Эссе "Через тернии к звездам"
статья (6 класс) на тему
Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_esse_cherez_ternii_k_zvezdam.docx | 459.9 КБ |
2_opisanie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx | 244.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Через тернии к звездам»
Султанова М.Р., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 72» Советского района г. Казани,
классный руководитель 6В класса
Далекие и опасные 30-е годы, пески Красного Туркменистана. Каждый бархан таит в себе смертельную опасность для красноармейцев. Они ведут непримиримую борьбу с басмачами, которых поддерживают белогвардейцы и англичане. История России связана с памятью о моем любимом дедушке.
Халиуллин Хабиб Галеевич, 1914 года рождения, человек тяжелейшей судьбы: репрессии родителей, специнтернат, военное училище и опасная служба в органах Комитета Государственной Безопасности в Средней Азии. Несмотря на все тяготы и лишения своей жизни он смог остаться справедливым и добрым человеком, которого уважали даже те, против кого он боролся. Семья моего дедушки, вырастила четверых отличных сыновей и мою замечательную маму и навсегда остается для меня образцом взаимоподдержки, душевной теплоты и образованности. Образцом мужества и любви к людям. Многих людей в своей жизни я могла бы назвать своими учителями, а деда - Учителем с большой буквы.
Несмотря на то, что мы с родителями жили далеко от дедушки, он всегда был рядом со мной: он писал мне письма. Они долетали до меня как звездочки. В них он очень интересно описывал, как проходит его жизнь. И всегда просил, чтобы я писала ему о моей жизни! Ему всегда была интересна моя жизнь! Теперь я понимаю, как важно, быть заинтересованным в жизни ребенка! Мы формируем его потребность в признании, в любви и только когда он проверит и поверит, что он нужен – то только тогда начинается его интерес к учебе. Именно с книги о звездах начался мой интерес к науке, а подарил ее мне он, мой дед! Главной мыслью книги была любовь к жизни!
Моя педагогическая стезя благодатна, так как я прошла путь от воспитателя, педагога, психолога до классного руководителя. Стать классным руководителем – это важный шаг в педагогической карьере!
Полюбить каждого, уважать его жизнь, участвовать в развитии его самостоятельности и нравственном становлении – это ответственно и почетно!
Однажды я в письме пожаловалась деду, что злюсь на учительницу, которая меня ругала за лень. Я же считала, что я не лентяйка, а несчастная девочка, которой никто не помогает в учебе! До сих пор, помню его слова: «Любимая внучка! Ты ей не безразлична, она любит тебя! Она же фронтовичка, так же как и я! Для нас важно, чтобы вы жили в мире! Помоги ей, прислушайся к ее словам, подойди и попроси помощи, дома не ленись, успевай все. Жизнь, внучка, очень коротка! И обязательно перед сном вспоминай, что нового ты сделала, вспоминай хорошее». Вот именно эти слова о том, чтобы я вспоминала только хорошие эпизоды жизни, и помогли мне в профессии. Не всегда, получается, правильно сделать дело, однако попыток может быть столько, сколько есть звезд на небе!
Главное, когда ты вместе с учениками постигаешь законы нравственности! Радуешься, когда они преодолевают препятствия, сопереживаешь, когда они делятся своими проблемами, волнуешься, когда их постигают первые разочарования и веришь в их успешность!
Я верю в доброту детей, и всегда готова идти с ними через тернии к звездам: к коллективной взаимной поддержке, добрым взаимоотношениям, познавательной активности, гражданской ответственности и душевной гармонии!
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
классного руководителя 6 В класса
Султановой Мадины Равилевны
«Быть классным руководителем - значит,
быть в бесконечном творческом поиске»
Приходя в школу, ученик попадает на огромную, новую, незнакомую для него планету. Ему предстоит освоить азбуку общения, узнать, почему люди такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь и, конечно, его учителя.
Классный руководитель - это не профессия, это ответственный выбор! Общение, построенное на принятии индивидуальности и уважении прав каждого учащегося, на взаимном доверии друг к другу, желании взрослого слышать не только себя в общении с детьми, но и каждую душу – это общение классного руководителя со своим классом.
Моё педагогическое кредо:
- Любовь к детям и безграничная вера в их возможности;
- Непрерывный поиск эффективных форм и методов работы;
- Сотрудничество с детьми и их родителями.
В формировании воспитательной системы класса я опираюсь на творческое воспитание. Для меня это, прежде всего коллективная организация совместной деятельности взрослых детей, коллективистский дух, партнерские отношения между ними, творчество и забота.
Мои основные принципы:
- Знай! Люби! Береги!
- Не забывай своё детство.
- Иди вместе с детьми по пути их взросления.
Только в том случае, если мы будем помнить своё детство, свою пору взросления, мы сможем найти со своими воспитанниками общий язык.
Те взрослые, которые забыли себя, когда они были волнующимися и взрослеющими, теряющимися и сомневающимися, ни смогут, ни понять, ни помочь обращающимся к ним за помощью детям. Да, пожалуй тогда, дети всегда тонко чувствующие истинную суть взрослого, могут и не попросить у них руки помощи.
Меня выручают примеры из собственной жизни, рассказанные моим ученикам. Ни доводы, ни уговоры, ни нравоучения не могут помочь там, где личный опыт становится единственным критерием истины и доверия.
Не боюсь открывать себя своим детям: они мудро и по достоинству оценивают мою откровенность, никогда не злоупотребляя ею…
Многие наши беды, а детские в своём большинстве проистекают именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыть свою душу и сердце.
Я всегда стараюсь находить время для самых важных дел:
- для работы – это условие успеха,
- для веселья – это муза души,
- для чтения – это основа знаний,
- для размышления – это источник силы,
- для игры – это секрет молодости,
- для дружбы – это условие счастья,
- для любви – это истинная радость жизни,
- для мечты - это путь к звёздам,
и учить этому своих учеников.
Цели и задачи деятельности классного руководителя
«Сохраняйте душевный свет
Вопреки всему, несмотря ни на что!
Это свет, по которому вас найдут
такие же светлые души детей!»
Мы все мечтаем о хорошей школе, о том, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребенка. И важная, неоценимая роль в этом отводится классному руководителю. От того, как будет чувствовать ребенок себя в школе, будет зависеть и успешность его образования, а значит, возможность найти свое место в мире. Самому ребенку войти в самостоятельную жизнь трудно. Научить, направить, помочь, посоветовать может классный руководитель. Это он – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей.
В своем классе я работаю над темой «Воспитание интеллектуальной, нравственной, всесторонне-культурной личности, в условиях нестабильности общественной жизни»
В своей работе я опираюсь на нормативные документы:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
- Устав школы
- В своей работе использую идеи таких великих педагогов, как С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский. Своим творчеством они заложили важные педагогические принципы:
«Все дети талантливы!»
«Плох не ребенок, плох его поступок!»
«В каждом ребенке чудо, ожидай его!»
Цель моей работы как классного руководителя - развитие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, умеющего дружить и помогать друг другу в трудных ситуациях, уважать друг друга.
Задачи воспитательной работы с классом:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся;
- Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся;
- Организация развивающего пространства;
- Ориентация на развитие познавательных способностей;
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
- Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга;
- Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.
В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление – развитие физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:
- Просвещение детей по программе “Здоровье”.
- Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.
- Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.
- Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.
Второе направление – коммуникационное развитие.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.
Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
- Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
- Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
- Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль педагога - стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь, находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя - помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям индивидуальных особенностей школьника.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
- на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии творческих умений ученика, его познавательной активности, его будущего;
- на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и интересы ученика, стимулирующих любознательность и развитие творческого мышления;
- на проведение психолого-педагогических диагностик умений и способностей отдельных учащихся;
- на организацию классных часов по развитию у учащихся творческих умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
- изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.
Следовательно, классным руководителем реализуется функционал родительского просвещения: сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях.
Формы и методы
Исходя из темы моей воспитательной работы, я использую следующие формы и методы воспитания:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания);
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- конкурсы.
Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы и занимает особое место в деятельности классного руководителя.
При выборе форм работы с учениками целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности учащихся, внешние условия
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
В связи с этим, предполагается модель учителя, развивающего творческую активность учащихся:
1. Доброжелателен и чуток.
2. Знает психологию детей
3. Имеет высокий уровень интеллекта.
4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
5. Широкий круг интересов и умений.
6. Имеет живой и активный характер.
7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
9. Имеет творческое мировоззрение.
10. Обладает жизнестойкостью.
