"Путь в профессию"
консультация (8 класс) на тему
В настоящее время остро стоит проблема в выборе профессии выпускниками общеобразовательных школ, и более остро она стоит перед лицами с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_v_professiyu.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путь в профессию начинается в школе»
В настоящее время остро стоит проблема в выборе профессии выпускниками общеобразовательных школ, и более остро она стоит перед лицами с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.
У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся коррекционной школы затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но не существенные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями.
Профессиональное самоопределение - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата.
Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся коррекционной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8-м годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям (например, водитель). Лишь к концу обучения в школе они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, маляр и др.).
Сфера возможного приложения труда умственно отсталых носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что вспомогательная школа не может выполнить своей основной социальной задачи - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям. Из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям,- эти качества необходимы в любой профессии.
Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у умственно отсталых учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.
Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учебе ребенка в специальной школе и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Задача педагогов и специалистов, работающих с детьми с отклонениями интеллекта выстроить работу с родителями таким образом, чтобы они стали опорой и поддержкой своим детям, тем более в вопросе их непростого выбора, который повлияет на их дальнейшую жизнь.
Итак, приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой.
Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, родителей и система проводимой допрофессиональной и профессиональной работы.
Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.
Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной организационной работы.
Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к труду, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней.
Компетенции, необходимые родителям для оказания помощи и поддержки в принятии детьми верного решения в выборе профессии:
- информационная компетенция (знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка)
- мотивационная компетенция (наличие значимых мотивов и потребностей реализации своей воспитательной функции, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей);
- коммуникативная компетенция (ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми, педагогами и специалистами)
- социально-трудовая компетенция (активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив)
- аналитическая (рефлексивная) компетенция (умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребенка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Мой долгий путь в профессию.
Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем. Очень приятно, что я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Мастер-класс "Путь в профессию"
Данное мероприятие направлено на оказание помощи учащимся 8 класса в профессиональном самоопределении, активизации выбора профессии и ознакомлении с рынком образовательных услуг. Содержани...
Мой путь в профессию
Эссе...
Путь в профессию
Ссылка на просмотр...
Статья "Мой путь в профессию"
Статья представляет собой размышления о выборе профессионального пути...
Социальный проект "Путь в профессию. Профессия-учитель!" 10 класс
Цель проекта представить профессию учителя как привлекательную, необходимую, хотя и трудную, будничную и одновременно таинственную, творческую....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Любовь Алексеевна, спасибо за
Любовь Алексеевна, спасибо за интересный материал! Совершенно с вами согласна, что выпускникам коррекционных школ (нарушение интеллекта) сложно ориентироваться в выборе профессии, а в дальнейшем и устроиться на работу.