Рейтинг как средство повышения качества обучения и активности учащихся в работе классного руководителя
методическая разработка на тему

Кочухова Ирина Михайловна

      Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки в учебной и внеурочной деятельности. Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости и участия во внеурочной деятельности школьников (далее - рейтинговая система), так как "лучший способ добиться, чтобы дело было сделано, это поощрять соперничество: не низменное корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная СОШ № 1»

Сургутского района ХМАО-Югры

Рейтинг как средство повышения качества обучения

 и активности учащихся в работе классного руководителя

 Автор: Кочухова Ирина Михайловна,

учитель математики высшей категории,

МБОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1»

2016-2017 учебный год

И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Проблема повышения качества образования в связи с ее актуальностью представляет чрезвычайный интерес. Что же касается факторов повышения качества образования в рамках самой системы образования, то тут полезно реальное «соревнование» в аспекте качества инновационной деятельности (у кого лучше).

Поиски главной идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются.

В принципе, вопрос о качестве образования – это вопрос о мотивации обучаемых. Создавать искусственную мотивацию не имеет смысла, это неэффективно. Главное в мотивации – создать условия, когда будущий выпускник точно будет знать, что необходимо иметь активную жизненную позицию во всех сферах деятельности, когда он будет знать, что в обществе почти невозможно «пробиться» с позицией «пусть кто-то, но не я», обрекая себя на более худшие условия проживания в обществе. Иные виды мотивации малоэффективны.

Вопросы оценки образовательных достижений учащихся, эффективности работы учителей, результативности воспитательной работы находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и всех слоёв нашего общества. Концепция модернизации российского образования и государственная политика по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования. Выявление основных тенденций развития воспитательной системы школы, совершенствование технологии мониторинга качества школы.

Внедрение модели мониторинга качества воспитательной деятельности  обучающихся в форме  рейтинговой игры «К вершине Олимпа» позволяет проводить систематическое наблюдение за состоянием воспитания подрастающего поколения с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов.

Актуальность   исследования.   Сегодня    связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.                                                                                                           

Учение становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики.  Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются. Отметочной системы, измеряющей только единичный конкретный результат, становится недостаточно. Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки в учебной и внеурочной деятельности.

Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости и участия во внеурочной деятельности школьников (далее - рейтинговая система), так как "лучший способ добиться, чтобы дело было сделано, это поощрять соперничество: не низменное корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства" [1].

Школе необходима новая система оценивания, так как существующая ныне уже не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития познавательной активности детей. Проблему может решить использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой).  Объединить статистику, учебу, внеурочную деятельность в одну тему будет очень интересно и познавательно, ведь мы сможем узнать для себя много нового и рассказать другим. Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Статистика позволяет компактно описать данные, понять их структуру, провести классификацию, увидеть закономерности в хаосе случайных явлений.

Целью работы является повышение качества обученности и активности во внеурочной деятельности через использование рейтинговой технологии в воспитательной работе с классом.

Задачи:

  • повысить мотивацию в обучении, повысить качество знаний;
  • повысить общественную активность учащихся;
  • повысить результативность взаимодействия педагогического коллектива с родителями, активность участия родителей в жизни школы;
  • развитие самоуправления;
  • повысить культуру поведения и общения учащихся;

Практическая значимость: в каждом человеке заложены элементы математического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. Исходя из этого, рейтинговая технология оценивания является общепедагогической и применима в любых учебных программах и предметах, т.к. элементы математической статистики можно применить в любой области повседневной жизни, в том числе в учебной и внеурочной деятельности. А значит данную игру может взять на вооружение любой классный руководитель.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека. Следовательно, рейтинг обучения ученика – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека.

Дадим следующее определение рейтинга ученика: рейтинг - это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Результативность — это оценка степени достижения результата. Возможные результаты включают преимущество, неудобство, выгоду, потерю, ценность и победу [2].

Применение рейтинговой технологии в определении результативности учащихся

В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в школе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также внеурочной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, и т.д.

Виды рейтинга. По этапу контроля предусматривают его следующие виды: текущий; промежуточный, итоговый.

Все результаты, достигнутые учащимися на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в  баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный  балльный показатель. Цель ученика - набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь.

Начисление баллов. Рейтинговая система позволяет каждому учащемуся рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое занимает ученик в классе, на параллели, в школе. Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно точно оценить каждый вид учебной  и внеурочной деятельности соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню.

