Программа воспитательной работы 5-7 классы
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Программа воспитательной работы для 5-7 классов "Класс наш дом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_5-7_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим объединением кл.рук. Зам. Директора по ВР
Протокол от «___»____20___г. _____________А.С. Краснова
Руководитель МО___________М.Б. Горбарчук «____»_______20____г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5-7 КЛАССЫ (2014-2017 ГГ)
Составила классный руководитель – Рубан Ольга Ивановна
учитель первой категории
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛАСС - НАШ ДОМ"
5-7 КЛАССЫ (2014-2017 ГГ)
Я, ты, он, она –
вместе дружная страна,
вместе – дружная семья,
в слове «мы» - сто тысяч «я»!
Пояснительная записка
I. Актуальность воспитательной деятельности. Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю, сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.
Каждый ребёнок интересен. Чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.
Отмечаются также тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:
- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;
- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, социальной сферах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной. Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.
- Цели и задачи воспитания в данной предметно-проблемной области.
Класс – это семья.
Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Перед тем, как приступить к строительству дома, следует определить, какими будут члены семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
Основная цель воспитательной работы в классе – Организация и развитие ученического коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребёнка.
Исходя из вышесказанного, были определены следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
2. Развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.
3. Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
- Принципы построения и реализации ВП
Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача классного руководителя – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Мы должны создать коллектив (построить дом), в котором каждый ученик смог бы раскрыть свои потенциальные возможности. Как классный руководитель (архитектор и руководитель стройки) мной установлены сроки и этапы реализации деятельности:
1. 2014-2015 гг – 5класс (закладка фундамента)
2. 2015-2016 гг – 6 класс (закрепление фундамента)
3. 2016-2017 гг – 7 класс (строительство дома)
Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:
2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
Коллективный уровень | ||
➢Помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в пятом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками; ➢Через организацию КТД, через деятельность классного актива создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы; ➢Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание; ➢Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России. | ➢Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки; ➢Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса; ➢Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития; ➢Пополнение «Портфолио класса»; ➢Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности. | ➢Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи; ➢Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности; ➢Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. |
Групповой уровень | ||
✓Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий; ✓Помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений; ✓Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор; ✓Пополнять «Портфолио класса». | ✓Организовать деятельность ученического самоуправления; ✓Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества; ✓Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; ✓Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи; ✓Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора; | ✓Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности; ✓Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; ✓Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;
|
Индивидуальный уровень | ||
▪ Учить умению рационально организовывать учебный труд; ▪ Через участие каждого пятиклассника в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре; ▪ В индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов; ▪ Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении | ▪ Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений; ▪ Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам; ▪ Развивать у каждого культуру общения;
| ▪ Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»; ▪ Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;
|
VI. Реализация программного содержания ВП
Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни. Классному руководителю (архитектору) необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться ученическое самоуправление.
Самоуправление представляет собой:
∙Создание актива класса.
∙Подготовка дел при помощи специально созданных для этого секторов.
∙Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).
∙Сменяемость лидеров.
Данная воспитательная деятельность следует цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка (по методике И.П.Иванова).
На общем классном собрании избирается актив класса (мастера стройки), председатель актива (прораб), секторы (в каждом выбирается бригадир), на сборах которых распределяются общественные поручения.
Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.
Актив класса
Основные задачи классного АКТИВА:
• Определение целей и задач, стоящих перед учащимися класса;
• Контроль за выполнением поставленных задач;
• Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела;
• Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь;
• Оценивание проделанной учащимися работы.
• Заполнение «Портфолио класса».
Секторы и их функции.
Секторы Ответственный | Функции |
Учебный | Контроль за посещаемостью и успеваемостью, выполнением каждым учащимся внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы Помощь отстающим учащимся. Организация участия в предметных декадах. |
Информационный
| Выпуск информационных классных листов, школьных стенгазет, плакатов. |
Культурно- массовый | Проведение КТД, распределение между учащимися поручения по подготовке мероприятий. Организация мероприятий. |
Спортивный | Помощь в организации и проведении спортивных игр, походов, мероприятий. Проведение классных часов, посвящённых здоровью и спорту. |
Хозяйственный | Организация и контроль дежурства в классе и в школе. Составление графика дежурства. |
«Родители» | На собрании избирается родительская инициативная группа – Родительский комитет (желательно со сменяемостью состава), которая оказывает помощь в организации и проведении мероприятий. |
Результаты проделанной работы заносятся учащимися в «Портфолио».
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Среди направлений воспитательной деятельности являются следующие:
Самоуправление (цель: формирование инициативности, самостоятельности, ответственности)
Учёба (цель: развитие познавательной активности);
Творчество (цель: развитие творческой активности);
Здоровье (цель: формирование потребностей в здоровом образе жизни);
Общение (цель: развитие умений и навыков в сфере общения).
Работа с родителями и педагогами (создание родительской инициативной группы).
Виды и формы воспитывающей деятельности:
- Классные собрания, планёрки (с активом класса), воспитательные занятия;
- Классные часы:
- лекция;
- беседы;
- часы общения;
- ролевые игры;
- диспуты;
- мозговой штурм;
- уроки творчества;
- Мероприятия:
- КТД;
- конкурсы;
- викторины;
- экскурсии;
- походы;
- проекты.
V. Планируемые результаты.
Какими будут дети через три года?
1. Сплочённый ученический коллектив со сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.
2. Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы (более половины класса).
3. Школьники с развитыми навыками публичных выступлений (более половины класса).
4. Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.
5. Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.
6. Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.
7. Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.
Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.
VI. Критерии оценивания.
В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.
Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?
Вид контроля | Критерии (что замерять) |
Контроль результатов воспитания | Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи). |
Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства). | |
Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи). | |
Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть). | |
Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах). | |
Сила воли (способность преодолевать трудности). | |
Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность) | |
Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них). | |
Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность). | |
Контроль результатов обучения | Преобладающая учебная мотивация. Ребёнок учится, чтобы: а) угодить старшим; б) избежать наказания; в) получить поощрение; г) по инерции, из послушания; д) из любознательности; е) ради самоутверждения; ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития. |
Развитие воображения | |
Развитие памяти | |
Развитие речи (устной/письменной) | |
Умения, навыки по предмету | |
Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения). | |
Контроль качества человеческих отношений | Тип отношений: а) враждебно-отчуждённые; б) отчуждённые, безразличные; в) конкурентно-эгоистические; г) доброжелательно-отчуждённые; д) деловое сотрудничество; е) дружба, интерес друг к другу, взаимопомощь. |
Контроль отношения к школе | Преобладающее отношение: а) враждебное; б) безразличное; г) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое; ж) любовь и уважение. |
Контроль результатов работы органов самоуправления | Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением). |
Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением). |
VII. План реализации программы.
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
▪Образовательной программы школы;
▪Устава школы;
▪Воспитательной работы школы;
▪Плана-сетки проведения мероприятий.
VIII. Мониторинг, диагностика воспитательной деятельности.
Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.
Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся.
Мониторинг осуществляется классным руководителем,
Методики диагностики, используемые для оценки результативности воспитательного процесса.
- Методика «Мотивы учебной деятельности».
- Методика «Я – лидер»,
- Методика «Мишень»,
- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников,
- Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А. Л. Андреевым),
- Диагностическая программа изучения уровней воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы 5-6 класс
Программа предназначена для работы в 5-6 классах. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школыЮ разработанная в нашем учебном заведении....
Программа воспитательной работы 7-8 класс
Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.Ведущая воспитательная задача в 7-8 классе: формировать п...
Программа воспитательной работы 6-7 класс
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы....
Программа воспитательной работы с 5 классом
Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5-9 класса. Название программы - "Я расту"./p>Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой...
программа воспитательной работы 5-7 классы
Программа воспитательной работы разработана для организации деятельности классного коллектива с 5 по 7 класс и расчитана на три учебных года....
Программа воспитательной работы с курируемым классом (5-6 классы)
Программа воспитательной работы расчитана на два учебных года....