разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"
методическая разработка (5 класс) на тему
разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 5 классе
г.Вязьма, Смоленская область, МБОУ СШ№2
Каткова Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.
Ход собрания.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
С точки зрения психолога...
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток). Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная 1. возбудимость 2 раздражительность
3 вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?
1 Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
2. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
3. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. 4. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
5. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Часть проблем связаны с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Классный руководитель:
Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование
Текст анкеты: опрошено 20
1. Тебе нравится в школе
Да 15 не очень, иногда 3 нет 2
2. Ты идёшь в школу с радостью
Да 9 почти всегда, иногда, не очень 9
Нет 2
3. У тебя в классе много друзей
Да 15 нет, не очень 5
4. Часто рассказываешь родителям о школе
Да, почти всегда, много 14
не очень, иногда 3 нет 3
5. Тебе нравятся твои одноклассники
Да 14 не все, не очень 5 нет 1
6. Кто особенно и почему
Иванова Катя умеет выслушать
Настя всегда поддержит, очень добрая
Сергей Лазуков всегда поможет
Алеся добрая, всегда поможет
7. Кто особенно не нравится и почему
Ульяна злая
Паша, Лёня, Давид, Даня всех достают и над всеми издеваются; глупо себя ведут; очень мешают, эгоисты
Паша ворует из карманов, плохо учится и рушит своё здоровье; мешает учиться; часто врёт
Давид очень выпендривается; считает себя каким-то королём, а мы все его рабы
Никита плохо ведёт себя и не учится, мешает другим, он словно бешеный
8. Что хотели бы изменить в классе
Не было стрелок, крепко дружили, были добрее, не было двоечников и хулиганов,
поведение отдельных учеников,
чтобы некоторые ребята ушли из нашего класса
Родительское собрание от 30.01.2014г.
Тема «Адаптация пятиклассников к предметному обучению»
Присутствовали родители:
Решение собрания:
1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Классный руководитель: _________(Каткова С. В.)
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже почти полгода. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы вы всегда держали нас в курсе жизни ваших детей и семьи.
Рекомендации для родителей.
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможным общением ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Моральное стимулирование достижений ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"
В данной разработке содержится лекция по теме, анкета для родителей и тренинг совместно с детьми....
разработка родительского собрания на тему " Проблемы подросткового возраста"
В данной разработке содержится лекция по теме, анкета для родителей и тренинг совместно с детьми....
Разработка родительского собрания на тему: "Трудности подросткового возраста"
Материал содержит разработку родительского собрания для родителей учеников 7-8 классов, на тему "Трудности подроскового возраста". К материалу прилагается наглядная презентация....
Методическая разработка родительского собрания. Переходный возраст: особенности контакта с подростками (7 класс)
Переходный возраст: особенности контакта с подростками....
Разработка родительского собрания для 7 класса «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»
Цель: повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми-подростками.Задачи: информировать родителей о психологических особенностях подросткового возраста, помочь родителям ра...
сценарий родительского собрания "Профилактика суицида у младших подростков"
Дан сценарий родительского собрания в 5 классе, в котором освещается проблема подросткового суицида и приводятся меры профилактики...
Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хрон...