Программа воспитательной работы 5-7 классы
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Рубан Ольга Ивановна

Программа воспитательной работы для 5-7 классов "Класс наш дом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_5-7_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Методическим объединением  кл.рук.                                                              Зам. Директора по ВР

Протокол от «___»____20___г.                                                                          _____________А.С. Краснова

Руководитель МО___________М.Б. Горбарчук                                             «____»_______20____г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5-7 КЛАССЫ (2014-2017 ГГ)

Составила классный руководитель – Рубан Ольга Ивановна

учитель первой категории

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛАСС - НАШ ДОМ"

5-7 КЛАССЫ (2014-2017 ГГ)

Я, ты, он, она –

вместе дружная страна,

вместе – дружная семья,

в слове «мы» - сто тысяч «я»!

Пояснительная записка  

I. Актуальность воспитательной деятельности.  Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю, сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.

Каждый ребёнок интересен. Чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.

Отмечаются также  тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:

- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;

- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.

Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.

Современная школа должна создавать все условия для становления личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, социальной сферах.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми,  роль классного руководителя остаётся неизменной. Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.      

В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.

  1. Цели и задачи воспитания в данной предметно-проблемной области.

Класс – это семья.

Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Перед тем, как приступить к строительству дома, следует определить, какими будут члены семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.

В любой семье основное значение отводится воспитанию.

Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

Основная цель воспитательной работы в классе – Организация  и развитие ученического коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребёнка.

Исходя из вышесказанного, были определены следующие задачи воспитательной деятельности:

1.    Создание  коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;

2.    Развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.

3.    Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.

  1. Принципы построения и реализации ВП

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача классного руководителя – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Мы должны создать коллектив (построить дом), в котором каждый ученик смог бы раскрыть свои потенциальные возможности.  Как классный руководитель (архитектор и руководитель стройки) мной установлены сроки и этапы реализации деятельности:

1.           2014-2015 гг – 5класс (закладка фундамента)

2.           2015-2016 гг – 6 класс (закрепление фундамента)

3.           2016-2017 гг – 7 класс (строительство дома)

Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:

 

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

Коллективный уровень 

Помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в пятом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;

Через организацию КТД, через деятельность классного актива создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;

Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание;

Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России.

Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса;

Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;

Пополнение «Портфолио класса»;

Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности. 

Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону.

 Групповой уровень 

Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;

Помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений;

Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;

Пополнять «Портфолио класса».

Организовать деятельность ученического самоуправления;

Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи;

Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора; 

Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;

Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;

 

                                                  Индивидуальный уровень 

  Учить умению рационально организовывать учебный труд;

  Через участие каждого пятиклассника в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре;

  В индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов;

  Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении

  Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

  Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

  Развивать у каждого культуру общения;

  • Помочь каждому  в  оформлении и заполнении своего «Портфолио».

  Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;

  Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

  • Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.

VI. Реализация программного содержания ВП

Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.

Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни. Классному  руководителю (архитектору) необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться ученическое самоуправление.

Самоуправление представляет собой:

Создание актива класса.

Подготовка дел при помощи специально созданных для этого секторов.

Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).

Сменяемость лидеров.

Данная воспитательная деятельность следует цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка (по методике И.П.Иванова).

На общем классном собрании избирается актив класса (мастера стройки), председатель актива (прораб), секторы (в каждом выбирается бригадир), на сборах которых распределяются общественные поручения.  

Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.

Актив класса

Основные задачи классного АКТИВА:

•  Определение целей и задач, стоящих перед учащимися класса;

•  Контроль за выполнением поставленных задач;

•  Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела;

•  Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь;

•  Оценивание проделанной учащимися работы.

•  Заполнение «Портфолио класса».

Секторы и их функции. 

Секторы 

Ответственный

Функции

Учебный

Контроль за посещаемостью и успеваемостью, выполнением каждым учащимся внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы

Помощь отстающим учащимся. Организация участия в предметных декадах.

Информационный

 

Выпуск информационных классных листов, школьных стенгазет, плакатов.

Культурно-

массовый

Проведение КТД, распределение между учащимися поручения по подготовке мероприятий. Организация мероприятий.

Спортивный

Помощь в организации и проведении спортивных игр, походов, мероприятий. Проведение классных часов, посвящённых здоровью и спорту.

Хозяйственный

Организация и контроль дежурства в классе и в школе. Составление графика дежурства.

«Родители»

На собрании избирается родительская инициативная группа – Родительский комитет (желательно со сменяемостью состава), которая оказывает помощь в организации и проведении мероприятий.

Результаты проделанной работы заносятся учащимися в «Портфолио».

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Среди направлений воспитательной деятельности являются следующие:

Самоуправление (цель: формирование инициативности, самостоятельности, ответственности)

Учёба (цель: развитие познавательной активности);

Творчество (цель: развитие творческой активности);

Здоровье (цель: формирование потребностей в здоровом образе жизни);

Общение (цель: развитие умений и навыков в сфере общения).

Работа с родителями и педагогами (создание родительской инициативной группы).

Виды и формы воспитывающей деятельности:

  • Классные собрания, планёрки (с активом класса), воспитательные занятия;
  • Классные часы:
  • лекция;
  • беседы;
  • часы общения;
  • ролевые игры;
  • диспуты;
  • мозговой штурм;
  • уроки творчества;
  • Мероприятия:
  • КТД;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • экскурсии;
  • походы;
  • проекты.

V.  Планируемые результаты.

Какими будут дети через три года?

1.    Сплочённый ученический коллектив со сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.

2.    Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы (более половины класса).

3.    Школьники с развитыми навыками публичных выступлений (более половины класса).

4.     Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.

5.    Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.

6.    Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.

7.    Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.

Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.

VI. Критерии оценивания.

В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.

Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)? 

Вид контроля

Критерии (что замерять) 

 

 

 

Контроль результатов воспитания

Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи).

Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства).

Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи).

Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть).

Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).

Сила воли (способность преодолевать трудности).

Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)

Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них).

Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность).

 

Контроль результатов обучения

Преобладающая учебная мотивация.

Ребёнок учится, чтобы:

а) угодить старшим;

б) избежать наказания;

в) получить поощрение;

г) по инерции, из послушания;

д) из любознательности;

е) ради самоутверждения;

ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития.

Развитие воображения

Развитие памяти

Развитие речи (устной/письменной)

Умения, навыки по предмету

Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения).

 

Контроль качества человеческих отношений

Тип отношений:

а) враждебно-отчуждённые;

б) отчуждённые, безразличные;

в) конкурентно-эгоистические;

г) доброжелательно-отчуждённые;

д) деловое сотрудничество;

е) дружба, интерес друг к другу,    взаимопомощь.

 

Контроль отношения к школе

Преобладающее отношение:

а) враждебное;

б) безразличное;

г) прагматично-деловое;

д) интерес;

е) тёплое;

ж) любовь и уважение.

 

Контроль результатов работы органов самоуправления

Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением).

Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением).

 

VII. План реализации программы. 

Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:

Образовательной программы школы;

Устава школы;

Воспитательной работы  школы;

Плана-сетки проведения мероприятий.

 

VIII. Мониторинг, диагностика  воспитательной деятельности.

Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.

Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся.

Мониторинг осуществляется классным руководителем, 

Методики диагностики, используемые для оценки результативности воспитательного процесса.

  • Методика «Мотивы учебной деятельности».  
  • Методика «Я – лидер»,
  • Методика «Мишень»,
  • Опросник для определения творческих наклонностей у школьников,
  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А. Л. Андреевым),
  • Диагностическая программа изучения уровней воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы 5-6 класс

Программа предназначена для работы в 5-6 классах. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школыЮ разработанная в нашем учебном заведении....

Программа воспитательной работы 7-8 класс

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.Ведущая воспитательная задача в 7-8 классе: формировать п...

Программа воспитательной работы 6-7 класс

Программа предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы....

Программа воспитательной работы с 5 классом

Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5-9 класса. Название программы - "Я расту"./p>Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой...

программа воспитательной работы 5-7 классы

Программа воспитательной работы разработана для организации деятельности классного коллектива  с 5 по 7 класс и расчитана на три учебных года....

Программа воспитательной работы с курируемым классом (5-6 классы)

Программа воспитательной работы расчитана на два учебных года....