брошюра с классными часами
классный час (7 класс) на тему
в данной брошюре собраны классные часы духовно-нравственной направленности для 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnye_chasy_broshyura.doc | 598 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Г.Петухово, 2014
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Сборник классных часов,
направленных на
духовно-нравственное
развитие учащихся
7-8 классов
составил: Панфиленко Е.А.
г.Петухово, 2014
В настоящее время, глубокие изменения, переживаемые нашей страной, охватили все её сферы жизни. Новые политические реалии, интенсивное развитие рыночной экономики, каналы которой переполнены низкопробной продукцией массовой культуры
и агрессивной рекламой, порождают не только структурное переустройство социально-экономического порядка, но и существенно воздействуют на духовный уклад общества, стимулируют процесс пересмотра многих идейно-нравственных ценностей, производства и освоения новых духовных ориентиров.
Специфика детей состоит в том, что большинство из них, приобретают значительный опыт асоциальной жизни, деформируются в своём развитии, приобретая негативные личностные
качества. В связи с этим направление по духовно-нравственному воспитанию школьников является приоритетным в деятельности классного руководителя.
Всегда ли дружба важнее всего?
Цель:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищества;
воспитывать культуру чувств.
Оборудование: 2 ватмана, ладошки, иллюстрация, запись на доске, спокойная музыка, половинки сердец.
Оформление доски
«Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.»
В. Г. Белинский
1
«Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.»
М. Джалил.
Ход занятия:
Приветствие: “Добрый день, друзья!”
- Поставьте свои стульчики в круг так, чтобы не помешать другим.
- Как можно это сделать?
(под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг)
Этюд.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Придумайте название к этой иллюстрации.
(“Друзья”)
Экспликация.
- А почему вы решили, что эти ребята друзья?
- А кого можно назвать другом?
-Что такое дружба? Ученики работают со словарями.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
-Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный.
-«Дружба», «друг» казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
2
-У всех у вас есть друзья. Так давайте разберемся, что же такое дружба, кто такой друг и всегда ли дружба важнее всего.
-Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Родители Кати сочли, что Юля, с которой подружилась их дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юля, по просьбе родителей Кати перестала с ней дружить. Сначала Катя звонила, писала записки Юле. Вскоре и это кончилась. И вот через месяц Катя познакомилась с другой девочкой и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новой подруге родителям.
-Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).
-Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
Итог учителя, учеников: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, родители Кати хотели испытать их дружбу. Иногда мы называем другом тех, с кем ходим в кино, проводим свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.
-Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Мальчик опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! А ещё друг! – и отвернулась к окну”.
-Можно ли этих ребят назвать друзьями?
3
- Можно ли обижаться в данном случае на Костю?
-Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
-Как должен был поступить Костя?
- Всегда ли дружба важнее всего?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
-Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. “Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.
А умеете ли вы дружить? Предлагаю ситуацию: вот два друга. Один из них даёт оплеуху младшему школьнику, второй должен соответственно отреагировать. (Разыгрывается ситуация).
– А как вы поступите, если друг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный поступок?
- Всегда ли надо говорить правду друг другу, если это ему неприятно?
Игра «Продолжи предложение»
Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я …
Вывод. У каждого из вас на столе лежит ладошка и половинка сердца, напишите на ладошке всего 1 слово, ответив на вопрос: Что помогает дружбе?, а на половинке сердца: Что мешает дружбе?
Высказывания детей.
4
Проект: выработать законы дружбы
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Практикум.
С древних времён принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришёл к тебе с миром.
Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтём, что старшие первыми протягивают руку младшим, дамы первыми подают руку.
-А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
(М. Джалил.)
5
Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
Цель: развивать навык общения друг с другом, учить терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывать для себя непохожесть людей друг на друга.
Оборудование: иллюстрации(человек, непохожий на других,
обычный человек), карточки с аргументами, белые вороны, скотч.
-Ребята, посмотрите на картинку, что вы можете сказать об этом человеке?
-А что вы скажете об этом?
-На кого вы бы в первую очередь обратили бы внимание? Почему?
Вспомните случай, когда ваш внешний вид не соответствовал общепринятому, или вы высказывали точку зрения, отличную от других. А позже от взглядов окружающих, осуждающего шепота вы чувствовали дискомфорт и слышали загадочное слово “ворона”. Почему?
Подберите ассоциативный ряд к слову ворона.
– черная;
– глупая;
– белая;
– любит все блестящее;
– птица;
– гамбургская;
– нестандартная;
– особенная.
– Какая из ассоциаций подходит для темы нашего разговора?
– Кого называют “белой вороной”?
– Почему именно “белой”?
6
– Согласитесь ли вы с высказыванием, что быть белой вороной легко?
–В зависимости от выбранного ответа на последний вопрос участники часа общения объединяются в четыре группы:
1 группа – “да”.
2 группа – “нет”.
3 группа – “может быть”.
4 группа – “не определился”.
В течение пяти минут уч-ся в группах выбирают аргументы в пользу своей точки зрения. А затем по правилам ведения спора–диалога (о них напоминает учитель) представители групп доказывают свою точку зрения.
Вот некоторые аргументы групп:
1 группа:
“белая ворона” является сама собой;
привыкаешь быть “не таким”;
есть особенное мнение;
тебя выслушают;
ты с рождения такой;
общество не влияет на “белых ворон”.
2 группа:
“белых ворон” не понимают;
зачастую “непохожих” людей презирают, обижают, смеются над ними;
окружающие люди часто пытаются подавить индивидуальность “белых ворон”;
“белые вороны” либо одиноки, либо находят друзей среди себе подобных;
к “белым воронам” не прислушиваются, их мнение ничего не значит для большинства.
3 группа:
окружающие не воспринимают “белых ворон”, но им это не мешает, так как они любят одиночество;
“белые вороны” эпатируют окружающих своим внешним видом и вызывающим поведением, за которым скрывается ранимая душа, интеллигентность и неуверенность в себе;
7
есть свое мнение, и мнение окружающих не играет никакой роли;
быть другим – особенность “белых ворон” и их нельзя измерить привычными мерками и загнать в какие-то общепринятые рамки;
возможно, “непохожесть белых ворон” помогает им добиться многого в жизни.
4 группа (неопределившиеся):
фиксирует ответы групп, выбирает самые веские аргументы и по окончании спора-диалога отвечает на вопросы:
Каково было ваше мнение до нашего диалога?
Изменилось ли оно по окончании спора?
К какой точке зрения вы склоняетесь теперь и почему?
- Как вы думаете, успешны ли в жизни “белые вороны”? Добиваются ли они признания в обществе?
Ситуация: В одном из 6 классов была девочка, все её считали «белой вороной», внешностью она была неприметной, спокойная, вежливая, училась не на отлично, но без троек, ни в какие ссоры не влазила, кружки и секции не посещала, артистичностью не отличалась, поэтому и в делах класса старалась не участвовать, с ней не хотели дружить, потому что она казалась неинтересной. Но однажды в школе проходила ярмарка талантов: кто-то участвовал в концерте: пел или танцевал; кто-то принял участие в выставке «Умелые ручки». Всех поразила коллекция фигурок из бисера, о ней очень много говорили, и всем хотелось узнать – кто же смог сделать такую красоту. И вот на линейке стали награждать самых талантливых. Называют фамилию этой девочки, и все одноклассники были удивлены. После линейки они стали подходить к ней поздравлять, интересоваться её работами. У девочки загорелись глаза, она с таким интересом стала рассказывать о своём увлечении, что ребята отметили, какой она интересный собеседник. С тех пор эту девочку перестали называть «белой вороной».
- Ребята, давайте подумаем, каким способом девочка смогла добиться успеха? (Нужно не бояться показывать свои таланты)
-Среди нас тоже есть “белые вороны”, и мы можем ненароком их
8
обидеть. Чтобы этого не совершить, какой совет вы можете себе дать?
Участники часа общения пишут советы на своих листках и афишируют их на общем листе в виде белой вороны.
Появляются следующие советы:
чтобы не обидеть “белую ворону”, нужно самому встать на ее место
я сама “белая ворона”, и уже ни на кого не обижаюсь и белых ворон не обижаю
не делать вид, что вы “выше других”
прислушиваться к мнению человека быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями
найти доброе начало в “вороне”
воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами
не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир
не надо дразнить “белую ворону” и делать вид, что ты отличаешься от нее
-Посмотрите, у нас появилась стая белых ворон, а когда целая стая одинаковых, кто-нибудь выделяется?
-Так давайте жить дружно! – как говорил Кот Леопольд.
9
Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
Цель: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких духовно-нравственных ценностей как сочувствие, сострадание, желание понять и принять другого человека.
Задачи:
развивать умение к анализу и осмыслению получаемой информации, развивать рефлексию;
способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;
воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;
помочь обучающимся понять необходимость прощения, почувствовать радость от данного поступка.
Используемые методы в ходе проведения мероприятия:
направленная беседа,
групповая дискуссия,
ролевая игра,
элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия).
Оборудование:
репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Библия
4 стола, стулья стоят полукругом, таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».
Сердечки
«Токката и фуга ре минор» И. Баха
На доске размещен эпиграф
Любить – это значит прощать,
прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
10
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К. Рерих.
-Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Умеем ли мы прощать)
- А является ли эта тема актуальной?
- Нам очень часто приходится терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида? (Ответы ребят.)
Педагог: Обида – несправедливо нанесенное оскорбление, огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением.
-Коли есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой обидчик? (Ответы ребят)
Педагог: Обидчик – это тот, кто обижает кого-то.
-Раз есть обидчик, есть и обиженный. Кого можно назвать обиженным человеком?
Педагог: Обиженный тот, кто выражает чувство обиды.
-Ребята, а есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал? Наверное, каждому человеку случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.
-Какие чувства испытывает человек, обидевший кого-либо. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– Как же быть человеку, когда после конфликта, остается обида, злость, у него возникает желание отомстить, во что бы то ни стало? А если ему предстоит учиться с этим человеком в одной группе?
– Что делать обиженному человеку, если его обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра? (Обучающиеся отвечают по желанию)
-Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев –«мамихпапинатапа» Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой»
11
– Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из своей жизни и ответьте: «Чего хотят оба?»
(Обучающиеся отвечают по желанию)
– Всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
-Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям.
На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а другой обиделся на нее и разозлился. Придумайте, что будет дальше, чем может все это кончиться для мальчика, который не умел прощать? (Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция)
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).
Сказка «Болезнь непрощения»
(читает ученица)
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Та кое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень
12
ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у
13
жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
-Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.
Вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.
-Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение.
Как вы просите прощение? Покажите.
- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
-Прости меня, я больше так не буду!
Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
Почему при прощении люди подают друг другу руку?
История рукопожатия
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда
первобытные люди встречались в мирной обстановке, они
14
демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
-Давайте выработаем правило «Как просить прощение».
Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
-Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно)
-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).
-Всё ли можно простить?
- Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить.
Жаль, что самым близким людям любви достаётся меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут.
Я хочу предложить вам написать синквейн – это стихотворение , состоящее из 5-ти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания:
Ключевое слово – ребёнок
2 прилагательных, характеризующих данное понятие – хороший, добрый.
3 глагола, показывающих действие понятия – играет, гуляет, растёт.
Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение – маленький человек
1 слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием – радость.
15
Прощение.
Мудрое, нужное.
Облегчает, успокаивает, побеждает.
Без него нельзя.
Необходимость.
Ррукопожатие по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты – это зависит только от тебя?
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
16
-Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне» Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
Работа с притчей и с репродукцией картины
(Педагог читает притчу)
Педагог: Как вы думаете, какой момент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? (Ответы обучающихся)
– Именно этот фрагмент стал основой для сюжета картины.
Репродукция картины Р.Рембранта представлена на экране.
Педагог: Внимательно рассмотрите картину. И ответьте на мои вопросы:
– Чьи фигуры изображены в центре картины?
17
– Видно ли лицо сына?
– Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
– Что говорит о его раскаянии?
– Каким чувством проникнут отец?
– Что выражают руки и лицо старика?
– Что выражают лица стоящих рядом?
– Говорят ли люди? Пытаются ли вмешаться?
– В чем заключается идея картины?
Эмоциональное погружение в сюжетную линию картины
Педагог расставляет на четырех столах таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».
Педагог: Предлагаю вам пересесть за любой стол, по вашему желанию. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц, изображенных на картине.
На фоне «Токкаты и фуги ре минор» И. Баха педагог читает рассказ
Педагог: А теперь я попрошу вас подумать о том, какова позиция художника в этой картине – вы можете согласиться или поспорить с ним. Предлагаю вам стать участниками игры, в которой я – корреспондент, а вы персонажи картины, которым я буду задать вопросы.
«Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
– Что вы ощутили, увидев возвращающегося домой сына?
– Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встретившего вас с радостью?
– О чем вы подумали, когда пришли в себя?
– Как, впоследствии, изменится ваше поведение?
«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при
18
встрече с младшим сыном?
– Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
– Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?
– Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Педагог: Спасибо. А теперь вопросы ко всей группе. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Да, отец умел любить, поэтому простил ошибку сына и забыл об оскорблении. Взгляните на эпиграфы и найдите цитату из Библии о концепции христианской любви. (Зачитывается один из эпиграфов)
– Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «… был как бы мертв и ожил?»
– Кто, по вашему мнению, в притче не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
– Притча – это, как известно небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча и картина Рембрандта? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли
идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам
Педагог: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье? (Отвечают обучающиеся)
– Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни рядом в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери: «Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
– Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
19
Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко».
Педагог: Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или жестокой – зависит от вас!
Подведение итогов
Педагог: Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам о нашем занятии.
20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Брошюра для классных руководителей, детей и родителей ко дню правовой помощи детям
Данная брошюра может использоваться как раздаточный материал или пособие на уроке по праву/обществознанию...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...