Рейтинг как средство повышения качества обучения и активности учащихся в работе классного руководителя
методическая разработка на тему
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки в учебной и внеурочной деятельности. Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости и участия во внеурочной деятельности школьников (далее - рейтинговая система), так как "лучший способ добиться, чтобы дело было сделано, это поощрять соперничество: не низменное корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_reyting_kak_model_povysheniya_kachestva.doc | 622 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная СОШ № 1»
Сургутского района ХМАО-Югры
Рейтинг как средство повышения качества обучения
и активности учащихся в работе классного руководителя
Автор: Кочухова Ирина Михайловна,
учитель математики высшей категории,
МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1»
2016-2017 учебный год
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Проблема повышения качества образования в связи с ее актуальностью представляет чрезвычайный интерес. Что же касается факторов повышения качества образования в рамках самой системы образования, то тут полезно реальное «соревнование» в аспекте качества инновационной деятельности (у кого лучше).
Поиски главной идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются.
В принципе, вопрос о качестве образования – это вопрос о мотивации обучаемых. Создавать искусственную мотивацию не имеет смысла, это неэффективно. Главное в мотивации – создать условия, когда будущий выпускник точно будет знать, что необходимо иметь активную жизненную позицию во всех сферах деятельности, когда он будет знать, что в обществе почти невозможно «пробиться» с позицией «пусть кто-то, но не я», обрекая себя на более худшие условия проживания в обществе. Иные виды мотивации малоэффективны.
Вопросы оценки образовательных достижений учащихся, эффективности работы учителей, результативности воспитательной работы находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и всех слоёв нашего общества. Концепция модернизации российского образования и государственная политика по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования. Выявление основных тенденций развития воспитательной системы школы, совершенствование технологии мониторинга качества школы.
Внедрение модели мониторинга качества воспитательной деятельности обучающихся в форме рейтинговой игры «К вершине Олимпа» позволяет проводить систематическое наблюдение за состоянием воспитания подрастающего поколения с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов.
Актуальность исследования. Сегодня связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Учение становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики. Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются. Отметочной системы, измеряющей только единичный конкретный результат, становится недостаточно. Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки в учебной и внеурочной деятельности.
Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости и участия во внеурочной деятельности школьников (далее - рейтинговая система), так как "лучший способ добиться, чтобы дело было сделано, это поощрять соперничество: не низменное корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства" [1].
Школе необходима новая система оценивания, так как существующая ныне уже не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития познавательной активности детей. Проблему может решить использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой). Объединить статистику, учебу, внеурочную деятельность в одну тему будет очень интересно и познавательно, ведь мы сможем узнать для себя много нового и рассказать другим. Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Статистика позволяет компактно описать данные, понять их структуру, провести классификацию, увидеть закономерности в хаосе случайных явлений.
Целью работы является повышение качества обученности и активности во внеурочной деятельности через использование рейтинговой технологии в воспитательной работе с классом.
Задачи:
- повысить мотивацию в обучении, повысить качество знаний;
- повысить общественную активность учащихся;
- повысить результативность взаимодействия педагогического коллектива с родителями, активность участия родителей в жизни школы;
- развитие самоуправления;
- повысить культуру поведения и общения учащихся;
Практическая значимость: в каждом человеке заложены элементы математического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Исходя из этого, рейтинговая технология оценивания является общепедагогической и применима в любых учебных программах и предметах, т.к. элементы математической статистики можно применить в любой области повседневной жизни, в том числе в учебной и внеурочной деятельности. А значит данную игру может взять на вооружение любой классный руководитель.
Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека. Следовательно, рейтинг обучения ученика – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека.
Дадим следующее определение рейтинга ученика: рейтинг - это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
Результативность — это оценка степени достижения результата. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу [2].
Применение рейтинговой технологии в определении результативности учащихся
В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в школе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также внеурочной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, и т.д.
Виды рейтинга. По этапу контроля предусматривают его следующие виды: текущий; промежуточный, итоговый.
Все результаты, достигнутые учащимися на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный балльный показатель. Цель ученика - набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь.
Начисление баллов. Рейтинговая система позволяет каждому учащемуся рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое занимает ученик в классе, на параллели, в школе. Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно точно оценить каждый вид учебной и внеурочной деятельности соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню.
