Урок "Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ."
классный час (6 класс) на тему

Капац Ирина Николаевна

Урок позваляет сформировать у обучающихся толерантность отношений к детям с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  п.Коммунистический»

                                     

                                             Составила:

КАПАЦ ИРИНА  НИКОЛАЕВНА,

                                                                                учителя физики и математики

             

                                                     

п.Коммунистический

2016г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «УРОКА ДОБРА»

Учитель

Капац Ирина Николаевна

Тема

Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.

Класс

6

Технология

Интерактивные методы обучения: игры, моделирование ситуации, демонстрация видеофильмов, презентации, проведение конкурсов.

Форма

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: 

Проблемно-поисковые, практические, словесные.

Цель урока

  1. Формирование у одноклассников представления об инвалидности, осмысление положения инвалида в классе (обществе).

2.   Осмысление своего отношения к детям с ограниченными возможностями.

Задачи уроков:

Обучающие:

- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;

- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

Воспитывающие:

- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;

- воспитывать толерантность.

Планируемые результаты

  1. Знания здоровых детей о детях с ограниченными возможностями, их особенности и трудности.
  2. Построение и развитие партнерских отношений между детьми и взрослыми с разными возможностями.

Время проведения

40 мин

Оборудование

мультимедиа проектор, ПК, интерактивная доска, документ камера,

Материалы для работы

карточки с заданиями.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

(1 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Парами берутся за руки

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через:

1. прослушивание одного великолепного музыкального произведения Бетховена (он был глухим) с закрытыми глазами;

2. прослушивание стихов девушки Сони Шаталовой (ранний детский аутизм);

 3. просмотр картин художника, у которого от рождения нет рук.  Проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

Вопрос: А что объединяет этих людей?

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

-Ребята, а можно ли сказать что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)
А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.)

А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды)

А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?

Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».

Стоит ли так называть людей, как вы думаете?

На прошлом занятии я просила ответить вас на 3 вопроса:

 Что же это такое толерантность?

Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!

• в английском – готовность быть терпимым;

• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Мир именно таков, каким мы его делаем…»

- Встаньте, ребята, посмотрите друг на друга.  Подарите друг другу свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Размышляют

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

1. -. Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра? (словарь )

- Итак, добро являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира.

«Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета»

День толерантности отмечается 16 ноября

А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)

Всем вам известный А. Эйнштейн сказал замечательную вещь: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».

Согласны вы с данным высказыванием?

- В доказательство этого я хочу показать вам небольшой отрывок фильма. (ФИЛЬМ «Аутисты» с 12:22 мин. По 13:30 мин.)

А теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?

1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь  нарисовать или написать на бумаге или на интерактивной доске.

2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.

3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

Работа в группах

(1-2 – находят понятие «добро»,

«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»

Обсуждают в группах, делают выводы

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Физминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам.

- Назовите примеры ваших добрых поступков

Знаете ли вы что такое толерантность?

2. «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой– топаем.

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

«Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!»

4. - Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,  радостно.   В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. 

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

Покажите в рисунках как вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Написать мини – рассказ мое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

7.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

А сейчас, дорогие ребята, на тех листочках, которые я раздала вам в начале урока, я попрошу вас написать свои впечатления о сегодняшнем уроке добра. Быть может, это будут ваши пожелания, ваше мнение.

И мы прикрепим ваши листочки на нашу «Доску толерантности».

А закончить наше мероприятие я хочу пожеланием: будьте добрыми, будьте терпимыми и тогда люди вокруг вас станут добрее и терпимее и к вам. Спасибо за работу!

Прикрепляем листочки на доску.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


Используемая литература.

  1. .А. Лопатина, М. Скребцова НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).
  2. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
  3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
  4. Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
  5. Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
  6. Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа  п.Коммунистический»

                                     

                                             Составила:

КАПАЦ ИРИНА  НИКОЛАЕВНА,

                                                                                учителя физики и математики

             

                                                     

п.Коммунистический

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...

Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери        За период своего существования человеческая...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Цель: сформировать отношение родителей обычных детей к детям с особыми потребностями, какие способы взаимодействия их детей они считают допустимыми. Актуальность: проблемы создания формирования толер...

Мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ»»

Данный мастер-класс «Формирование толерантного отношения у педагогов к детям с ОВЗ» будет полезен психологам образовательных организаций при работе с педагогическим коллективом. Здесь раск...