Текущий рейтинг учащегося слагается из следующих компонентов:

  • оценок по различным предметам
  • баллов за участие во внеурочной деятельности
  • штрафных баллов по дисциплине.  Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде наказания за различные дисциплинарные провинности (штрафы).

Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой):

  • Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
  • Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
  • Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
  • Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя) [3] .

Полученные в результате баллы суммируются в балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в классе по уровню его участия. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого. В течение полугодия идет непрерывное повышение балльного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции ученика.

При формировании олимпийского рейтинга использовалась рейтинговая таблица участия учащихся в учебной, досуговой деятельности, а также учитывались дисциплинарные взыскания за два года обучения.

За каждый вид  деятельности начисляется определенное количество баллов, которое заранее оговаривается с учениками (приложение). Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за все виды деятельности по каждому году обучения.

Общие требования и условия:

Класс разбивается на три команды. У каждой команды имеется свое название, девиз и эмблема.

Команде необходимо: выбрать командира; выбрать летописца, который будет вести летопись команды, в которой отражаются все дела и события. Командиры будут собираться на Совет Олимпа.          

Оценка соревнования команд:

  • оценка производится в соответствии с единой рейтинговой таблицей игры;
  • оценивать участи в различных делах будет Совет Олимпа;
  • победителем соревнования считается команда, которая с лучшими результатами достигнет вершины Олимпа;

Награждение: победители по итогам игры будут награждаться грамотами и призами

Шаг 1. По результатам каждой четверти  вычисляем балльный показатель учебной деятельности Бу = сумме всех оценок по предметам. Начиная со 2 четверти,  к данному показателю могут добавляться или отниматься дополнительные баллы Бдоп, причем учитывается каждая пятерка по результатам четверти (± 5), повышение качества успеваемости по результатам четверти, года.  

Шаг 2. Далее рассчитываем показатель по результатам участия учащихся во внеурочной деятельности по полугодиям, с учетом результативности подводим итоги балльного показателя Бвн.

Критерии участия в  мероприятиях:

подготовка, оформление, участник мероприятия, проведение мероприятия (по готовому сценарию) + 2 балла

проведение мероприятия по своему сценарию  + 5 баллов

1 место  + 10 баллов

2 место  + 5 баллов

3 место  + 3 балла

        Шаг 3. Рассчитываем показатель дисциплинарных нарушений, взысканий Бш (штрафы) с учетом записей  в дисциплинарном дневнике, опозданий на уроки, пропусков  уроков без уважительной причины.

Шаг 4. Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, вычитается только Бн,  образуя показатель итогового рейтинга R = Бу ± Бдоп + Бвн – Бш.

Шаг 5. Результаты рейтинговой игры доводятся каждую четверть до сведения учащихся и их родителей в форме таблиц и графиков.

Выводы

По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в классе по уровню его участия. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого. В течение полугодия идет непрерывное повышение балльного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Результативность зависит от количества участий  членов команды,  количества побед в различных мероприятиях и наличие минимальных штрафных баллов за дисциплинарные нарушения, взыскания. Изучив статистику результативности  лидеров за два года  участия в игре, были отобраны лидеры «Лучшие ученики» и команды - лидеры. По результатам рейтинговой игры «К вершине Олимпа» в 5 классе «Лучшими учениками стали респонденты № 23, 3, 13, 17, 11 (несколько учеников имели одинаковые рейтинговые баллы). По результатам рейтинговой игры «К вершине Олимпа» в 6 классе «Лучшими учениками стали респонденты № 11, 23, 17. Еще три  респондента № 3, 20, 13 награждены поощрительными призами. Кроме того, прослеживается повышение качества успеваемости с 50% до 58%, повысился балльный показатель  у всех респондентов, кроме  № 9,15,16,19,22, неизменным остался показатель у респондентов № 14,25. Таким образом, 73% учащихся класса повысили свой балльный коэффициент, а значит, повысили свою активность в учебной и внеурочной деятельности.

Таким образом эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:

– в росте социальной активности учащихся;

– в ориентации на успех;

– в повышении  самооценки;

– в укреплении командного духа.

Заключение

Анализ применяемой нами рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся. Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с одноклассниками, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы.

Внедрение рейтинговой системы  учащихся обеспечивает постоянное стремление учеников набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности,  активность участия во внеурочной деятельности,  тем самым организует систематическую, ритмичную работу учащихся и как результат повышает мотивацию к деятельности. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции ученика.

