Выявление и предотвращение суицидальных мыслей у детей
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Выявленее и предотвращение суицидальных мыслей у детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_predotvrashchenie_suitsidalnyh_namereniy_u_detey.pptx | 376.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свою работу я начала с проведения классного часа. Первым делом мне нужно было знать, кто в какой семье растет и воспитывается. На основе данных я составила социально – педагогический паспорт на каждого учащегося. После проведенного классного часа, мне сразу стало видно сколько в моем классе детей, воспитывающихся в полных семьях, сколько в неполных, некоторые учащиеся находятся под опекой. Дети, которые находятся под опекой, не показались мы склонными к суициду, а вот учащиеся из полных семей меня встревожили. Двое из них очень недовольны своей жизнью, в классе они лидеры, но дома не получают достаточно внимания от родителей, говорят, что родители их не любят. Один ребенок сказал, что и он не любит родителей, потому что считает, что не нужен им и что ему без них будет лучше. Конечно, я сразу поговорила с детьми и выслушала их, они доверились мне и очень долго рассказывали мне о своей жизни, о своих переживаниях, и я увидела, как они эмоционально успокоились. Вскоре я позвала на беседу родителей 8 класса, всех. Тема нашего родительского собрания была «Выявление суицидальных наклонностей у ребенка и способы их предотвращения» (см. презентацию).
Родители были заинтересованы нашей беседой. В конце собрания, я попросила остаться родителей тех детей, которые меня насторожили. Мы долго беседовали с ними. Мама ребенка утверждала, что у ребенка нет проблем, а даже если и есть, то он в состоянии решить их сам. Раздумывая над ее словами, я поняла, что ошибка, которую она совершает, отворачиваясь от сына – самая страшная и может стать роковой. Я рассказала ей о причинах суицидального поведения у детей и о том, как мальчику нужна мама, как ему важно чувствовать поддержку близких людей. На данный момент ребенок находиться под моим постоянным вниманием, он приходит и делиться своими проблемами, наладилась связь с мамой, она стала выслушивать его и спрашивать «как дела» ( чего раньше не делала). Сейчас, ребенок спокойный, мысли о том, что у него плохая жизнь исчезли. Наладились отношения с мамой, и это сделала мальчика другим человеком, он начал улыбаться и всегда позитивно мыслить . Я рада, что мама все же услышала меня и поняла, что ее сын еще ребенок, который находиться в таком возрасте, когда присутствие матери в его жизни просто необходимо.
Родительское собрание на тему: «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ»
Понятие «суицид» Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения. Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация , возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя: суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся: суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью; завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов . Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков : фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений. У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение : неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида , как правило, незначительны : двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Памятка родителям «Как помочь ребенку преодолеть тревожность» 1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте (« Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
2. Помогайте ребенку преодолеть тревогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, узнать который час, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Делайте это вместе до тех пор, пока ребенок не справится с тревожностью. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию. 3. Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе — не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
4. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия. 5. Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. 6. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.
7. Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет 8. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени : « Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось … » 9. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы: « Нет худа без добра », « Ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…» 10. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
11. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми! 12. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мышечная релаксация, приемы визуализации, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции. 13. Помогайте ребенку преодолевать чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживаний по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
Суицид подростков имеет следующие черты: суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный , вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие: тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Статистика В мире на 100 тыс. подростков совершается 10 самоубийств. В России – 38 .
До 70% подростков – конфликт в семье. Только 20% подростков совершают суицид в состоянии алкогольного опьянения, ПАВ, имеют психические нарушения
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)...
Отчет по выявлению и предупреждению суицидального поведения у несовершеннолетних.
Ежеквартально ведется мониторинг суицидального поведения подростков, проводится комплексная профилактическая работа совместно с учителями и родителями, в результате чего подобных явлений не обнаружено...
Родительское собрание -практикум "Повышение самооценки ребенка,как фактор предотвращения суицидальных проявлений среди детей и молодежи.
Родительское собрание -практикум "Повышение самооценки ребенка,как фактор предотвращения суицидальных проявлений среди детей и молодежи....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации...
Рекомендации для родителей и педагогов по выявлению признаков суицидального поведения у детей и подростков, формируемого под воздействием пользователей сети ИНТЕРНЕТ
методическая разработка...
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также выявлению различных зависимостей, обучающихся МКОУ Ос
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также...
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике....