«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»
методическая разработка (7 класс) по теме

Шахтарина Ирина Фёдоровна

Мастер- класс занятие с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС занятие с элементами тренинга

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ТОЛЕРАНТИЮ»

Нет препятствий – она течёт;

плотина – она остановится;

прорвётся плотина – она снова потечёт;

 в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна;

 в круглом она кругла.

Оттого, что она так уступчива,

она нежней всего и сильней всего».

(Л.Н. Толстой)

Цель:

Способствовать формированию толерантной личности подростков.

Задачи:

  1. Познакомить подростков с понятиями «толерантность» и «интолерантность».
  2. Стимулировать воображение участников в поисках собственных определений понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
  3. Познакомить с чертами толерантного и интолерантного человека.
  4. Дать возможность подростку осознать свои личностные черты.
  5. Способствовать формированию творческих способностей подростков.

Оборудование: Рисунки учеников класса на тему «Страна толерантия», дерево настроения (на ватмане) – 2 шт., разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) – 2 набора, чёрный ящик, парусник, игра «Ромашка черт человека» - 2 набора (интолерантных, толерантных), карточки с качествами, 2 ватмана, краски, фломастеры, кисти, цветная бумага, клей, ножницы, , листы бумаги ½ А4 (по количеству учащихся), ручки и карандаши (по количеству учащихся), памятки толерантного поведения

НВ- необходимое время для выполнения.

Ход занятия:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю отправиться вам в интересное путешествие в страну, которая называется  «ТОЛЕРАНТИЯ»

Ведущий: - Но перед тем как отправиться в путешествие нам необходимо вспомнить правила работы в группе.

Принимаются правила работы в группе.

НВ: 2 минуты

1. Доброжелательная, открытая атмосфера. Не допускаем агрессивных высказываний и действий по отношению друг к другу.

2. Активность. Активное участие в работе.

3. Открытость. Говори то, что ты думаешь.

Упражнение «Дерево настроения»

НВ: 2 минуты

Участникам  предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает настроение на данный момент,  и приклеить к дереву.

Зеленые – активен и готов работать на 100 %.

Желтые – активен и готов работать на  50%.

Красные – активен, но нахожусь в режиме ожидания.

Выбор транспортного средства.

НВ: 1 минута

Ведущий: - Мы отправляемся в путешествие! Но на чем мы отправимся??? Модель нашего транспортного средства находится в чёрном ящике. Как вы думаете, ребята, что там? (Ребята предлагают свои версии)

Хорошо, я вам помогу, только вам предстоит отгадать загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывёт…

(Корабль)

Ведущий,  доставая из чёрного ящика парусник

- Правильно! Это корабль!

Ведущий: Отправляемся в путь!

Знакомство со страной «ТОЛЕРАНТИЕЙ».  

Ведущий: - Ребята, перед тем как попасть в эту страну, мы с вами вспомним, что же такое толерантность?

НВ: 5 минут

Ведущий: - Молодцы! Вы все правы. Любое из этих определений раскрывает одну сторону этого понятия. А все вместе, в комплексе дают полную характеристику понятию «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

- А какого человека мы можем назвать толерантным человеком?

- А кого мы можем назвать интолерантным человеком?

И вот сегодня мы с вами попробуем выделить качества, которые присущи «толерантным людям» и «интолерантным людям».

Упражнение «Черты толерантного и интолерантного человека».

НВ: 6 минут

Процедура проведения. Детям предлагается собрать две «ромашки».

1-я ромашка черт толерантной личность,

2-я ромашка черт интолерантной личности.

В конце дети аргументируют  свой выбор

Предлагаемые черты толерантного человека:

  1. Расположенность к другим
    2. Снисходительность
    3. Терпение
    4. Чувство юмора
    5. Чуткость
    6. Доверие
    7. Альтруизм
    8. Терпимость к различиям
    9. Умение владеть собой
    10. Доброжелательность
    11. Умение не осуждать других
    12. Гуманизм

13. Умение слушать

Предлагаемые черты интолерантного человека:

  1. Агрессивность.
  2. Нетерпимость к различиям.
  3. Недоверие.
  4. Неумение слушать.
  5. Неспособность к сопереживанию.
  6. Неумение владеть собой..
  7. Отсутствие чувства юмора.
  8. Мстительность.
  9. Недоброжелательность.
  10. Нечуткость.
  11. Завистливость
  12. Раздражительность.