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.

Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным. Для учащихся рейтинг может быть и средством "приобретения" некоторых благ: гарантия защищенности при регулярной работе, поощрение за лидерство, знание своего места среди сверстников.

Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что-то придумывать.

Литература

1. Карнеги Д.Р. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», 1981 by Donna Dale Carnegie and Dorothy Carnegie (Revised Edition) © Перевод. ООО «Попурри», 1998© Оформление. ООО «Попурри», 2007

2.Чернявская А.П., Гречин Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения», Ярославль, 2008 г.

 3. В. В. Бондина, методист МКОУДО «ИМЦ»/ Статья «Рейтинговая система оценивания как средство индивидуального развития учащихся».  Рейтинговая система оценивания как средство... imc-new.comobrstandart/590-2014-02-07-07-12-03

Приложения

Положение о конкурсе «Лучший ученик»

В конкурсе «Лучший ученик» принимают участие  все ученики класса. Итоги подводятся один раз в год советом класса с участием классного руководителя и родительским комитетом. При этом определяется лучший ученик класса. Первое условие, которое надо учитывать при подведении итогов: лучший ученик не обязательно лучший в учебе по оценкам.

        Лучший ученик – это ученик, который:

  • проявляет серьезную заинтересованность в учебе, любит и умеет учиться;
  • проявляет глубокий интерес к определенным предметам и достигает в изучении этих предметов серьезных успехов, участвует в олимпиадах, конкурсах, смотрах, занимается научно-исследовательской деятельностью;
  • охотно делится своими знаниями с товарищами;
  • готов прийти на помощь товарищу, которому трудно в учебе, и при этом предложить помощь самому, не дожидаясь, когда об этом попросят;
  • дисциплинирован и воспитан;
  • принимает активное участие в жизни классного коллектива;
  • доброжелателен и отзывчив;
  • пользуется уважением в коллективе.

Положение о долгосрочной игре «К вершине Олимпа»

Цель: развитие и совершенствование работы органов детского самоуправления, на основе рейтинговой игры.

Задачи: объединение и сплочение детей; содействие в сплочении классного коллектива; использование группового соревнования.

Общие требования и условия:

Класс разбивается на три команды. У каждой команды имеется свое название, девиз и эмблема.

Команде необходимо: выбрать командира; выбрать летописца, который будет вести летопись команды, в которой отражаются все дела и события. Командиры будут собираться на Совет Олимпа.          

Оценка соревнования команд:

  • оценка производится в соответствии с единой рейтинговой таблицей игры;
  • оценивать участи в различных делах будет Совет Олимпа;
  • победителем соревнования считается команда, которая с лучшими результатами достигнет вершины Олимпа;

Награждение: победители по итогам игры будут награждаться грамотами и призами

Рейтинговая таблица игры

Мероприятия

Баллы

Примечание

1.

Учебно-познавательная деятельность

Каждая оценка по предмету по результатам четверти

Каждая пятерка по результатам четверти

Повышение качества успеваемости по результатам четверти, года

Помощь консультанта.

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах:

1 место

2 место

3 место

+5,+4,+3,+2

+5 или -5

+n или -n

+5

+2

+10

+5

+3

Суммируются все оценки за четверть, год.

Если ученик добавил или потерял «5»

Ученик получает дополнительные баллы (или теряет) за повышение (понижение) своего качества.

За каждое  участие

2.

Досуговая деятельность

1. Участие в  мероприятиях:

- подготовка, оформление;

- участник сценария

- проведение мероприятия (по готовому сценарию)

- проведение мероприятия по своему сценарию

 2. Участие в конкурсах

1 место

2 место

3 место

+2

+2

+2

+5

+10

+5

+3

Мероприятие считается проведенным при наличии сценарной разработки

3.

Дисциплина и порядок

1. Запись в дисциплинарном дневнике

2. Опоздание на урок

3. Пропуск уроков без уважительной причины

-5

-1

-5

За каждое опоздание

За каждый пропущенный день

Сравнительный анализ балльного показателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся

Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...

Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"

В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....

"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя

Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....

ИКТ в работе классного руководителя как средство повышения познавательного интереса учащихся

В своей практике классный руководитель сталкивается с проблемой снижения познавательнойдеятельности школьников. Как пробудить интерес к образованию, удержать заинтересованность вуспешном обучени...

Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя

Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...

Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя

Методические рекомендации по использованию таблицыТаблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации ...