Программа здоровьесбережения
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т. е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме. Формирование здоровья учащихся в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
В школе поселка существует Программа развития, одной из направлений которой является проект «Здоровье». Моя программа здоровьесбережения разработана в соответствии с данной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya.docx | 78.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа здоровьесбережения
5 -9 классы
Лукомская М.А. – классный руководитель 5 «А» класса
2016 год
Пояснительная записка: Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т. е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме. Формирование здоровья учащихся в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
В школе поселка существует Программа развития, одной из направлений которой является проект «Здоровье». Моя программа здоровьесбережения разработана в соответствии с данной программой.
С одной стороны школа поселка Чистые Боры предоставляет все необходимые условия для поддержания и укрепления здоровья учащихся: современный спортивный зал, плавательный бассейн, стадион, тренажерный зал. Медицинское сопровождение учащихся обеспечивают квалифицированные специалисты. Поселок расположен в экологически благополучном районе нашей области: он окружен сосновыми лесами; рядом протекает река Тебза, известная чистой прозрачной водой; многочисленные холмы являются прекрасным местом для занятий лыжным спортом; оживленная автомобильная трасса проходит в стороне от поселка.
С другой стороны, проанализировав классные журналы класса за начальную школу, побеседовав с родителями и учителями, медицинскими работниками школы и поликлиники, проведя анкетирование учащихся, я пришла к выводу, что 57% учащихся занимаются физкультурой в подготовительной группе, в классе двое детей-инвалидов, 67% учащихся имеют хронические заболевания глаз, органов пищеварения, дыхания, костно-мышечной и соединительной ткани, по этим причинам в течение года каждый ученик пропускает в среднем 13,5 дней, в течение года отдельные ученики пропускают до месяца занятий.
Таким образом, неумение детей заботиться о своем здоровье приводит в высокой заболеваемости и, как следствие этого, к снижению качества знаний.
Данное противоречие явилось причиной разработки программы по улучшению здоровья учащихся класса. Программа была одобрена учащимися класса, родителями, коллегами, администрацией, психологами и социальным работником.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Тема сохранения здоровья человека в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья учащихся. Фактические данные говорят о ее актуальности. За последнее десятилетие состояние здоровья школьников значительно ухудшилось. Сейчас только 5% детей могут считаться абсолютно здоровыми, 15% учащихся начальных классов жалуются на головные боли, 30% учащихся имеют нарушение осанки, 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса. Чаще всего у школьников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление, тревожность и невротические расстройства.
Анализ посещаемости учащихся учебных занятий за два последних года выявил отрицательную тенденцию заболеваемости учащихся класса. 2010-2011 учебном году было пропущено по болезни 1002 часа, 2011-2012 по болезни пропущено 1044 часа, 2012-2013 только 700 часов по болезни.
Причин увеличения заболеваемости множество: экологических, социальных, медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Если мы научим учащихся ценить, беречь и укреплять здоровье, то можно надеяться, что наши дети будут здоровы и развиты не только личностно, но и физически.
ПРОБЛЕМА
1.Нет достаточно разработанной системы взаимодействия педагогов, родителей в сохранении здоровья ребенка.
2. Безразличное отношение родителей к собственному здоровью и здоровью собственного ребенка.
Цель программы: создать условия для формирования у учащихся и их родителей ответственного отношения к своему здоровью в физическом, психологическом, социальном плане.
Задачи программы:
· формирование культа здорового образа жизни;
· создание оптимальных условий для учебы и занятиями физкультурой и спортом;
· содействие повышению роли семьи в оздоровлении детей;
Участники программы: учащиеся класса, классный руководитель, родители учащихся, учителя-предметники, медицинские работники школы, преподаватели спортивной школы, работники столовой, школьные психологи, воспитательная служба.
Сроки реализации: 2016-21 гг.
Основные направления программы и их реализация
Программа реализуется в три этапа:
1-диагностико – проектный ( 2016 -2017г.г.,5 класс)
2-содержательно - деятельностный (2018-2020г.г.,6-8 классы)
3-рефлексивный (2021 г, 9 класс )
Содержание деятельности на каждом этапе:
1.Диагностико – проектный: комплексное обследование состояния здоровья учащихся 5класса; составление карты здоровья класса с указанием конкретных проблем каждого ребенка, разработка программы здоровьесбережения в классе, согласование позиций с участниками образовательного процесса.
Ожидаемый результат: получение целостной картины состояния здоровья учащихся класса (количество детей по видам заболеваний).
2. Содержательно – деятельностный : работа по реализации здоровьесбережения в классе, координирование деятельности участников программы, корректировка промежуточных результатов.
Ожидаемый результат: улучшение самочувствия учащихся и как следствие этого более высокие показатели учебной деятельности, сокращение количества пропусков уроков по болезни,. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья в целом.(Качественные показатели: повышение уровня психического, физического и социального здоровья в целом; улучшение самочувствия учащихся; показатели учебной деятельности. Количественные показатели: сокращение количества пропусков по болезни со 100% до 50%, сокращение обращений в медицинские учреждения по поводу болезни с 67% до 57%; увеличение 4 и 5 по физкультуре за год с 9 до 12 человек.)
3. Рефлексивный – проведение диагностических процедур, анализ полученных данных и соотнесение с первоначальной диагностикой; разработка индивидуальных планов поддержания здоровья выпускников.
Ожидаемые результаты: готовность продолжить заботу о здоровье после выпуска из школы, а именно: осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха.
Условия реализации программы
1. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
2. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг процесса улучшения здоровья.
3. Совершенствование содержания, форм и методов работы.
4. Привлечение органов ученического самоуправления, родителей, педагогического коллектива и работников внешкольных учреждений к планированию, организации и анализу работы по улучшению здоровья учащихся класса.
Принципы реализации программы
- программно-целевого подход (единая система планирования и своевременное внесение корректив в планы;
- информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в классе (открытость, доступность информации);
- вариативность (осуществление различных вариантов действий по реализации программы).
Управление программой
Классный руководитель, совет класса (2 человека), родительский комитет. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы и воспитательной службой. Консультативная и организационная помощь оказывается медицинскими работниками, психологами, социальным педагогом.
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
Задачи: 1.Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).
2.Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей | 2016 г. | классный руководитель учитель физкультуры, медработники |
Проведение диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье детей. | 2017г. | классный руководитель |
Составление карты здоровья класса и разработка совместно с медработником индивидуальных программ коррекции здоровья детей. | 2016-2017г.г. | классный руководитель, медработники |
Проведение классных родительских собраний, круглых столов, встреч с специалистами по проблемам сохранения и укрепления здоровья | 2016- 2021 гг. | классный руководитель, учащиеся, медработники, учитель физкультуры и руководители спортивных секций |
Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков участников программы по данной проблеме | 2016-2021гг. | администрация, классный руководитель, медработники, родители |
Проведение классных часов и участие в общешкольных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности | 2016-2021гг | классный руководитель, учащиеся |
Использование сайта школы для размещения информации для участников программы | постоянно | классный руководитель, учитель информатики |
Профилактическая деятельность
Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика ДДТТ.(детский дорожно-транспортный травматизм)
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний | Постоянно по графику | медицинские работники школы и поликлиники |
Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей | постоянно | медицинские работники, администрация, классный руководитель |
Улучшение питания детей класса: - полный охват горячим питанием; - пропаганда культуры питания в семье; | постоянно | администрация, классный руководитель, работники столовой, родители |
Проведение систематических мероприятий по улучшению санитарии и гигиены: - генеральные уборки классных комнат, школы; - соблюдение санитарно-гигиенических требований. | регулярно | администрация, классный руководитель, учащиеся |
Предупреждение травматизма: - оформление уголка по технике безопасности; - проведение инструктажей с детьми. | постоянно | классный руководитель |
Профилактика утомляемости: - проведение подвижных перемен; - физкультминутка на уроках | постоянно | учителя-предметники, классный руководитель |
.Проведение занятий по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях. | постоянно | учитель ОБЖ, классный руководитель, учащиеся |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
Задачи: 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы: - организация подвижных игр; - соревнования по отдельным видам спорта; - спартакиады, дни здоровья; - турслет; - походы; - спортивный час; - военные сборы для старшеклассников | постоянно | учителя физкультуры и ОБЖ, организаторы, классный руководитель, родительский комитет |
Занятия в спортивных клубах и секциях | постоянно | классный руководитель, руководители секций |
Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей. | постоянно | администрация, учитель физкультуры, классный руководитель |
Тематика классных мероприятий
Физкультурно-оздоровительные мероприятия 5 «А» класса на 2016-2017 учебный год
Результаты проекта
1.Снижение динамики заболеваемости в четвёртой четверти.
2. Создание комплекса мероприятий по здоровьесбережению.
3. Создание системы работы с родителями по популяризации ЗОЖ.
4.Снижение уровня тревожности учащихся.
Перспектива:
1.Внедрение в образовательный процесс новых технологий по здоровьесбережению.
2.Выбор творческой группы на 2017-2018 учебный год.
Диагностика по здоровье сбережению.
Родители – активные участники образовательного процесса. Для успешной организации просветительской работы по темам здоровьесбережения в течение учебного года проводился опрос родителей по темам лектория на темы: Сколько времени ребёнок сидит за компьютером? Делает зарядку по утрам вся семья? Какой вид спорта любят члены вашей семьи?
В феврале провела Экспресс-диагностику представлений о ценности здоровья учащихся
5-х классов.
В результате анализа итогов мониторинга в 2016-2017 учебном году из 22 учеников 5 «А» класса более 40% обучающихся набрали 13 и более баллов, дети осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип); 40 % набрали 11-12 баллов,
что свидетельствует о высоком уровне ценностного отношения к своему здоровью, и только 20 % учеников – 9-10 баллов, что значит у этих учащихся недостаточное осознание отношения к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);
приложение: Анкета «Мое здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.
Критерии оценки: 3 – да, 2 – иногда, 1 – нет.
1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
2. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
4. Занимаешься ли ты на уроке физкультуры:
а) с полной отдачей,
б) без желания,
в) лишь бы не ругали.
5. Занимаешь ли ты спортом длительно?
6. Оцени степень усталости на каждом уроке сегодня.
7. Были ли физические паузы на ваших уроках?
Карта здоровья 5 «А» класса
№ | Ф.И. | Год рождения | Сколиоз | Миопия | Диагноз на начало года | Диагноз на конец года | Группа здоровья |
1. | Александров Дмитрий | 27.02.2005 | Нарушение осанки | Тубинфециров. | Тубинфециров. | II | |
2. | Афанасьев Даниил | 12.03.2005 | Бронхиальная астма | II | |||
3. | Бархатова Дарья | 4.07.2005 | I | ||||
4. | Бродников Андрей | 23.05.2005 | Нарушение осанки | II | |||
5. | Вакуленко Ольга | 23.01.2005 | - 0,5 | I | |||
6. | Гайфулин руслан | 29.12.2004 | тубконтакт | тубконтакт | II | ||
7. | Демидов Владислав | 26.08.2005 | Бронхиальная астма | I | |||
8. | Добренькая Анастасия | 17.09.2005 | Бронхиальная астма | Бронхиальная астма | Заняти в спецгруппе | ||
9. | Кириллов Максим | 20.01.2005 | II | ||||
10. | Кириллова Юлия | 20.01.2005 | -0,75 | II | |||
11. | Коростелёв Сергей | 22.09.2005 | II | ||||
12. | Кошелева Екатерина | 2.01.2005 | I | ||||
13. | Михайлин Кирилл | 11.04.2005 | I | ||||
14. | Павленов Данила | 23.04.2005 | I | ||||
15. | Песля Алина | 1.10.2005 | I | ||||
16. | Петухова Татьяна | 8.06.2005 | I | ||||
17. | Просеков андрей | 26.04.2005 | I | ||||
18. | Рыбак Арина | 4.05.2005 | - 0,5 | I | |||
19. | Сабирова Марьям | 24.06.2005 | -0,5 | Атопический дерматит | II | ||
20. | Сидоркина Дарья | 30.01.2005 | I | ||||
21. | Татур Елизавета | 17.05.2005 | I | ||||
22. | Татур полина | 17.05.2005 | - 0,8 | I |
Таблица пропуска уроков за 2016-2017 учебный год
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Кол-во пропущенных уроков по болезни | 201 | 253 | 388 | 23 |
Кол-во пропущенных уроков в среднем/ на каждый учебный день | 201:52 = 3,9 | 253:40 =6,3 | 388:55 =7 | 1,4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по программе здоровьесбережения "Соревнование классов, свободных от курения".
Данный материал может быть использован для проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение школьников....
Программа здоровьесбережения на уроках математики
План:ВведениеПрограмма «Здоровье». Этапы реализации программыЗдоровьесберегающие технологии на уроках математикиЗдоровьесберегающая среда - это среда педагогической культурыСписок литературыВвед...
Программа "Здоровьесбережение школьника при нарушении речи"
Пояснительная запискаВ последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития людей. Сохранение и укрепление здоровья школьников – ведущее направл...
Программа здоровьесбережения «В здоровом теле – здоровый дух!» (2013-2016 гг.)
Программа здоровьесбережения«В здоровом теле – здоровый дух!»(2013-2016 гг.)...
Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области
Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г....
Разработка ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ по теме: «Со здоровьем мы друзья»
Цель программы: Создание условий по охране и укреплению здоровья обучающихся, через использование педагогических технологий и методических приемов....
Программа здоровьесбережения «Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения " МБОУ Тарасовская СОШ №2 на 2015-2020 учебные годы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки, отношения к своему здоровью, социального благополучия.ЦЕЛЬ: формирование у обучающ...