 

Ведущий: - Мы с вами много сегодня работали, а теперь предлагаю вам отвлечься и размяться. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Друг к дружке»

Игра-активатор “Друг к дружке”.

НВ: 2 минуты

Ведущий: - Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Плечо к плечу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

Упражнение  «Эмблема толерантности»

НВ: 8 минут

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. Ребята, на предыдущих этапах вы выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Но обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны — вам предстоит создать эмблему толерантности.

Дети делятся на 2 команды попытаются самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 7-8 мин. После завершения работы участники групп рассматривают рисунки друг друга.

Ведущий: - Ребята, давайте теперь поговорим про наш класс. Я думаю, что наш класс  – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

А что же для этого нужно?

Ребята высказывают свои мнения.

                                                                    

Ведущий: Всё правильно, ребята. Ну а теперь давайте попробуем выработать кодекс толерантного поведения ученика нашего класса.

 

Кодекс толерантного поведения ученика.

  • Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.

     Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не

     будут игнорировать и обижать.

  • Я имею право быть самим собой в классе.  Это значит, что никто не

     будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я толстый или

     худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

  • Я имею право на безопасность в классе.  Это значит, что меня никто не

     будет бить, толкать или щипать.

  • Я имею право слушать и быть услышанным в этом классе.  Это значит,

     что никто здесь не будет кричать или визжать и мое мнение и желание

     будут учитываться при планировании всех совместных действий.

  • Я имею право познавать себя в классе.  Это значит, что я смогу свободно

     выражать свои чувства и мнения и меня не будут прерывать или

     наказывать.

  • Я обязан уважать права, привычки, взгляды другого человека.
  • Я  обязан при конфликтных ситуациях стремиться только к диалогу.

Ведущий: Хочу подарить вам памятку, набор правил, которые помогут вам в вашем дальнейшем пути и я очень надеюсь, что и вы, и я, будем стараться соблюдать эти правила и не забывать о них.

Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

  • Вы здорово помогаете друг другу.
  • Вы миролюбивые люди.
  • Ставь интересы других людей выше собственных.
  • Будь верен и надежен.
  • Уважай других, уважая себя.
  • Терпимо относись к другим точкам зрения.
  • Воспринимай людей как равных себе.
  • Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  • Умей прощать и не будь обидчив.
  • Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  • Проявляй чуткость.
  • Будь уверен в себе.
  • Будь свободен от лжи и обмана.
  • Умей контролировать свои желания и поступки.
  • Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Упражнение «Дерево обратной связи».

НВ: 2 минуты

Участникам  предлагаются разноцветные листочки. Подросткам необходимо выбрать тот цвет листочка, который отражает отношение к происходившему на занятии  и приклеить к дереву.

Упражнение «Пять добрых слов»

НВ: 4 минуты

Ведущий:

1. Обведите на листочке бумаги свою руку.

2. Напишите на ладошке свое имя.

3. Передайте свой лист соседу справа, а сами получите рисунок от того, кто слева от вас.

4. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка Вы пишите пожелание для обладателя ладошки.

       5. Передайте лист дальше по кругу.

Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Я предлагаю спеть всем вместе добрую и красивую песню о дружбе.

"Песня про дружбу"

1
Зазвенел ручей, и слышно, 
Как трещит на речке лёд.
И капель с промокшей крыши 
Нам за шиворот течёт! 
Речка разлилась напрасно, 
Ей друзей не разлучить! 
Ну а вместе нам не страшно 
Даже ноги промочить!

Припев:
Солнечные зайчики прыгают по лужам, 
Ручеёк сверкает лентой голубой, 
Капли разлетаются брызгами веснушек, 
Только дружбу крепкую не разлить водой. 

2
Не беда, когда грохочет 
Над весенней рощей гром. 
Если дождик нас промочит, 
Нам и это нипочём. 
Радуга блестит над лесом, 
Светит солнце для друзей, 
И весёлой нашей песне 
Подпевает соловей! 

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...