмотреть поведение человека в ситуации выбора.

УУД:

Регулятивные:

- выдвигать версии;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные:

- пользоваться приемами чтения с остановками;

- извлекать информацию, представленную в тексте;

- пользоваться словарем.

Коммуникативные:

- учитывать различные мнения, стремиться к координации различных позиций;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные:

- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

- формирование восприятия текста как произведения искусства.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.

Оборудование:  тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине.

Подготовка к уроку:

- текст рассказа заранее разделить и разрезать на 5 частей;

- найти лексическое значение слов: лапти, зипун, розвальни, фуксин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Биографическая справка и показ презентации об И. А. Бунине.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (презентация, слайды 2-10 )

  1. Работа с текстом.

Словарная работа.

В рассказе нам встретятся незнакомые слова: лапти, зипун, розвальни, фуксин (работа с понятием «устаревшие слова»). (слайды12-15 )

- сегодня мы будем не просто читать текст и анализировать его, а выступим в роли соавторов писателя, воспользовавшись одним очень интересным приемом – «чтение с остановками». Его суть в том, что я буду «бросать вам вызов» в момент каждой остановки, а вы будете выдвигать свои версии развития сюжета. После знакомства с авторским текстом мы вместе выявляем совпадения ваших версий с авторским вариантом и узнаем, как на самом деле развивается сюжет.

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета

Сопоставление версий с новым фрагментом текста

Выдвижение новой версии развития сюжета

*Стадия вызова

   - Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?

Составляем колонку вариантов предположений:

  1. Речь пойдет о том, как делают лапти.
  2. Кто-то нашел или потерял лапти.
  3. Это рассказ о крестьянах и т.п.

Далее учащиеся читают  первую часть текста (до слов «да и не поедет никакой доктор в такую страсть...»).

*Стадия осмысления и стадия вызова

   Первая остановка в чтении и беседа (это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста)

   - Совпали ли ваши версии с авторским вариантом?

   - Как на самом деле развивается сюжет?

Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок бредит, он на грани жизни и смерти.

   - Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Составляется следующая колонка предположений:

  1. Случится чудо, и его кто-нибудь спасет.
  2. Пурга закончится, и приедет врач.
  3. Мать вымолит спасение ребенку.
  4. Случайно из-за пурги забредет знахарь и т.п.

Чтение второй части текста «Стукнуло в прихожей………….куда-то бешено несущемся степном море»).

*Стадия осмысления и стадия вызова

   Вторая остановка в чтении и беседа.

   - Совпали ваши версии с авторским текстом?

   - Что произошло на самом деле?

Нефед решил исполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Он пошел в соседнее село один, не боясь пурги.

4.ФИЗМИНУТКА

   - Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь дальше?

Заполняем колонку предположений:

  1. Нефед справится и принесет лапти.
  2. Встретит по дороге врача и вернется с ним.
  3. Пока будет ходить, мальчику станет легче и т.п.

Чтение третьей части текста «Пообедали………….Господи, защити!»

*Стадия осмысления и стадия вызова

   Третья остановка в чтении и беседа.

   - Ваши предположения оправдались?

   - Как рассказывает о дальнейших событиях автор?

Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо.

   - Как вы думаете, что случится дальше?

Заполняем колонку предположений:

  1. Утром все изменится, пурга утихнет.
  2. Нефед принесет лапти.
  3. Придет кто-то, у кого окажутся лапти и т. п.

Чтение четвертой части текста «А когда рассвело…………зловещий стук в окно»).

   

*Стадия осмысления и стадия вызова

   Четвертая остановка в чтении и беседа.

   - Совпали ваши версии с авторским текстом?

   - Что произошло на самом деле?

Утро наступило. Пурга не утихла, но все же кто-то добрался до дома.

  - О чем теперь пойдет речь в рассказе?

Заполняем колонку предположений:

  1. Никто не стучался, просто сильный ветер.
  2. Вернулся Нефед и принес лапти.
  3.  Пришел врач и т.п.

   - Предполагается ожидание счастливого финала.

Последнюю часть рассказа читает учитель.

ИТОГ: Нефед замерз, но он достал лапти. Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и спаслись сами.

5. РЕФЛЕКСИЯ:

- обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.

   - какое положение в доме занимал Нефед?

   - как отнеслась к его идее мать мальчика?

   - почему Нефед все-таки пошел?

   - в чем, по-вашему, смысл смерти Нефеда?

Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребенок, завершается власть пурги над отчаявшимися новосельскими мужиками. Именно благодаря Нефеду они находят правильную дорогу.

6. Итог урока:

- Ребята, понравился ли вам урок?

- А что особенно запомнилось? Что узнали нового?

- Какое чувства испытываете в конце урока :удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?

- Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.

Выставление оценок.

Д/З дифференцированное:

 1)подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ рассказа «Лапти»

 2) составить характеристику Нефёда;

 3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране, слайд 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Смерть ради жизни». Урок литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» Урок подготовили: Асминина Ольга Давыдовна, МКОУ СОШ р.п . Лазарев; Савина Татьяна Михайловна, МКОУ СОШ р.п . Лазарев; Умнова Лилия Николаевна, МКОУ ООШ с. Чля ; Манарёва Ирина Зиновьевна, МБОУ ООШ с. Оремиф ; Курдюкова Юлия Сергеевна, МБОУ ООШ с. Оремиф .

Слайд 2

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 3

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в бедной дворянской семье. Детство Бунина прошло как в Воронеже, так и в наследственном поместье недалеко от Ельца

Слайд 5

В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но в 1886 году оставил ее, так как в семье не хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.

Слайд 6

В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в 1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о Гайавате ", в 1901 году вышел поэтический сборник Бунина "Листопад".

Слайд 7

В 1903 году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком. Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году его повести "Деревня" и в 1911 году повести " Суходол".

Слайд 8

Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.

Слайд 9

В 1930 году Иван Алексеевич издает роман "Жизнь Арсеньева". В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию. В годы Второй мировой войны писатель жил в Грассе , в своем доме он прятал от гестаповцев евреев.

Слайд 10

В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове , которого считал своим литературным учителем. 8 ноября 1953 года в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался.

Слайд 11

Тема урока: «Смерть ради жизни» по рассказу Ивана Бунина «Лапти».

Слайд 12

Лапти – низкая обувь, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка или берёсты .

Слайд 13

Фукси́н - водный раствор пурпурно-красного цвета, краситель.

Слайд 14

Зипун (полукафтан) — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Слайд 15

Розвальни —низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

Слайд 16

1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина ; пересказ рассказа «Лапти» 2) составить характеристику Нефёда; 3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» Домашнее задание:

Слайд 17

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Урок литературы для учащихся 7 класса...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)

Технологическая карта урока по литературе "Смерть ради жизни" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")" урок внеклассного чтения 7 класс...

Про отвагу в бою и про смерть ради жизни.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню Героев Отечества....

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...