Выступление на педагогическом совете.
материал (5 класс) на тему
Тема доклада "Адаптация учащихся 5 класса в средней школе". Основное направление- готовность к обучению в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_uchashchihsya_5_klassa_k_sredney_shkole.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: « Адаптация 5А класса к процессу обучения в средней школе»
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства-стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются-тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, остает в учебе и уже не хочет идти в школу.
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе».
Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от преемственности связей. Поэтому задачи на период адаптации, поставленные перед педагогами-предметниками и классным руководителем, были следующие:
- создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников в школе
- изучение классного коллектива
- знакомство с родительским коллективом
- оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям
- формирование у обучающихся позитивного отношения к школе
- организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации
- организация внеклассной работы в классном коллективе
При переходе в среднюю школу , можно избежать серьезных проблем с учебой, с воспитательным процессом, если при этом учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. Порой рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов может затруднить адаптацию детей к основной школе, поскольку ученик впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования , соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Для решения этих задач были предприняты следующие шаги. Разговор с учителем начальных классов, Денисенко Евгенией Анатольевной , о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности, узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
На данный момент в классе 29 человек. 13 из них девочки, 16-мальчики. Ученики с ослабленным здоровьем, слабовидящие: Гущина А., Осипов Д., Купсулдаев Т., Корочкина Д., Пономарев Д., Архандопуло М. Из многодетных семей-Егорова, Любишкина, Федосовы, Мравян, Шишкин, Атоян. Из малообеспеченных и социально-незащищенных: Егорова, Красавина,Гущина.Учащиеся с элементами социальной и педагогической запущенности- Атоян Артем.
В целом коллектив производит впечатление слаженного и активного. Дети добродушны и приветливы. Дети готовятся к занятиям, но есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: Кожин В., Гришин Д., Архандопуло М., Шишкин Н., Атоян А. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением некоторых учеников, таких, как Атоян А., Шишкин Н., Архандопуло М.
Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость учащихся, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям. По итогам 1 четверти: отличники: 2 человека: Гуйс Кристина и Чочия Лука; успевают на «4» и «5» -14 человек, с 1 тройкой и более 12 человек. По окончанию 2 четверти показатели немного изменились, к отличникам присоединилась Гущина Анастасия; на 4 и 5 количество изменилось до 12 человек; и с 3 -окончили13 человек.
Практически все ученики задействованы в кружковой работе, все посещают занятия по интересам и можно сказать, что внеклассная деятельность очень активна.
За прошедшие месяцы с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания. Это школьные олимпиады, в конкурсе чтецов « Моя Москва», в новогодних мероприятиях, в оформлении праздничных газет, также посетили фестиваль «Наши общие возможности - наши общие результаты».
По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5А класса по следующим показателям:
- произвольность психических процессов. Есть часть учащихся, которые не могут организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
- умственная работоспособность. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. Но в целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
- мотивационная сфера . Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
- Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Данная склонность к школьной дезадаптации наблюдалась и у некоторых еще наблюдается-это Атоян А.,Шишкин Н., Архандопуло М. С ними проводится индивидуальная работа, а также привлекаются к данной проблеме родители.
- Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
- Эмоциональное состояние. У большинства учащихся нашего класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями. Но с приходом в коллектив 5А класса Атоян Артема, ребята находятся в постоянном стрессе. Из-за его регулярных эмоциальных вспышек в поведении. Это выражается в активном протесте ничего не делать на уроке, постоянно нарушает дисциплину на перемене и на уроке, ссориться с одноклассниками, а главное,мешает процессу обучения ребят, открыто демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, полное непонимание учебной задачи. Поэтому на основании вышесказанного, считаю, что для Артема адаптация к школе и получение среднего образования будут более эффективными в условиях индивидуального обучения.
И в заключении, хочу сказать, что все наши пятиклассники разные. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Надеюсь, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать все, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...