Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бардымская гимназия»
«Утверждаю» Научный руководитель Доцент, старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования ПКИПКРО
____________/ Фаязова А.Ф | Рассмотрено на заседании школьного методического совета Протокол № ___ от __________ |
|
Концепция воспитательной работы классного руководителя Кучукбаевой Розалии Маулизяновны
Барда – 2016
Введение. В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать». Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания: « Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе ….». Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка в среднем звене общеобразовательной школы». В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, стремлюсь, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей. Не все мои ученики свободно высказывают свои мысли, но они всегда чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности. За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло? Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Как сделать так, чтобы класс был успешным? Цели и задачи воспитательной системы. Поэтому, основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства. Воспитательная система построена на следующих принципах: - Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.
- Субъектность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).
- Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Разрабатывая концепцию воспитательной системы, определила, что система воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности (при их провозглашении), становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни. Цель воспитательной системы - формирование образованной и здоровой личности, способной строить жизнь, достойную Человека, гражданина своей Родины. Задачами воспитательной деятельности являются: - Изучение личности каждого ребенка, принятие его как личности и оказание ему поддержки.
- Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
- Приобщение ребенка к здоровому образу жизни и воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
- Создать условия для полной адаптации учащихся к учебе в среднем звене.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
- Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
- Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
- Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
- Создать тесное взаимодействие с семьей.
Данная система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души. Направления воспитательной деятельности Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником 5-7 классов школы, можно систематизировать следующим образом: - Организация воспитательной деятельности с коллективом учащихся (гражданско – патриотическое, организация самоуправления и самовоспитания, интеллектуально – развивающее, культурологическое, спортивно- оздоровительное)
- Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие в социуме.
1. «Организация воспитательной деятельности с коллективом учащихся» (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения, традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса) Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение. А участие в управлении школой – это способ обучения демократии, подготовки их к жизни. Главный упор в создании демократической модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе «Дружба» и в объеме детской организации гимназии. Особенности воспитательной работы, через ученическое самоуправление предусматривает воспитание лидеров, умения видеть перспективу своего собственного дела, умения отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Это: выбор и работа актива класса, работа по сплочению классного коллектива, которые являются основой воспитательной системы и жизнедеятельности, дежурство по школе, участие в генеральных уборках, подготовка и проведение классных вечеров, спортивных мероприятии, весенняя и осенняя уборка территории парка, участие в разных конкурсах, и т.д. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству, развитие самоуправления. Развитию субъективности личности школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены губернатора класса, создания и работы министров при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений. Моя задача сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребёнка. Спортивно – оздоровительное. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Опыт моей работы со школьниками показывает, что дети, не приучены заботиться о своем здоровье, неизбежны и психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники. Поэтому, мне как биологу, очень важно наличие спортивно – оздоровительного направления в воспитательной деятельности класса, воспитание понимания ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребенка. Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи: - содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную потребность на ведение здорового образа жизни;
- сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
Выполнение поставленных задач планирую через проведение: -классных часов, встреч, где ребенок сможет получить доступные для него знания и представления о способах укрепления и сохранения здоровья. -Обогащение знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы. -Турпоходы, лыжные прогулки, спортивные мероприятия. Интеллектуально- развивающее. Основными задачами являются: - развитие сознательной учебной дисциплины; - воспитание отношения к учебе как к главному труду; - воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования. Выполнению поставленных задач содействует участие ребят в интеллектуальных играх, подготовка сообщений к урокам, выступление в НПК учащихся с рефератами, ведение исследовательских работ, выступление в марафонах знаний и предметных олимпиадах, участие в конкурсах «Енот», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Знаток истории», посещение летних профильных лагерей, участие в предметных неделях, посещение спецкурсов и т.д. Гражданско-патриотическое. Основными задачами являются: - Воспитание уважения к закону; - развитие гражданской и социальной ответственности; - воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы. Идея патриотизма отражается на тематических классных часах, встречах с ветеранами, работниками ОВД, через участие в акции «Милосердие», труддесанты ветеранам труда и пожилым, посещение музеев, участие в предметных неделях по истории, участие в разных конкурсах и т.д. Обсуждение успехов и неудач наших спортсменов в спортивных соревнованиях и российских спортсменов в олимпиадах и чемпионатах мира 2.Взаимодейтсиве с педагогическим коллективом (взаимоотношения с учителями – предметниками, руководителями кружков, администрацией школы, с классным руководителем). Основные задачи: - создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы; - давать возможность детям проявлять свои интеллектуальные возможности проявлять в школе и вне нее. Познание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. Познание происходит в основном в классе, поэтому он обычно значим и привлекателен для учащихся. Я также заинтересована в развитии класса, так как вижу в нем дополнительные ресурсы для успешности учебного процесса. Поэтому посещение спецкурсов и кружков являются одним из дополнительных рычагов развития. В учебную деятельность стараюсь активно привлекать родителей, которые являются отличными помощниками. Постоянно слежу за успеваемостью, оповещаю о них родителей, веду экран успеваемости, в течение года проводится конкурс «Самый успешный ученик». Совместно с учителями – предметниками, психологом провожу индивидуальную работу с учащимися и их родителями. Участие ребят на предметных олимпиадах, конкурсах оказывает положительное влияние на обучение. Каждый стремится к улучшению своих результатов, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию. 3. Взаимодействие с родителями (взаимоотношения с родителями, изучение истории своей семьи) Воспитательная система класса - максимально открытая система. Открытый характер моей воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей любой информации о воспитании и обучении ребенка: они посещают уроки, спецкурсы, встречаются с педагогами. Я стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, совместные праздники, походы. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы обсуждаются на родительском собрании. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет, и создаются группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса. «Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время. «Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса. «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе. «Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги. В работе с родителями используются различные формы: круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос, родительские чтения, родительские вечера, родительские лектории, тематические консультации. Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности. В классе вместе с родителями проводятся семейные праздники. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, День гимназии, День пожилых, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника, Мои достижения, совместные походы родителей и детей, составление и оформление летописи класса. В дальнейшем планирую проводить классно- родительские часы «День моей семьи», на которых каждая семья представляла бы свою визитную карточку: стенгазету о семье, об увлечениях, организацию выставку творчества, музыкальный номер. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей. Желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах. 4. Взаимодействие в социуме (взаимоотношения с людьми: сверстниками, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере, приобщение к истории и традициям школы, села, района, края) Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, т.е. родителями, педагогами и сельским обществом в целом. Ребенок естественно связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно- нравственных и физических качеств. Поэтому необходимо стремиться обогащать этот потенциал. Сюда относиться: музеи, библиотеки, картинная выставка, ДДТ, школа искусств, кружки, которые проводятся в школе, спортивные секции ДЮСК, окружающая нас природа. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего села - другие учителя - другие классы. Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 3 лет(5-7 классы) смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу гимназиста средней школы. Все внеклассные мероприятия и дела планируются с учетом интересов, желаний и возможностей детей.
Механизм реализации. Значимость классного руководителя со временем не уменьшается. Сегодня он выполняет 3 функции: - организовывает деятельность в классе; - заботится о развитии и здоровье ребенка; - помогает в решении проблем. В работе классного руководителя следует выделить три главных направления: 1. Непосредственное воздействие на ученика; 2. Создание воспитывающей среды; 3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка. Классные руководители постоянно совершенствуют свои умения, знания, навыки, овладевают современными методами воспитания детей. А главнейшей задачей педагога является - создание условий для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение, а цель педагога помочь ему в этом. Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах». Критериями эффективности воспитательной системы класса могут быть: - сформированность социальной компетентности личности; - развитость креативных способностей; - проявления индивидуальности каждого ученика; - сплоченность классного коллектива. В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса.
|