«Смерть ради жизни».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» (учебник Г.С. Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bunin.doc | 51.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
«Смерть ради жизни».
Урок литературы в 6 классе по рассказу Ивана Бунина «Лапти» ( учебник Г.С. Меркина).
Урок подготовили:
Асминина Ольга Давыдовна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;
Савина Татьяна Михайловна, МКОУ СОШ р.п. Лазарев;
Умнова Лилия Николаевна, МКОУ ООШ с. Чля;
Манарёва Ирина Зиновьевна, МБОУ ООШ с. Оремиф;
Курдюкова Юлия Сергеевна, МБОУ ООШ с. Оремиф.
Цель урока:
Постичь философскую концепцию жизни: способность человека к самопожертвованию на примере поступка героя рассказа «Лапти».
Задачи:
- проанализировать прочитанное;
- выделить наиболее важные смысловые части произведения и понять авторский замысел;
- рассмотреть поведение человека в ситуации выбора.
УУД:
Регулятивные:
- выдвигать версии;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные:
- пользоваться приемами чтения с остановками;
- извлекать информацию, представленную в тексте;
- пользоваться словарем.
Коммуникативные:
- учитывать различные мнения, стремиться к координации различных позиций;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные:
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине.
Подготовка к уроку:
- текст рассказа заранее разделить и разрезать на 5 частей;
- найти лексическое значение слов: лапти, зипун, розвальни, фуксин.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Биографическая справка и показ презентации об И. А. Бунине.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (презентация, слайды 2-10 )
- Работа с текстом.
Словарная работа.
В рассказе нам встретятся незнакомые слова: лапти, зипун, розвальни, фуксин (работа с понятием «устаревшие слова»). (слайды12-15 )
- сегодня мы будем не просто читать текст и анализировать его, а выступим в роли соавторов писателя, воспользовавшись одним очень интересным приемом – «чтение с остановками». Его суть в том, что я буду «бросать вам вызов» в момент каждой остановки, а вы будете выдвигать свои версии развития сюжета. После знакомства с авторским текстом мы вместе выявляем совпадения ваших версий с авторским вариантом и узнаем, как на самом деле развивается сюжет.
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ | РЕФЛЕКСИЯ |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета | Сопоставление версий с новым фрагментом текста | Выдвижение новой версии развития сюжета |
*Стадия вызова
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?
Составляем колонку вариантов предположений:
- Речь пойдет о том, как делают лапти.
- Кто-то нашел или потерял лапти.
- Это рассказ о крестьянах и т.п.
Далее учащиеся читают первую часть текста (до слов «да и не поедет никакой доктор в такую страсть...»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Первая остановка в чтении и беседа (это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста)
- Совпали ли ваши версии с авторским вариантом?
- Как на самом деле развивается сюжет?
Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги. Мать в отчаянии: ребенок бредит, он на грани жизни и смерти.
- Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Составляется следующая колонка предположений:
- Случится чудо, и его кто-нибудь спасет.
- Пурга закончится, и приедет врач.
- Мать вымолит спасение ребенку.
- Случайно из-за пурги забредет знахарь и т.п.
Чтение второй части текста «Стукнуло в прихожей………….куда-то бешено несущемся степном море»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Вторая остановка в чтении и беседа.
- Совпали ваши версии с авторским текстом?
- Что произошло на самом деле?
Нефед решил исполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Он пошел в соседнее село один, не боясь пурги.
4.ФИЗМИНУТКА
- Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь дальше?
Заполняем колонку предположений:
- Нефед справится и принесет лапти.
- Встретит по дороге врача и вернется с ним.
- Пока будет ходить, мальчику станет легче и т.п.
Чтение третьей части текста «Пообедали………….Господи, защити!»
*Стадия осмысления и стадия вызова
Третья остановка в чтении и беседа.
- Ваши предположения оправдались?
- Как рассказывает о дальнейших событиях автор?
Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо.
- Как вы думаете, что случится дальше?
Заполняем колонку предположений:
- Утром все изменится, пурга утихнет.
- Нефед принесет лапти.
- Придет кто-то, у кого окажутся лапти и т. п.
Чтение четвертой части текста «А когда рассвело…………зловещий стук в окно»).
*Стадия осмысления и стадия вызова
Четвертая остановка в чтении и беседа.
- Совпали ваши версии с авторским текстом?
- Что произошло на самом деле?
Утро наступило. Пурга не утихла, но все же кто-то добрался до дома.
- О чем теперь пойдет речь в рассказе?
Заполняем колонку предположений:
- Никто не стучался, просто сильный ветер.
- Вернулся Нефед и принес лапти.
- Пришел врач и т.п.
- Предполагается ожидание счастливого финала.
Последнюю часть рассказа читает учитель.
ИТОГ: Нефед замерз, но он достал лапти. Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и спаслись сами.
5. РЕФЛЕКСИЯ:
- обсуждение способности человека к самопожертвованию на примере поступка Нефеда.
- какое положение в доме занимал Нефед?
- как отнеслась к его идее мать мальчика?
- почему Нефед все-таки пошел?
- в чем, по-вашему, смысл смерти Нефеда?
Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребенок, завершается власть пурги над отчаявшимися новосельскими мужиками. Именно благодаря Нефеду они находят правильную дорогу.
6. Итог урока:
- Ребята, понравился ли вам урок?
- А что особенно запомнилось? Что узнали нового?
- Какое чувства испытываете в конце урока :удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?
- Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.
Выставление оценок.
Д/З дифференцированное:
1)подготовить рассказ о творчестве И. А. Бунина; пересказ рассказа «Лапти»
2) составить характеристику Нефёда;
3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране, слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Алексеевич Бунин
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в бедной дворянской семье. Детство Бунина прошло как в Воронеже, так и в наследственном поместье недалеко от Ельца
В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но в 1886 году оставил ее, так как в семье не хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.
В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в 1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о Гайавате ", в 1901 году вышел поэтический сборник Бунина "Листопад".
В 1903 году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком. Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году его повести "Деревня" и в 1911 году повести " Суходол".
Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.
В 1930 году Иван Алексеевич издает роман "Жизнь Арсеньева". В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию. В годы Второй мировой войны писатель жил в Грассе , в своем доме он прятал от гестаповцев евреев.
В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове , которого считал своим литературным учителем. 8 ноября 1953 года в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался.
Тема урока: «Смерть ради жизни» по рассказу Ивана Бунина «Лапти».
Лапти – низкая обувь, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка или берёсты .
Фукси́н - водный раствор пурпурно-красного цвета, краситель.
Зипун (полукафтан) — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Розвальни —низкие и широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.
1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина ; пересказ рассказа «Лапти» 2) составить характеристику Нефёда; 3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» Домашнее задание:
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...
«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Урок литературы для учащихся 7 класса...
«Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»)
Технологическая карта урока по литературе "Смерть ради жизни" (по рассказу И.А. Бунина "Лапти")" урок внеклассного чтения 7 класс...
Про отвагу в бою и про смерть ради жизни.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню Героев Отечества....
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...