11. Имеет позитивную Я – концепцию.
12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
14. Эмоциональная стабильность.
15. Коммуникабельность.
16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Самоуправление в классном коллективе
«Люди могут вместе совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение
их сил может стать почти всемогущим».
Д.Уэбстер
Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.
Только лишь первый год в нашем классе мы реализуем самоуправление. Используя метод ученического самоуправления, я подключаю школьников к организации совместной жизнедеятельности в коллективе, самообслуживанию, организации школьных дел, структурированному разрешению конфликтных ситуаций.
Самоуправление в классе обеспечивает всем учащимся равные права в управлении делами коллектива. Каждый может попробовать себя в роли организатора и понять, насколько это соответствует его индивидуальным особенностям и возможностям.
Для создания классного коллектива я поставила задачу: помочь детям понять, что у них есть правила и обязанности , которым они должны научиться и их выполнять. В первую очередь научила детей выполнять свои поручения и держать ответ перед одноклассниками за проделанную работу. Воспитывая в детях дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу, формировала у детей такие качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени и зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, прививаю любовь к чтению, развиваю их интерес к здоровому образу жизни.
В классе органом самоуправления стало классное ученическое собрание, которое избирает Совет класса. В состав Совета входят староста и руководители групп, которые организуют деятельность учащихся в классе по направлениям воспитательной работы.
«Домострой» – дежурят по классу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах.
«Художники» – готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива (рисуют открытки, пишут стихи и т.д.).
«Медики» – заботятся о внешнем виде товарищей, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.
«Книголюбы» – заботятся о сохранности учебников, проводят рейды «Твой портфель», устраивают книжные выставки, собирают библиотечку своего класса, ведут «книжную больничку».
«Мудрейшие» – работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке «Это интересно».
«Друзья природы» – заботятся о цветах, растениях в классе, участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.
«PR- стилисты» – находят и придумывают познавательные и подвижные игры, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия, в том числе с участием родителей.
«Друзья спорта» – готовят серии упражнений и проводят физкультминутки, помогают учителю проводить спортивные игры, организуют динамические паузы.
«Журналисты» – вместе с «Художниками» выпускают классные стенные газеты.
В результате работы сложилась следующая структура самоуправления:
Каждое поручение носит общественно-значимый воспитывающий и развивающий характер. Ребята – организаторы чувствуют, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом осознают ответственность за ее выполнение. Я, как классный руководитель, направляю, подсказываю, корректирую. Актив класса работает в содружестве с органами школьного самоуправления. Учащиеся моего класса являются активными участниками общешкольных праздников, трудовых акций.
Взаимодействие классного руководителя
с родителями учащихся
«Педагогика должна стать наукой для всех
- и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, творческие мастерские, выставки детского творчества, школы мудрого родителя.
Начиная работать с классом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет, и создаются группы: “Творчество”, “Фонд класса”, “Наш дом”, “Услуги”, которыми руководит председатель родительского комитета класса. Родительский актив сменный. Каждый родитель, поработав в составе родительского комитета, раскрывает свои способности. Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их потребности, родителям – особенности воспитания своих детей, помогает найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить возможность для конструктивного диалога. Также на первой встрече (в сентябре) с родителями для получения сведений об успехах ребёнка в какой-либо деятельности, было проведено групповое анкетирование. Простые вопросы позволили составить портрет класса:
- Поделитесь, проявлениями, каких способностей своего ребенка вы гордитесь?
- Какими способами вы поддерживаете интерес к творчеству у ребенка?
Таким образом, черты характера, способствующие творческой продуктивности, можно развивать в течении всего учебного процесса. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и учителей. После проведения опроса объясняю родителям роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее - нивелируются.
Мои принципы общения с родителями
- Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведению традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями.
Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители: «Азбука воспитания детей в семье», «Творческая мастерская семьи», «Шкатулка мудрости» и др.
В нашем классе мы сделали традицией проведение итогового родительского собрания совместным с детьми. Это собрание бывает праздничным, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё «ответное слово».
Стараюсь использовать различные формы работы с родителями - собрания – конкурсы, праздники, круглые столы, встречи за чашкой чая, Дни открытых дверей. Только нашими “семейными” праздниками считаю “День моей семьи”, “Мир наших увлечений и взаимоотношений”, на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования.
Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные походы и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как к стороннему наблюдателю. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания (работа с трудными детьми).
«Всегда найдутся и трудные семьи. Нереально, вернуть ребёнка
в школу, если школьные задачки давно сменились жизненными»
Е.А.Назарова
В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. Если в былые годы «трудными» детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В связи с этим, встают вопросы: «Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными» для нас?»
Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: «кто – кого». Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя «победителями», но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении.
Существует ли какой-то иной путь работы и общения с «трудными» детьми?
Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что «трудные» дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно! Им очень трудно жить среди нас!
В перевоспитании нужно избегать типичных ошибок. Их основной
объективной причиной выступают многоаспектность, противоречивость,
сложность проблем работы с педагогически запущенными детьми. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на отрицательное поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях (гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действия в этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу.
Необходимо изучение интересов и способностей детей, научить их самостоятельно преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника». Включение «трудных» в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений.
Организационное, методическое, педагогическое сопровождение классного руководителя
Программа воспитательной работы по развитию
классного коллектива
Воспитательный проект «Пять лепестков»
Так как воспитательная система класса слагается из многих компонентов, то, я думаю, её тоже можно охарактеризовать как энциклопедию. Любая энциклопедия состоит из нескольких томов, вот и мой классный проект «Пять лепестков» включает в себя несколько направлений, как пять лепестков счастья у сирени. Пять важных компонентов:
- индивидуально-групповой;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельностный;
- пространственно-временной;
- диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.
Воспитательная система носит комплексный характер. Она дает возможность сочетания различных видов деятельности и форм работы. Реализация программы возможна только при тесном сотрудничестве классного руководителя, учителей – предметников, психолога, социального педагога, родителей и самих учеников.
В классе осуществляется ученическое самоуправление через микрогруппы, которые представляют собой добровольное объединение учащихся по интересам: «Домострой», «Художники», «Медики», «Книголюбы», «Мудрейшие», «Друзья природы», «PR- стилисты», «Друзья спорта», «Журналисты». Состав этих групп может меняться.
Планирование дел в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учетом желаний и возможностей каждого ребенка. Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы дети размышляли о причинах своих успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела.
Родители принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации экскурсий, проведении праздников, участвуют в спортивных соревнованиях. Их заинтересованность в жизни класса, личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личностей.
Ценностно-ориентационный компонент
Ценностно-ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, и принципов построения жизни классного коллектива.
Характеристика способностей и круга интересов детей показала, что каждый обладает особенным талантом, способностями, поэтому возникла необходимость в выборе такой воспитательной системы, которая:
- позволяет создать благоприятные условия для жизнедеятельности коллектива, в котором бы каждый ребенок ощущал себя частью целого;
- учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка;
- создает условия для самореализации учащихся;
- способствует развитию творческого потенциала детей;
- способствует успешной социализации детей в обществе.
Цель проекта «Пять лепестков» - создание условий, способствующих раскрытию и развитию творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива.
Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью современной школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся;
- Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся;
- Организация развивающего пространства;
- Ориентация на развитие познавательных способностей;
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
- Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга;
- Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.
В основу системы положены следующие принципы и подходы:
- принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, какой он есть, с учетом его возрастных особенностей;
- принцип событийности: введение в жизнь ребенка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел;
- принцип сотрудничества – деятельность строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- принцип успешности – оптимистический настрой ребенка опирается на коллективные и свои собственные достижения;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностно-ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности.
Функционально-деятельностный компонент
Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности.
Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я считаю основополагающими следующие направления деятельности воспитательной системы.
1 лепесток «Мы – умники»
Цель – создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- создавать ситуации успеха;
- научить самостоятельно получать знания, используя различные информационные технологии;
- повышать качественный уровень усвоения знаний;
- формировать внутреннюю потребность к получению новых знаний и дальнейшему самообразованию.
Формы работы:
Школа-ученик-учитель | Ученик-учитель | Ученик-учитель-родители |
Конкурс «Эрудит» | Игра «Умники и Умницы» | Рейтинг достижений учащихся |
Предметные олимпиады | «Путешествие в страну знаний» | Игра «Звездный час» |
Конкурс знатоков русской поэзии | Интеллектуальный марафон |
Ожидаемые результаты:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся;
- широкий информационный кругозор, умение применять творческий подход к решению любых задач;
- умение применять свои знания.
