Программа воспитательной работы в 10 классе
классный час (10 класс) на тему
Программа воспитательной работы включает характеристику класса, основные дела класса, план работы классного руководителя, тематику родительских собраний, классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_10_klasse.docx | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Система
воспитательной работы в 10 классе
Классный руководитель Мурхусаева Г.М.
Цель воспитания:
Создание условий для развития у учащихся компетенций, необходимых для успешной социализации
Основные задачи воспитания:
Способствовать развитию индивидуальности школьника (интересов, склонностей, личностных качеств, внутренних мотивов и целей), признание личности каждого в коллективе;
Помочь старшекласснику формировать свою жизненную позицию, определять перспективы, цели и условия их достижения;
Обеспечить возможность самореализации каждому в соответствии с интересами и способностями
Формы и средства:
Дискуссии, тренинги, групповые формы, проблемные ситуации, ролевые игры, походы.
Коллективное планирование.
КВН, фестиваль искусств, концерты, выставки.
Тестирование, дискуссия «Жизненная позиция», консультирование, классные часы «Моё будущее», встречи со специалистами.
Олимпиады, участие в социальных проектах и акциях, создание проектов, исследовательская деятельность.
Результат:
Положительная динамика уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, положительный психологический климат в классе, высокий уровень активности в общешкольных и городских мероприятиях, самореализация в деятельности.
Список обучающихся в 10 классе
№ | кл | Ф.И.О обучающегося | дата | домашний адрес, телефон |
Характеристика ученического коллектива 10 класса.
На основании сложившейся ситуации в классе цель воспитательной работы в 2016-2017 учебном году:
- построить воспитательную систему, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности учащихся, умеющих жить в коллективе и строить отношения дружбы и взаимопонимания;
- создать условия для социального самоопределения на будущее, развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.
Анализ воспитательной работы за 2015-16 учебный год.
В прошедшем учебном году работа была направлена на построение дружеских отношений в коллективе, отношений взаимопонимания, сплочения коллектива, раскрытие индивидуальных способностей обучающихся.
В начале и в конце учебного года проводились диагностики по определению уровня воспитанности, образованности, отношений в классном коллективе, по определению склонностей и интересов.
Диагностика по определению склонностей и интересов показывает, что для большинства учащихся на первом месте межличностное общение, а учеба, знания второстепенны.
В течение всего учебного года обучающиеся принимали участие в школьной жизни, в спортивных соревнованиях, не проявляя энтузиазма. Только участие в «Зарнице» оживило их и возродило в ребятах дух мужественности, состязательности в силе и ловкости.
Задачи воспитательной работы с классом на 2016-17 учебный год:
Познавательная
Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию. Помочь учащимся успешно закончить 10 класс и определиться в выборе жизненной карьеры.
Трудовая
Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей.
Общественная
Содействие социализации школьников, включение в жизнь страны и активную общественно-полезную деятельность Актуализация правового воспитание учащихся, уважения к законам.
Ценностно-ориентационная
Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего я.
Художественная
Развитие чувственного мироощущения, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей
Спортивно-оздоровительная
Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся
Свободное общение
Организация взаимообогащающего досуга учащихся: работа по сплочению и развитию коллектива, воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, культуры человеческого общения.
Законы жизни класса:
1. Закон уважения.
2. Закон дружбы.
3. Закон ответственности
Основное содержание работы
В начале учебного года |
▪ Организация получения учебников в школьной библиотеке (в течение 1-2 учебных дней). ▪ Изучение условий семейного воспитания учащихся (в течение I четверти). ▪ Уточнение социального паспорта класса. ▪ Организация коллективного планирования жизнедеятельности класса на I полугодие (до 20 сентября). ▪ Составление плана воспитательной работы в классе. |
Ежедневно |
|
Еженедель но |
▪ Осуществлять контроль за санитарным состоянием закрепленного за классом кабинета. |
Ежемесячно |
▪ Проводить занятия по ПДД, по технике безопасности. ▪ Дежурить на общешкольных вечерах и других мероприятиях ( согласно графику дежурств). ▪ Контролировать участие в кружках, секциях, клубах учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы. |
В течение четверти |
▪ Организовывать дежурство класса по школе (согласно графику дежурства). ▪ Организовывать генеральную уборку кабинета. ▪ Оперативно информировать зам. директора по в/работе или директора школы: - о случаях грубого нарушения учащимися класса Устава школы; - о необходимости социальной защиты своих учащихся - и вместе с ними принимать необходимые педагогические меры; ▪ Организовывать контроль за состоянием школьных учебников. ▪ Проводить родительское собрание. ▪ Организовывать работу родительского комитета класса. ▪ Посещать МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы и другие мероприятия, связанные с повышением квалификации классного руководителя. |
В конце четверти |
▪ Сдавать завучу отчет об успеваемости класса. ▪ Информировать родителей об итогах учебной четверти. |
В конце учебного года |
▪ Проводить пед. анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдавать его (в форме отчета) в учебную часть. ▪ Организовывать сдачу школьных учебников в библиотеку. Организовывать ремонт классного помещения.
|
Примерная тематика классных часов
Месяц | духовно-нравственное воспитание | гражданско-патриотическое воспитание
|
сентябрь | Диагностика нравственных приоритетов учащихся | День Знаний. Классный час: «Моя Родина - Россия». |
октябрь | Как заставить себя учиться? Беседа с презентацией | День памяти жертв политических репрессий |
ноябрь | Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа) | «Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация) |
декабрь | Как научиться властвовать собой? (тренинг) | Новогодние традиции народов мира |
январь | Мост в будущее. Как его построить? | Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях» |
февраль | Анкетирование по вопросам самосовершенствования | участие в школьных мероприятиях к 23 февраля |
март | «Нет никого дороже родителей…» (урок-презентация, посвящен Дню матери). | «Противостоять злу» - беседы о сектах и движениях, запрещенных в государстве |
апрель | Беседы о культуре. Письма Д.С.Лихачева | Час общения «Права и обязанности гражданина» |
май | Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность» | «О них мы будем помнить всегда» (беседа, участие в митинге) |
Месяц | спортивно-оздоровительное воспитание | художественно- эстетическое воспитание | профориентация |
сентябрь |
| Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана деятельности на новый учебный год и организация дежурства». | |
октябрь | «Причины суицида среди подростков» (беседа) | участие в празднования Дня учителя | Тренинг «Планирование карьеры» |
ноябрь | «Всему начало любовь…» дискуссия | Класс. час «Качество и эффективность учебного труда» | |
декабрь | Классный час: « Роль физической культуры для организма учащихся». | Выпуск Новогодней газеты | |
январь | «Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование) | Игра по профориентации «В центре занятости населения» | |
февраль | Беседа «Культура одежды» | Мой профессиональный выбор - экскурсия в мир профессий | |
март | «Суд над сигаретой» (Ролевая игра) | Поздравление учителей и девушек класса | |
апрель | Юмор в жизни человека (час общения) | ||
май | Беседа « Всемирный День борьбы с курением». | "Музыка и мы" дискуссия | анкетирование «Мои навыки и умения» |
Примерные темы родительских собраний
№ | Тема | Класс | Время проведения |
1 | «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации» | 10 | 1 четверть |
2 | «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» | 10 | 2 четверть |
3 | «Роль самооценки в формировании личности» | 10 | 3 четверть |
4 | «Летние каникулы – время самосовершенствования» | 10 | 4 четверть |
Участие в общешкольных делах
Участие в мероприятиях по плану школы и города
Работа с проблемными детьми:
1. Беседа с учащимися о поведении, внешнем виде, посещаемости (в течение года).
2. Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости (в течение года).
3. Привлечение учителей-предметников для бесед с учащимися по предупреждению негативных итогов успеваемости (в конце учебной четверти, полугодия, в конце учебного года).
