«Смерть ради жизни».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» (учебник Г.С. Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
![]() | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
«Смерть ради жизни».
Урок литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» ( учебник Г.С. Меркина).
Урок подготовили:
Асминина Ольга Давыдовна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;
Савина Татьяна Михайловна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;
Умнова Лилия Николаевна, МКОУ ООШ с. Чля;
Манарёва Ирина Зиновьевна, МБОУ ООШ с. Оремиф;
Курдюкова Юлия Сергеевна, МБОУ ООШ с. Оремиф.
Цель урока:
Постичь философскую концепцию жизни: способность человека к самопожертвованию на примере поступка героя рассказа «Лапти».
Задачи:
- проанализировать прочитанное;
- выделить наиболее важные смысловые части произведения и понять авторский замысел;
- рассмотреть поведение человека в ситуации выбора.
УУД:
Регулятивные:
- выдвигать версии;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные:
- пользоваться приемами чтения с остановками;
- извлекать информацию, представленную в тексте;
- пользоваться словарем.
Коммуникативные:
- учитывать различные мнения, стремиться к координации различных позиций;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные:
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине.
Подготовка к уроку:
- текст рассказа заранее разделить и разрезать на 5 частей;
- найти лексическое значение слов: лапти, зипун, розвальни, фуксин.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Биографическая справка и показ презентации об И. А. Бунине.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (презентация, слайды 2-10 )
- Работа с текстом.
Словарная работа.
В рассказе нам встретятся незнакомые слова: лапти, зипун, розвальни, фуксин (работа с понятием «устаревшие слова»). (слайды12-15 )
- сегодня мы будем не просто читать текст и анализировать его, а выступим в роли соавторов писателя, воспользовавшись одним очень интересным приемом – «чтение с остановками». Его суть в том, что я буду «бросать вам вызов» в момент каждой остановки, а вы будете выдвигать свои версии развития сюжета. После знакомства с авторским текстом мы вместе выявляем совпадения ваших версий с авторским вариантом и узнаем, как на самом деле развивается сюжет.
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ | РЕФЛЕКСИЯ |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета | Сопоставление версий с новым фрагментом текста | Выдвижение новой версии развития сюжета |
*Стадия вызова
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?
Составляем колонку вариантов предположений:
- Речь пойдет о том, как делают лапти.
- Кто-то нашел или потерял лапти.
- Это рассказ о крестьянах и т.п.
Далее учащиеся читают первую часть текста (до слов «да и не поедет никакой доктор в такую страсть...»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Первая остановка в чтении и беседа (это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста)
- Совпали ли ваши версии с авторским вариантом?
- Как на самом деле развивается сюжет?
Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок бредит, он на грани жизни и смерти.
- Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Составляется следующая колонка предположений:
- Случится чудо, и его кто-нибудь спасет.
- Пурга закончится, и приедет врач.
- Мать вымолит спасение ребенку.
- Случайно из-за пурги забредет знахарь и т.п.
Чтение второй части текста «Стукнуло в прихожей………….куда-то бешено несущемся степном море»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Вторая остановка в чтении и беседа.
- Совпали ваши версии с авторским текстом?
- Что произошло на самом деле?
Нефед решил исполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Он пошел в соседнее село один, не боясь пурги.
4.ФИЗМИНУТКА
- Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь дальше?
Заполняем колонку предположений:
- Нефед справится и принесет лапти.
- Встретит по дороге врача и вернется с ним.
- Пока будет ходить, мальчику станет легче и т.п.
Чтение третьей части текста «Пообедали………….Господи, защити!»
*Стадия осмысления и стадия вызова
Третья остановка в чтении и беседа.
- Ваши предположения оправдались?
- Как рассказывает о дальнейших событиях автор?
Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо.
- Как вы думаете, что случится дальше?
Заполняем колонку предположений:
- Утром все изменится, пурга утихнет.
- Нефед принесет лапти.
- Придет кто-то, у кого окажутся лапти и т. п.
Чтение четвертой части текста «А когда рассвело…………зловещий стук в окно»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Четвертая остановка в чтении и беседа.
- Совпали ваши версии с авторским текстом?
- Что произошло на самом деле?
Утро наступило. Пурга не утихла, но все же кто-то добрался до дома.
- О чем теперь пойдет речь в рассказе?
Заполняем колонку предположений:
- Никто не стучался, просто сильный ветер.
- Вернулся Нефед и принес лапти.
- Пришел врач и т.п.
- Предполагается ожидание счастливого финала.
Последнюю часть рассказа читает учитель.
ИТОГ: Нефед замерз, но он достал лапти. Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и спаслись сами.
5. РЕФЛЕКСИЯ:
- обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.
- какое положение в доме занимал Нефед?
- как отнеслась к его идее мать мальчика?
- почему Нефед все-таки пошел?
- в чем, по-вашему, смысл смерти Нефеда?
Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребенок, завершается власть пурги над отчаявшимися новосельскими мужиками. Именно благодаря Нефеду они находят правильную дорогу.
6. Итог урока:
- Ребята, понравился ли вам урок?
- А что особенно запомнилось? Что узнали нового?
- Какое чувства испытываете в конце урока :удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?
- Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.
Выставление оценок.
Д/З дифференцированное:
1)подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ рассказа «Лапти»
2) составить характеристику Нефёда;
3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране, слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в бедной дворянской семье. Детство Бунина прошло как в Воронеже, так и в наследственном поместье недалеко от Ельца
В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но в 1886 году оставил ее, так как в семье не хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.
В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в 1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о Гайавате ", в 1901 году вышел поэтический сборник Бунина "Листопад".
В 1903 году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком. Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году его повести "Деревня" и в 1911 году повести " Суходол".
Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.
В 1930 году Иван Алексеевич издает роман "Жизнь Арсеньева". В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию. В годы Второй мировой войны писатель жил в Грассе , в своем доме он прятал от гестаповцев евреев.
В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове , которого считал своим литературным учителем. 8 ноября 1953 года в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался.
Тема урока: «Смерть ради жизни» по рассказу Ивана Бунина «Лапти».
Лапти – низкая обувь, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка или берёсты .
Фукси́н - водный раствор пурпурно-красного цвета, краситель.
Зипун (полукафтан) — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Розвальни —низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.
1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина ; пересказ рассказа «Лапти» 2) составить характеристику Нефёда; 3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» Домашнее задание:
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...

«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)
Технологическая карта урока по литературе "Смерть ради жизни" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")" урок внеклассного чтения 7 класс...

Про отвагу в бою и про смерть ради жизни.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню Героев Отечества....

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...