2 лепесток - «Мы – вместе!»
Цель – создание условий для творческого совершенствования каждого ребенка совместно с семьей и ровесниками.
Задачи:
- организовывать совместную деятельность детей, родителей и педагогов по развитию творческих интересов;
- развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться;
- воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг к другу, к взрослым.
Формы работы:
Школа-ученик-учитель | Ученик-учитель | Ученик-учитель-родители |
Субботники «Школа - наш общий дом» | Праздник книги | Родительское собрание «Фотографии из семейного альбома» |
День матери | Классный час «О чем рассказывают наши имена?» | Праздник «День рождения класса» |
Праздник «8 марта!» | Игра-путешествие «Школа вежливости» | Семейный праздник «Вместе не страшны и тучи» |
Ожидаемые результаты:
- создание благоприятной атмосферы для развития индивидуальности каждого ученика в рамках классного коллектива;
- установление доверительных, дружеских отношений между отдельными учащимися, учителями и учениками;
- формирование основ традиций класса;
- активное участие всех детей в жизни класса;
- активная работа родителей по оказанию помощи в формировании устойчивого классного коллектива.
3 лепесток - «Мы за здоровый образ жизни»
Цель – привитие принципов здорового образа жизни.
Задачи:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- укреплять здоровье детей через туристические походы, подвижные игры и соревнования;
- повышать санитарно-гигиеническую культуру;
- предупреждать появление вредных привычек.
Формы работы:
Школа-ученик-учитель | Ученик-учитель | Ученик-учитель-родители |
«Папа, мама, я - спортивная семья!» | Беседа «Здоровье на грядке» | Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника» |
День здоровья | КВН «Мы и наше здоровье» | Помощь в озеленении кабинета и школы |
Беседа со школьной медсестрой «Зачем нужны прививки» | Классный час «Вредные привычки как разрушители здоровья» | «Веселые старты» |
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика состояния здоровья школьников;
- сформированная устойчивая потребность в соблюдении правил личной гигиены;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
- активная работа родителей по формированию здорового образа жизни;
- негативное отношение к вредным привычкам.
4 лепесток - «Мы - звёзды»
Цель – развитие творческого потенциала личности, расширение культурного уровня учеников.
Задачи:
- формировать духовные качества, эстетическое отношение к действительности;
- развивать творческую индивидуальность и способности;
- вовлекать детей в творческую деятельность;
- формировать навыки группового взаимодействия.
Формы работы:
Школа-ученик-учитель | Ученик-учитель | Ученик-учитель-родители |
Праздник ко Дню защитника Отечества | КВН в классе | Праздник «Золотая осень» |
Читательский марафон «Чтение для души» | Литературно-музыкальная композиция | Семейный альбом «Наше хобби» |
Выставка-просмотр «Домовичок научит» | Рыцарский турнир | Новогодний бал-маскарад |
Фольклорный праздник «Масленица» | День влюбленных | Посещение музея фотографии |
Игра «А ну-ка, девочки» | Подготовка творческих работ к празднику Великой Победы «Моя семья в истории страны» | |
Конкурс рисунков «Изобрази свою память» | Родительское собрание об итогах года «Мои достижения» | |
Праздник «Последний звонок». |
Ожидаемые результаты:
- развитие творческих способностей детей;
- сформированность понятий «жизненные ценности», «культурный человек»;
- осознанное стремление к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
5 лепесток «Мы - волонтеры»
Цель – создать условия для развития эмпатии учащихся.
Задачи:
- создавать ситуации успеха;
- научить самостоятельно организовывать добровольную благотворительную деятельность используя различные информационные технологии;
- повышать качественный уровень усвоения миротворческих навыков.
- формировать внутреннюю потребность к получению новых знаний и дальнейшему самообразованию.
Формы работы:
Школа-ученик-учитель | Ученик-учитель | Ученик-учитель-родители |
Акция «Ты записался в волонтеры?» | Игра «Школа, которую мы строим» | Рейтинг достижений учащихся |
Защита классных проектов | «По каким правилам мы живем?» | Игра «Звездный час» |
Конкурс знатоков гражданского права | Фотовыставка «Наши достижения» |
Ожидаемые результаты:
- создание условий для развития эмпатии учащихся;
- широкий информационный кругозор, умение применять творческий подход к решению любых задач;
- умение применять свои знания.