4. Индивидуальные задания учащимся при подготовке к общешкольным мероприятиям (новогоднее оформление кабинета, участие в новогоднем празднике, поздравление учителям к Дню учителя, поздравления к 8 марта и т.п.).
5. Профилактика правонарушений, ЗОЖ (в течение года).
6. Индивидуальные консультации с привлечением социально-психологической службы школы (по мере необходимости).
7. Личные беседы с учащимися (по мере необходимости).
Работа с родителями:
1. «Родители для родителей». Индивидуальные и групповые консультации, советы, рекомендации (в течение года).
2. Родительский консилиум по успеваемости учащихся, предварительным итогам (в конце полугодия, года).
3. Посещение семей учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении (в течение года).
5. Тематические родительские собрания (в течение года).
6. Работа с родительским комитетом (в течение года).
Основные направления деятельности классного руководителя:
1. Общение.
Для успеха в жизни культура общения с людьми гораздо важнее, чем обладание талантом.
Задача классного руководителя:
Способствовать развитию индивидуальности школьника (интересов, склонностей, личностных качеств, внутренних мотивов и целей), признание личности каждого в коллективе.
Социальные роли обучающихся
Я -одноклассник –ученик –лидер -сын (дочь) –гражданин -потребитель.
Кто я? Какой я?
Мотивы поведения; последствия ошибочного поведения, предвидение последствий.
Вопросы для обсуждения:
Я в коллективе:
Взаимоотношения в классе;
Бесконфликтное общение;
Забота, внимание; деликатность, этикет.
Я ученик:
Отношение к учёбе;
Взаимоотношения с педагогами;
Этикет, уважение, ответственность.
Я сын (дочь):
Роль семьи в жизни человека;
Моя роль в семье;
Взаимоотношения с родителями;
Эмпатия, любовь.
Я гражданин:
Деятельность созидательная и разрушительная;
Мои права, мои обязанности;
От шалости к преступлению;
Отношение к воинской обязанности;
Долг, честь, уважение к своей стране, законам, языку.
Я потребитель:
Отношение к материальным ценностям;
Неприкосновенность чужой собственности;
Цена в системе ценностей.
Я лидер:
Кто такой лидер?
Участие в социальных проектах;
Лидерские качества, способы и приёмы их развития;
Самооценка и рефлексия;
2. Творчество.
Каждое дело творчески, а иначе – зачем?
Задача классного руководителя:
Обеспечить возможность самореализации каждому в соответствии с интересами и способностями
Виды творческой деятельности:
Коллективное планирование;
Сбор класса;
Посвящение в десятиклассники;
Защита проектов;
Участие в школьных и городских ключевых делах;
Ведущая деятельность – коллективное творческое дело.
Традиции класса.
Письмо первому классному руководителю/ себе «Какой я стал»
Походы выходного дня (в начале учебного года и в новогодние каникулы выход на природу – места традиционные для класса - вместе с родителями).
Дневник добрых дел класса
3. Выбор профессии.
Каждый человек – автор своей собственной жизни.
Задача классного руководителя:
Помочь старшекласснику формировать свою жизненную позицию, определять перспективы, цели и условия их достижения.
Виды деятельности:
Определение своего профессионального типа личности: анкеты, тесты, тренинги.
Как устроиться в жизни или как строить своё будущее? – дискуссия.
Деловая игра «Стратегия успеха».
Реклама профессии – защита проектов.
Личностное развитие – прямой путь к успеху – тренинги.
4. Учебные исследования, проекты.
Все знакомо вокруг, тем не менее,
Есть на свете немало всего,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Задача классного руководителя:
Способствовать развитию опыта интеллектуального общения, мотивации к познавательной деятельности, самореализации учащихся.
Участие в интеллектуальных конкурсах, играх, предметных олимпиадах
Защита проектов (групповая и индивидуальная).
Интеллектуальные игры: «Литературный ринг», «Знания на бочку», «Морской бой» по различным областям знаний.
Познавательные дискуссии, аукцион вопросов.
Выпуск познавательных газет.
Тренинг «Эрудит».
Вечер неразгаданных тайн. (Группы готовят выступление о неразгаданных явлениях).
5. Самоуправление в классе
Одним из важнейших механизмов способствующих развитию личности, формированию активной жизненной позиции учащихся является самоуправление.
«1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
2. Детское самоуправление – не специальная деятельность детей «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников.
3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью; это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Органы самоуправления с определёнными полномочиями – это ещё не система, а лишь её «каркас».
В.А. Караковский, Д.В. Григорьев в книге «Школа воспитания: 825-й маршрут».
Моя основная обязанность - создавать условия для такого опыта — для обсуждения и принятия норм школьной жизни, для приобретения правовых знаний и выработки навыков защищать собственные интересы в рамках права.
Совет класса – это постоянно действующая структура ученического самоуправления, которая действует в контакте с классным руководителем. Совет планирует деятельность, связанную с самообслуживанием, организацией дежурства, анализом успеваемости, помощи педагогам в организации учебного процесса, организацией досуга.
Подходы к организации работы в 10 классе
Молодому человеку трудно ориентироваться в современном мире, часто он не понимает причины своих неудач и бросается из крайности в крайность: то раздражителен и агрессивен, то молчалив и подавлен. Особенно это проявляется у подростков при их жажде самоутверждения среди сверстников, бьющей через край энергии, стремлении показать свою смелость и неуязвимость.
Важно не только помочь ребятам устранить те или иные проблемы, но и сформировать у них навыки самостоятельно находить выход из трудных ситуаций.
Ведущий принцип педагогической деятельности - принцип педагогической поддержки.
Задачи:
Установить позитивный контакт с родителями учащихся;
Создавать положительный эмоциональный фон, настроенность на успех посредством скрытой помощи, одобрения.
Разработать цикл ярких, интересных упражнений на уроках и классных часах для развития умений общаться, творческих способностей.
Координировать работу педагогов по соблюдению единых требований к учащимся, информировать об их индивидуальных способностях, состоянии здоровья, личностных особенностях.
Содействовать повышению личностной значимости учеников, в особенности тех, кто слабо успевает в учёбе, вовлекая их в различные виды деятельности.
Основные положения:
организация деятельности в классе должна основываться на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;
позиция педагога – рядом и вместе;
диалогичность взаимодействия
создание ситуаций самовыражения, самоутверждения подростков.
изучение качеств личности подростков.
Ведущий мотив деятельности подростка – мотив общения, взаимодействия со сверстниками.
Основные темы дискуссий:
Как устроиться в жизни или как строить своё будущее?
Основы отношений между людьми.
Деньги, их власть.
Безразличие к жизни: от нас ничего не зависит.
От шалости к преступлению, от преступления к наказанию.
Изучение качеств личности подростков:
Самооценка, удовлетворённость своей деятельностью, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности, способность к принятию позиций другого человека, коммуникативные способности.
Умение адекватно оценивать себя, навыки рефлексии – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность личности. Принципиально важно дать понять каждому, что сравнивать результаты нужно только свои собственные и оценивать достижения или результат только относительно самого себя.
Перечень умений для самооценки:
Осознаю цели своего образования.
Отчётливо представляю себе требования к уровню образованности выпускника средней школы.
Предвижу возможные затруднения в обучении и общении, нахожу пути их преодоления.
Формулирую вопросы к педагогам, классному руководителю.
Обращаюсь за консультацией к педагогам, классному руководителю, предварительно сформулировав вопросы к ним, т.е., отделив ясное от неясного.
Планирую своё время.
Организую своё рабочее место, необходимые средства.
Контролирую действия, движения, мимику.
Самостоятельно нахожу ошибки, неточности в выполнении заданий и исправляю их.
Анализирую причины успехов и неудач в обучении.
Таблица «Самооценка»
индивидуальное ранжирование | самооценка | групповое ранжирование | взаимооценка | повторная самооценка |
Самопознание | 3 | |||
Открытость | 4 | |||
Эмпатия | 5 | |||
Доброжелательность | 4 | |||
Конкретность | 2 | |||
Аутентичность | 2 | |||
Инициативность | 3 | |||
Непосредственность | 4 | |||
Принятие чувств | 5 | |||
Конфронтация | 1 |
0 – никогда не проявляется редко проявляется
1 - чаще не проявляется, чем проявляется
2 - в равной степени
3 - чаще проявляется, чем не проявляется
4 - проявляется почти всегда
5 - проявляется всегда
Качества:
Эмпатия – умение видеть и понимать мир глазами других людей, воспринимать их с их же позиции и способность сказать об этом.
Доброжелательность – умение чувствовать и показывать людям своё доброжелательное отношение.
Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями, способность быть самим собой.
Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить чётко и ясно о своих переживаниях, мнениях.
Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, активно бороться за дела, не дожидаясь других.
Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую.
Открытость – умение открыть свой внутренний мир другим, искренность готовность говорить о своих мыслях и чувствах.
Принятие чувств – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей.
Конфронтация – противоборство, противопоставление, столкновение интересов, умение пойти на конфронтацию с целью объяснения истинных и подлинных отношений.
Самопознание – умение быть автором своей самооценки, исследование себя в своей жизни, в отношениях с людьми.
Приложение 1
Виды упражнений для изучения качеств личности
Занятие № 1 (знакомство, раскрепощение двигательной активности).
«Снежный ком»
«Тутти-фрутти»
«А я еду…»
«Здравствуйте, здравствуйте…»
Приседание в кругу.
Занятие № 2 (доверие, раскрепощение, слаженность действий).
«Здравствуйте, здравствуйте…»
«Тутти-фрутти»
«А я еду…»
«Часы»
«Змейка»
«Скала» (облегчённый вариант)
Занятие № 3 (взаимодействие, слаженность действий).
Беседа о лидерских качествах
Упражнение «Я хозяин»
«Тихий стул» - всем одновременно поставить стулья, как будто поставили один стул.
С завязанными глазами объединиться в группы «Девочки», «Мальчики», не говоря ни слова.
Сесть на стулья спиной друг к другу, описать друг друга: цвет глаз, волос, причёску, выражение лица и т. д.
«Репортёр» (узнать о собеседнике за короткий, фиксированный промежуток времени максимум информации).
«Скала» - усложнённая (на ограниченном пространстве группе необходимо поменяться местами в зеркальном отражении. Только в сплочённой группе с определившимся лидером упражнение успешно).
Занятие № 4 (рефлексия) «Мы очень разные и этим интересны».
Правила внутригрупповой работы.
«Репортёр».
«Горячий стул».
Узнать друг друга.
Передача пожеланий.
Занятие № 5. (доверие, уверенность в себе, самооценка).
«Слепой и поводырь». Обсуждение, рефлексия.
«Кочки».
«Необыкновенный предмет».
«Колокол».
«Поднять одного лежащего одним пальчиком».
«Свободное падение»
Обсуждение чувств, ощущений, причин.
Занятие № 6. (уверенность в себе, эмпатия, рефлексия, самооценка). Развитие навыков общения в группе и умений принимать решения.
«Термометр».
«Растопи круг».
Расположиться всей группой на очень ограниченном пространстве.
Обсуждение, рефлексия. (Обязательно возникнут сложные конфликтные ситуации, проблемы взаимоотношений).
Занятие № 7 (развитие воображения, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения).
Группа делится на две подгруппы, каждая решает одни и те же задачи, затем подгруппы встречаются и доказывают свои способы решения.
Задача 1. Разместить 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырёх стен (на дверь не обращать внимание) было размещено одинаковое их число.
Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам – и так до бесконечности. Известно, что через пять часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа воспитательной работы в классе
Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ
Данная программа направленана развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственны...
Программа воспитательной работы 5 класс
Программа воспитательной работы "Давайте жить дружно" рассчитана на реализацию в течение 1 года....
Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)
программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса
Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...
ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...
Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)
Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...