Текущий рейтинг учащегося слагается из следующих компонентов:
- оценок по различным предметам
- баллов за участие во внеурочной деятельности
- штрафных баллов по дисциплине. Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде наказания за различные дисциплинарные провинности (штрафы).
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой):
- Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
- Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
- Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
- Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя) [3] .
Полученные в результате баллы суммируются в балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в классе по уровню его участия. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого. В течение полугодия идет непрерывное повышение балльного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции ученика.
При формировании олимпийского рейтинга использовалась рейтинговая таблица участия учащихся в учебной, досуговой деятельности, а также учитывались дисциплинарные взыскания за два года обучения.
За каждый вид деятельности начисляется определенное количество баллов, которое заранее оговаривается с учениками (приложение). Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за все виды деятельности по каждому году обучения.
Общие требования и условия:
Класс разбивается на три команды. У каждой команды имеется свое название, девиз и эмблема.
Команде необходимо: выбрать командира; выбрать летописца, который будет вести летопись команды, в которой отражаются все дела и события. Командиры будут собираться на Совет Олимпа.
Оценка соревнования команд:
- оценка производится в соответствии с единой рейтинговой таблицей игры;
- оценивать участи в различных делах будет Совет Олимпа;
- победителем соревнования считается команда, которая с лучшими результатами достигнет вершины Олимпа;
Награждение: победители по итогам игры будут награждаться грамотами и призами
Шаг 1. По результатам каждой четверти вычисляем балльный показатель учебной деятельности Бу = сумме всех оценок по предметам. Начиная со 2 четверти, к данному показателю могут добавляться или отниматься дополнительные баллы Бдоп, причем учитывается каждая пятерка по результатам четверти (± 5), повышение качества успеваемости по результатам четверти, года.
Шаг 2. Далее рассчитываем показатель по результатам участия учащихся во внеурочной деятельности по полугодиям, с учетом результативности подводим итоги балльного показателя Бвн.
Критерии участия в мероприятиях:
подготовка, оформление, участник мероприятия, проведение мероприятия (по готовому сценарию) + 2 балла
проведение мероприятия по своему сценарию + 5 баллов
1 место + 10 баллов
2 место + 5 баллов
3 место + 3 балла
Шаг 3. Рассчитываем показатель дисциплинарных нарушений, взысканий Бш (штрафы) с учетом записей в дисциплинарном дневнике, опозданий на уроки, пропусков уроков без уважительной причины.
Шаг 4. Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, вычитается только Бн, образуя показатель итогового рейтинга R = Бу ± Бдоп + Бвн – Бш.
Шаг 5. Результаты рейтинговой игры доводятся каждую четверть до сведения учащихся и их родителей в форме таблиц и графиков.
Выводы
По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в классе по уровню его участия. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого. В течение полугодия идет непрерывное повышение балльного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Результативность зависит от количества участий членов команды, количества побед в различных мероприятиях и наличие минимальных штрафных баллов за дисциплинарные нарушения, взыскания. Изучив статистику результативности лидеров за два года участия в игре, были отобраны лидеры «Лучшие ученики» и команды - лидеры. По результатам рейтинговой игры «К вершине Олимпа» в 5 классе «Лучшими учениками стали респонденты № 23, 3, 13, 17, 11 (несколько учеников имели одинаковые рейтинговые баллы). По результатам рейтинговой игры «К вершине Олимпа» в 6 классе «Лучшими учениками стали респонденты № 11, 23, 17. Еще три респондента № 3, 20, 13 награждены поощрительными призами. Кроме того, прослеживается повышение качества успеваемости с 50% до 58%, повысился балльный показатель у всех респондентов, кроме № 9,15,16,19,22, неизменным остался показатель у респондентов № 14,25. Таким образом, 73% учащихся класса повысили свой балльный коэффициент, а значит, повысили свою активность в учебной и внеурочной деятельности.
Таким образом эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
– в росте социальной активности учащихся;
– в ориентации на успех;
– в повышении самооценки;
– в укреплении командного духа.
Заключение
Анализ применяемой нами рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся. Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с одноклассниками, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы.
Внедрение рейтинговой системы учащихся обеспечивает постоянное стремление учеников набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, активность участия во внеурочной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу учащихся и как результат повышает мотивацию к деятельности. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции ученика.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным. Для учащихся рейтинг может быть и средством "приобретения" некоторых благ: гарантия защищенности при регулярной работе, поощрение за лидерство, знание своего места среди сверстников.
Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что-то придумывать.
Литература
1. Карнеги Д.Р. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», 1981 by Donna Dale Carnegie and Dorothy Carnegie (Revised Edition) © Перевод. ООО «Попурри», 1998© Оформление. ООО «Попурри», 2007
2.Чернявская А.П., Гречин Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения», Ярославль, 2008 г.
3. В. В. Бондина, методист МКОУДО «ИМЦ»/ Статья «Рейтинговая система оценивания как средство индивидуального развития учащихся». Рейтинговая система оценивания как средство... imc-new.com›obrstandart/590-2014-02-07-07-12-03
Приложения
Положение о конкурсе «Лучший ученик»
В конкурсе «Лучший ученик» принимают участие все ученики класса. Итоги подводятся один раз в год советом класса с участием классного руководителя и родительским комитетом. При этом определяется лучший ученик класса. Первое условие, которое надо учитывать при подведении итогов: лучший ученик не обязательно лучший в учебе по оценкам.
Лучший ученик – это ученик, который:
- проявляет серьезную заинтересованность в учебе, любит и умеет учиться;
- проявляет глубокий интерес к определенным предметам и достигает в изучении этих предметов серьезных успехов, участвует в олимпиадах, конкурсах, смотрах, занимается научно-исследовательской деятельностью;
- охотно делится своими знаниями с товарищами;
- готов прийти на помощь товарищу, которому трудно в учебе, и при этом предложить помощь самому, не дожидаясь, когда об этом попросят;
- дисциплинирован и воспитан;
- принимает активное участие в жизни классного коллектива;
- доброжелателен и отзывчив;
- пользуется уважением в коллективе.
Положение о долгосрочной игре «К вершине Олимпа»
Цель: развитие и совершенствование работы органов детского самоуправления, на основе рейтинговой игры.
Задачи: объединение и сплочение детей; содействие в сплочении классного коллектива; использование группового соревнования.
Общие требования и условия:
Класс разбивается на три команды. У каждой команды имеется свое название, девиз и эмблема.
Команде необходимо: выбрать командира; выбрать летописца, который будет вести летопись команды, в которой отражаются все дела и события. Командиры будут собираться на Совет Олимпа.
Оценка соревнования команд:
- оценка производится в соответствии с единой рейтинговой таблицей игры;
- оценивать участи в различных делах будет Совет Олимпа;
- победителем соревнования считается команда, которая с лучшими результатами достигнет вершины Олимпа;
Награждение: победители по итогам игры будут награждаться грамотами и призами
Рейтинговая таблица игры
№ | Мероприятия | Баллы | Примечание |
1. | Учебно-познавательная деятельность Каждая оценка по предмету по результатам четверти Каждая пятерка по результатам четверти Повышение качества успеваемости по результатам четверти, года Помощь консультанта. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах: 1 место 2 место 3 место | +5,+4,+3,+2 +5 или -5 +n или -n +5 +2 +10 +5 +3 | Суммируются все оценки за четверть, год. Если ученик добавил или потерял «5» Ученик получает дополнительные баллы (или теряет) за повышение (понижение) своего качества. За каждое участие |
2. | Досуговая деятельность 1. Участие в мероприятиях: - подготовка, оформление; - участник сценария - проведение мероприятия (по готовому сценарию) - проведение мероприятия по своему сценарию 2. Участие в конкурсах 1 место 2 место 3 место | +2 +2 +2 +5 +10 +5 +3 | Мероприятие считается проведенным при наличии сценарной разработки |
3. | Дисциплина и порядок 1. Запись в дисциплинарном дневнике 2. Опоздание на урок 3. Пропуск уроков без уважительной причины | -5 -1 -5 | За каждое опоздание За каждый пропущенный день |
Сравнительный анализ балльного показателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся
Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...
Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"
В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....
"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя
Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....
ИКТ в работе классного руководителя как средство повышения познавательного интереса учащихся
В своей практике классный руководитель сталкивается с проблемой снижения познавательнойдеятельности школьников. Как пробудить интерес к образованию, удержать заинтересованность вуспешном обучени...
Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя
Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...
Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя
Методические рекомендации по использованию таблицыТаблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации ...