Сюжетно-ролевая игра "Суд над сигаретой" для учащихся 5-6 классов
классный час (5, 6 класс) на тему
Классный час в форме сюжетно-ролевой игры "Суд над сигаретой" познакомит учащихся с историей табакокурения, его отрицательным влиянием на организм человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud_nad_sigaretoy.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в форме Сюжетно – ролевой игры «СУД НАД СИГАРЕТОЙ»
для учащихся 5-6 классов, проведённый учениками 10 класса
ПРОВЕЛА Михеева Татьяна Леонидовна.
Классный руководитель 10 класса
СУД НАД СИГАРЕТОЙ.
Цели: 1.Познакомить учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным влиянием на организм человека.
2.Воспитывать у учащихся негативное отношение к курению.
Оборудование: Аншлаг «Суд над сигаретой», плакаты о вреде курения, газета «Сигарета – это яд для больших и для ребят», газета «Задумайся!»
Реквизит: Костюмы медведя, лисы, дятла, волка. Костюм судьи (шапка, мантия, молоточек). Словарь Даля. Таблички «Судья», «Биолог», «Историк», «Филолог», «Математик», «Медик», «Табак» Таблички «Англия», «Дания», «Франция», «Япония», «Сингапур».
Цифры о химическом составе табака.
Ход мероприятия.
Учитель. Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, ребята, не раз слышали о вреде курения.
Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой проблеме, узнаем, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведём с вами суд над сигаретой.
Судья! Займите своё место! Внимание! Суд идёт!
Судья. Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую.
Сигарета. (идёт по залу, причитает и плачет): Я не виновата. Не виноватая я…
Судья. Уважаемые дамы и господа! Вы будете свидетелями не-обычного процесса, на котором нам предстоит решить, вредна или полезна подсудимая Сигарета.( Сигарете) Назовите себя, своё имя.
Сигарета. Моё имя – Сигарета.
Судья. Откуда вы родом?
Сигарета. Из Америки.
Судья. Кто вас так назвал?
Сигарета. Индейцы называли растение «петум», а трубочку –«сигаро». Так появилось моё имя.
Судья. Из чего готовят сигареты?
Сигарета. Из листьев табака.
Судья. В суд поступило заявление от родителей и учителей, учёных и врачей, которые просят рассмотреть ваше отрицательное поведение. В суде присутствуют со стороны защиты: Табак – рода многолетних трав из семейства паслёновых; со стороны обвинения: Медик, Историк, Математик, Биолог, Историк. Для начала обратимся к знатокам русского языка.
Филолог. Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет
«Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». Далее: «Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».
Судья. Непонятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. За
разъяснением обратимся к историкам.
Историк. История приобщения европейцев к курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные на солнце листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» - так они его называли.
Филолог. После второго похода Колумба семена табака были завезены в Испанию, а оттуда – во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
Историк. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585году через Архангельск. Царь Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении – 60 ударов палкой по стопам; два раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города.
Судья. Понятно, что имел в виду В. И. Даль в своём толковом словаре. Слово защите.
Табак. А вот Пётр Первый стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное средство.
Судья. Слово медикам.
Медик. Что касается Петра Первого. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных лёгких умер до срока.
Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов)часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.
Историк. Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы Первой (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее.
Судья. Прошу соблюдать порядок, очерёдность выступлений.
Математик. Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и тот не курит, то тот , следующий, выкуривает 4,4кг, а то и 6 кг табака.
Медик. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5млн человек.
Математик. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Судья. Да! Страшные цифры услышали мы от математика. Настало время свидетельских показаний. Слово лесным жителям.
Рассказчик. Стал Медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда весь табак в кисете вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всём забыл Медведь. Набьёт трубку, закурит и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал Медведь прихварывать. Шёл как-то он опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула,
Лиса. Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Мы не виделись всё лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел.
Что с тобою? Ты больной?
Медведь. Сам не знаю, что со мной!
Нездоровиться мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Лиса. Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медве-
дя, так и присел на задние лапы.
Волк. Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь. Да, хвораю.
Волк. Что с тобой?
Медведь. Силы нету той.
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Пропадаю…
Волк. Пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица!
Разберётся, даст совет,
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь. Завтра я к нему пойду.
Волк. А найдёшь его?
Медведь. Найду.
Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло
себе на зиму готовил. Подошёл Медведь к сосне, голову задрал кверху.
Медведь. Дятел, Дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь. Видно, нет.
Нездоровится мне что-то!
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь или пьёшь?
Медведь. Да, курю, откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь.
Ну-ка сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук, тук, тук!
Да-с! Выстукивать непросто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и медведь!
Ну с… Мне всё как будто ясно.
Медведь. Не смертельно ли опасно?
Дятел. Накопилась в лёгких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй ты мой совет!
А не то в берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Судья. Есть ли что табаку сказать в защиту?
Табак. Нет.
Судья. Слово для обвинения табакокурения Медикам. Ведь именно они назвали курение чумой 20 века.
Медик1. Курение или здоровье – выбирайте сами. Но знайте! Курение ухудшает память, внимание, почерк, глазомер. Появился термин: «болезни, связанные с курением». Вот снимок лёгких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик Природу затемнения придётся определять медикам. Это может быть туберкулёз или рак.
Медик2. Бедные лёгкие! Это пористый орган. В течение года у курильщика в лёгких накапливается около 1кг табачного дёгтя.
Медик 1. В медицине известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, то оказалось, что в лёгких скопилось около 1,5кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака лёгких.
Медик 2. Лёгкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани лёгких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.
Медик 1. Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Курение повышает риск возникновения инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрены конечностей.
Медик 2. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов – всё это выдаёт курильщика.
Судья. Почему курят? Это так вредно! Слово по результатам анкеты.
Учитель. В проведении анкеты приняли участие 63 человека. Мы надеемся, что все были откровенны, когда отвечали на вопросы, ведь анкета была анонимной. Итак, результаты анкеты.
- Пробовали курить 45 учеников из 63 опрошенных, 18-не пробовали.
- Из 45 человек, которые попробовали, продолжают курить 17 учеников, а вот 28 учеников попробовали, но курить не стали.
Это очень радует. Молодцы! Значит, вы нашли в себе силы не поддаться этой пагубной привычке! Так держать!
- Обычно курящие ребята в день выкуривают от 3 до 10 сигарет. Но есть у нас 4 заядлых курильщика, которые выкуривают от 10 до 1 пачки сигарет в день. Ну что ж! Вы хозяева своей жизни. Жаль, если она будет очень короткой!
- По-разному вы, ребята , относитесь к курению. Радует, что отрицательное отношение высказали 38 человека. Нейтраль-ны по отношению к курению 23 человека. Я думаю, вам не хватает информации о вреде курения. Узнайте больше о влиянии табака на ваше здоровье, на ваших окружающих, на потомство. Вы обязательно измените своё отношение.
Нас заинтересовали трое курящих молодых людей, которые курят, но относятся к курению отрицательно и даже пытались бросить курить. Как видно не смогли. Мы делаем вывод, что бросить очень трудно. Мы надеемся, что молодые люди всё же возьмут свою волю в кулак и откажутся от сигареты!
- Из 63 опрошенных только 2 относятся положительно к курению, хотя один из них отметил, что пытался бросить курить. Думаем, что раз пытался, то и отношение не такое уж положительное.
- На вопрос « Много ли твоих друзей курят?», лишь 3 человека написали, что его друзья не курят.
- На последний вопрос «Пытался ли ты бросить курить?» из 17 курильщиков 14 человек ответили, что пытались бросить, но уже не смогли.
3 человека даже не пытались бросить. Все они курят лёгкие сигареты, но задумайтесь, ребята, последствия будут тяжёлыми!
Прежде, чем закурить, подумай!
А так ли уж это необходимо!
Судья. У защиты есть желание взять слово?
Табак. Да. Если всё так плохо, то как же опровергнуть поговорку «Капля никотина убивает лошадь». А люди курят, и их не убивает никотин.
Судья. Кто возьмёт слово? Биолог, говорите!
Биолог. Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же чело-
век?
Математик. В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет – смертельный исход неизбежен.
Биолог. В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Судья. Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химически интересен. Слово в обвинении химикам.
Биолог. В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный
элемент полоний 20, табачный дёготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).
Судья. Последнее слово подсудимой.
Сигарета. Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод: курить – здоровью вредить . И сколько бы вам ни было лет (13 – 30 – 60 ), сигарету не брать! Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы! Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня всё.
Учитель. Встать! Суд идёт!
Судья. Объявляется приговор.
Учитель. Прошу сесть. Учащиеся нашей школы приняли участие в конкурсе плакатов против курения.
Объявляется защита плакатов.
Учитель. Борьба с сигаретой, с табаком охватила все страны мира!
А как борются с табакокурением в других странах?
Об этом расскажут восьмиклассники.
Ученик 1. Дания. Запрещена реклама сигарет
Ученик 2. Сингапур. За курение в общественных местах – штраф.
Ученик 3. Англия. Вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате.
Ученик 4. Франция. После антитабачной кампании число курильщиков сократилось на 2,5млн. человек.
Ученик 5. Финляндия. Введён день – 17 ноября – день без курения.
Учитель. Курить становится не модно, не престижно, стыдно, опасно. Запрещена реклама сигарет, налагаются штрафы, курильщиков не берут на работу! Ребята! Задумайтесь! О себе, о здоровье, о жизни своих будущих детей. И не курите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов
Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими видами спорта....
Сюжетно-ролевой урок (4 класс) Подвижные игры: « Поход на чудо-поляну»
Сюжетно-ролевой урок ( 4 урок) Подвижные игры: " Поход на чудо поляну"...
7 класс Сюжетно-ролевая игра по географии: «Заселение инопланетян»
Игра проводится в течение двух уроков при изучении темы «Природная зональность». Данную игру можно использовать на закрепление природных зон отдельного материка или как урок сравнения мате...
Конспект сюжетно-ролевого урока по физической культуре в 4 классе "Полёт в космос".
Урок носит познавательный характер, где учащиеся знакомятся с названиями планет, с их краткой характеристикой, знакомятся с именами космонавтов. Кроме этого урок способствует развитию физических качес...
Сюжетно – ролевой урок для 3 класса «Прогулка в лес». Обучение технике прыжка в высоту с прямого разбега.
Обучение технике прыжка в высоту с прямого разбега....
Сюжетно-ролевая игра для учащихся 7 класса "Морской бой"
Сюжетно-ролевая игра "Морской бой для учащихся 7 класса способствует формированию интереса к истории развития вооруженных сил России, позитивного отношения к службе в рядах вооруженных сил, актив...
Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...