Пространственно-временной компонент
Каждая воспитательная система имеет свою базу, свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение ребят. Главным «местом жительства» 6 В класса является 28 кабинет и кабинет психолога . Здесь происходят главные события классной жизни, специально создаются или возникают стихийно ситуации, которые влияют на становление личности ребенка или формирование коллектива. Поэтому важна забота классного руководителя, учащихся и родителей об уютной, комфортной обстановке в кабинетах. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается всеми членами классного коллектива.
Эмоционально-психологическая среда обеспечивается созданием предпосылок для спокойного, уравновешенного, бесконфликтного общения. Воспитательная система не закрытая. Учащиеся принимают активное участие в совместных делах с другими классами: с учениками параллельных 6-х классов проходят спортивные соревнования, экскурсии, со детской общественной организацией «Forever Young” - подготовка к школьным праздникам. Общение с другими детьми и взрослыми происходит и в системе дополнительного образования: 2 человека посещают секцию бокса, 3 человека посещают музыкальную школу, 2 человека занимаются в детской школе искусств, 2 человека посещают театральный кружок. Эти связи способствуют формированию межличностных отношений с людьми разных возрастов.
Этапы реализации воспитательной системы:
1 этап – проектирование (2017-2018 учебный год) – 6 класс
2 этап – становление (2018-2019 учебный год) – 7 класс
3 этап – стабильное функционирование (2019-2020 учебный год) – 8 класс
4 этап – завершение функционирования (2020-2021 учебный год) – 9 класс.
Анализируя пока небольшие результаты воспитательной работы в классе, можно отметить, что первый этап характерный для 6 класса, где изучаются интересы, потребности, личностные характеристики учеников, происходит проектирование желаемого образа класса, определение перспектив развития классного коллектива очень важный. Чтобы воспитательная система плавно перешла на следующие этапы необходимо укреплять межличностные отношения, апробировались многие формы и способы совместной деятельности, формировать традиции класса.
Диагностико-аналитический компонент
Критериями эффективности работы воспитательной системы признают следующие: удовлетворенность детей и родителей атмосферой в классе, уровнем сформированности классного коллектива.
Диагностико-аналитическая деятельность в классе с помощью различных методик, позволила оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса:
- методика «Какой у нас коллектив», разработанная профессором А.Н.Лутошкиным, которая позволяет определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом,
- методика изучения удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя (разработана А.А.Андреевым),
- тест «Творческие способности вашего ребенка»
Результативность реализации
проекта «Пять лепестков»
В результате реализации 1этапа воспитательной системы «Пять лепестков» можно подвести следующие итоги:
- наблюдается прогресс в развитии коллектива, образовался свой актив, класс приобрел индивидуальность;
- в классе действует самоуправление;
- созданы и успешно работают творческие группы родителей;
- наблюдается стремление детей участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.
Значительными итогами воспитательной работы в классе стали:
- в 2016-2017 учебном году - грамота за третье место в школьном конкурсе «Переменный марафон»,
- в 2016-2017 учебном году пятое место в школьном фестивале немецкой песни «Аугенблик»,
- в 2016-2017 учебном году за активное участие в спортивном марафоне
Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех компонентов, присущих воспитательной системе, что говорит о ее плодотворности.
Прогнозируемый результат
Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса будет и в дальнейшем способствовать достижению положительных результатов:
- раскрытию собственной индивидуальности через практическую деятельность на основе полученных знаний;
- снижению роста негативных явлений;
- формированию здорового образа жизни;
- определению сферы самосовершенствования учащихся;
- приобщению родителей к совместной деятельности с детьми.
Реализация воспитательной системы «Пять лепестков» позволит, с моей точки зрения, достичь развития творческой, культурной, физически здоровой личности, готовой к самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."
Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...
КВН "Через тернии к звездам"
Внеклассное занятие содержит материал для проведения КВН по астрономии...
День космонавтики "Через тернии к звездам"
Сценарий классного часа для студентов (старшеклассников), посвященного Дню космонавтики....
Методическое пособие по МХК "Через тернии к звездам"
В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественная культура»....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»
Особое внимание хотела бы обратить на классные часы, c помощью которых мы можем развивать личностные качества. Классные часы я разделила на три типа в зависимости от деятельности уча...